Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».
консультация
Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».
Составила: воспитатель Рогачева Т.И.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среде обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под "патриотическим воспитанием" понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников это - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
*Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
*Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
*Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
*Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
*Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
*Развитие элементарных знаний о правах человека;
*Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
*Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.
Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.
Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:
- "Наша армия родная", "На границе", "С чего начинается Родина?", тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа- поэтому целесообразно проводить такие проекты, как "Весна Победы", "Этих дней не смолкнет слава…" и т.д.
Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.
Продолжительность:
краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель),
среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца),
и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).
Цель: патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи.
Образовательные:
- сформировать представления детей о Российской армии;
- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы.
Развивающие:
- вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);
- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;
- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- специалисты;
- родители;
- сотрудники городской детской библиотеки;
- учащиеся школы;
- ветераны.
Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями, социумом.
Необходимое ресурсное обеспечение проекта:
- информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
- материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
- экспонаты мини- музея.
Формы и методы проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов:
- организационно-подготовительный,
- основной (этап непосредственной реализации),
- итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.
С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.
Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.
Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника.
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: "Метод проектов... очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения".
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"
Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...
Доклад на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности»
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпо...
Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...
Выступление на педагогическом совете Воспитатель: Морозова И.Н. «Формирование связной речи у дошкольников в проектной деятельности »
Путь подражания – самый лёгкий...
Выступление на педагогическом совете "Инновационные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.Взаимо...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию.»
В материале описана роль игр по патриотическому воспитанию....