Статья на тему: "Использование техники нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет"
статья (средняя группа)

Эндрикс-Дарсания Вероника Алексеевна

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисованиеРисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Значительную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступным и соответствующим возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня два раза в неделю. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками и ладонями – это самый простой способ получения изображения. В младшей группе использую технику рисования ладонями и пальчиками. С помощью отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины, которые можно оставить на память. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья. Все, что нужно для рисования – желание и фантазия. Рисование пальчиками уже немного сложнее, чем ладошкой, но ребенок научится сосредотачиваться и рисовать различные картины, на которых будут изображены лошади, коты, цветы, деревья, солнышко, тучки. Отпечатки можно дорисовывать различными фигурами, а при помощи нескольких пальчиков, можно создать пушистый цветок, плывущую по небу тучку, бегущую вдаль реку. Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира, обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному миру. Когда ребенок научится рисовать пальчиками, для него будет намного проще научиться пользоваться карандашами, красками, фломастерами, он научится передавать свое настроение и восприятие. Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют»).

Для развития воображения, восприятия в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки и морковки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

 

Со средней группы я учу детей рисовать тычками. Ребенок опускает в гуашь кисть, ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом гуашь должна быть густой и сухой. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». В этом же возрасте начинаем пользоваться техникой «тампонирование». Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Цыплята», «Облака», «Елочки».

Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок карандашом, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Сова», «Зимние узоры».

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Павлин», «Чудесный букет». Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы?

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток

Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».

В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Работы моих детей  по рисованию занимают призовые места в районных конкурсах и городских. Провожу  консультации, на которых показываю родителям, как рисовать традиционными и нетрадиционными техниками рисования.  Педагог-психолог подготовила консультацию на тему: «Рисованием – развиваем воображение». Для коллег педагогов провожу  мастер классы:   «Удивительные открытки для Деда Мороза»,  изготовление коллажа.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

Консультация по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми »

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчика...

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для дете...

Тема: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет.

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование - очень интересный и в тоже время сл...

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."

Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...