Статья
статья (средняя группа)

Статья на тему «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактического материала»

«Каков человек, такова и его речь»

Сократ.

 

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое, в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Ялматова Инна Константиновна,

воспитатель высш. кв. категории.

                                        МБДОУ «ДС №395 г. Челябинска».

                                                e-mail: inko.veter@mail.ru

«Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактического материала»

«Каков человек, такова и его речь»

 Сократ.

 

«Без игры нет и не может быть

                                                   полноценного умственного развития.

                                                   Игра – это огромное светлое окно,

                                                   через которое, в духовный мир

                                                    ребенка вливается живительный

                                                    поток представлений, понятий.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

Речь – чудесный дар природы, но он не дается человеку сразу от рождения.

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.

 Цель статьи: помочь воспитателям и родителям найти рациональные пути и способы повышения грамотности детей с использованием дидактических игр.

 В своей работе я ставлю и решаю такие задачи, как создание условий для обогащения и накопления опыта детей в ходе познавательно-речевого развития через игры с дидактическим материалом. Умение у детей не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Материалы статьи могут быть полезны для воспитателей ДОУ, студентов, родителей.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать.

Для чего же так необходимо развивать речь ребенка?

Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль за своим поведением, это средство осознания своих переживаний, и сознания себя в целом.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Одним из методов моей работы, стимулирующих познавательно-речевую активность детей дошкольного возраста, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например, Кто быстрей? Не зевать! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Рассмотрим виды дидактической игры.

1. Настольно-печатные игры и игры с предметами. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:

- парные картинки: подбор картинок по парам; подбор картинок по общему признаку; запоминание состава, количества и расположения картинок (самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: одинаковые шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону. Затем задание усложняется: объединить не только по смыслу, но и по заданию (найти два яблока); классификация («Что растет в саду (в огороде)?»);

- составление разрезных картинок и кубиков (задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целое);

- описание, рассказ о картине с показом действий (в таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество;

- игры с предметами: использование реальных предметов, игрушки (классификация, устанавливать сходство и различие (два автобуса: чем отличаются (по цвету, по форме, материалу и т.д.), что общего (колеса, двери, пассажиры, водитель и т.д.)

2. Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся углублять знания о предметах, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связах, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия (например, «Отгадай-ка», «Магазин», «Где был Петя?»; «Кто больше заметил небылиц?», «Похож – непохож»; «Кому что нужно?», «Назови три предмета»; «Испорченный телефон», «Краски», «Белого и черного не называть»).

В повседневной жизни необходимо предлагать поиграть детям: «Разрезные картинки», «Солнце и дождик», «Бабочка, лети!», «Давай познакомимся!», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Какие бывают фигуры», «Широкое – узкое» и другие игры.

Для проведения дидактических игр, я решаю следующие задачи:

1. Знакомлю детей с содержанием игры и использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа в ходе, которой уточняю знания и представления детей).

2. Объясняю ход и правила игры, при этом чёткое выполнение этих правил.

3. Показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза).

4. Определение роли меня в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера непосредственного моего участия определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил).

5. Подвожу итоги игры – это ответственный момент, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В конце игры я спрашиваю у детей: «Понравилась ли вам игра?», и обещаю, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.  

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. То есть, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры. Например, в игре «Магазин игрушек», задачу можно сформулировать так: «Закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость.

Таким образом, представленные в данной статье дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности, умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду; – М: Просвещение, 2008.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр, и доп. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2019.

3. Комарова Т.С.   Дети в мире творчества. - М: Просвещение,2005.

4. Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада /под ред. Марковой. Т.А. – М: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...