«Трудовое воспитание дошкольников с ОВЗ в детском саду»
консультация

Сульдина Светлана Ивановна

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Трудовое воспитание дошкольников с ОВЗ  в детском саду»

 

Цель: систематизация работы по трудовому воспитанию с детьми с ОВЗ

Задачи:

1.         Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.

2.         Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие. Труд».

3.         Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.

Сегодняшняя консультация  посвящена трудовому воспитанию в дошкольном возрасте.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого можно говорить о том, что  трудовое воспитание дошкольников- одна из главных целей. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

    Виды труда и задачи ФГОС ДО предполагает следующие виды труда: самообслуживание; хозяйственный труд; труд природный; ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

     1.Задачи самообслуживания: учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками; учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять; учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

   2.      Задачи  хозяйственного труда: продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их; приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка; учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение; учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

     3.    Задачи природного труда: воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

4.         Задачи ручного труда: учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы; учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

     Формы организации трудовой деятельности. Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы: поручения; дежурства; совместный труд. Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения. Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Хотелось бы закончить изречением В. А. Сухомлинского, что

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в семье и детском саду

Трудовое воспитание в семье и детском саду...

Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...

Трудовое воспитание в старшей группе детского сада.

Трудовое воспитание в старшей группе детского  сада...

Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детст...

«Трудовое воспитание в смешанной группе детского сада»

Трудовая деятельность–это деятельность, направленная на развитие у детей общих трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду.П...

Трудовое воспитание в семье и детском саду

Труд -важнейшее средство воспитания, он формирует трудолюбие, самостоятельность , дисциплинированность у детей....