конспект нод развитие речи
план-конспект занятия (старшая группа)

конспект нод развитие речи "народные традиции и обычаи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnye_traditsii_razvitie_rechi.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;

2. Прививать интерес и уважение к народной культуре;

3. Обогащать словарный запас детей;

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей :

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Здоровье»

«Художественное творчество»

«Социализация»

«Музыка»

Оборудование и материалы:

1. Русский народный костюм для взрослого;

2. Куклы плоскостные из бумаги (мальчик и девочка);

3. Краски гуашевые;

4. Сундук;

5. Куклы в народных костюмах;

6. Мелодии русских народных песен;

7. Мультимедиа.

Литература:

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, Д. М. Маханева;

2. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа» Г. Я. Затулина;

3. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова;

4. «Методические рекомендации. Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова.

Ход занятия:

Тихо звучит русская народная мелодия

Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

А теперь:

-Проходите поскорее, занимайте все места.

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь

(дети садятся на стульчики полукругом)

- Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа

Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос«Что такое Родина?»

(ответы детей)

Слайд 1:Родина

- Родина - это русские леса, поля, моря и реки

- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка

- Родина – это место, где стоит наш детский сад.

- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.

Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.

Слайд 2: Уборка урожая

-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.

Слайд 3: праздник Осенины

После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины»

-Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.

-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?

-Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Слайд 4: Мужская одежда

Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху.

Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Слайд 5: Женская одежда

Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Слайд 6 : видеоролик по сказке

Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

А как вы думаете, где хранилась одежда?

Слайд 7: Сундук

(Дети отвечают – в сундуке)

Ведущая :

-Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?

Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику. Приготовили ручки

На сундуке висит замок

Кто бы мне его открыть помог

Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)

Постучали, покрутили (постучать, покрутить)

Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)

-Вот наш замочек и открылся. Давайте откроем сундук и посмотрим,что лежит там.

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.

Ведущая : Это куклы в русских народных костюмах к нам пожаловали Иван да Марья.

Куклы к празднику готовы,

Посмотрите на обновы –

Сарафаны расписные

Да рубашечки льняные

Мальчика зовут Иван

А на Марье сарафан.

Хотят с вами подружиться,

Вместе петь и веселиться.

-Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)

-А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)

Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася

Бусы красны надевала - украшалася.

Давайте немного отдохнем.

Проводится физкультминутка:

В лесу темном есть избушка

(руки качаются, как ветви деревьев, изобразить избушку, скрестив руки над головой)

Там живёт одна старушка (тихо, палец возле рта)

Сарафан, рубаху сшила (показать руками сарафан, рубаху)

А украсить не спешила

(как будто бы что-то шьёт иглой, развести руки в стороны

К детям бабушка спешила (имитировать бег на месте)

И в сундук всё положила (присесть, как бы складывая всё в сундук)

Отдохнули, а теперь садимся в нашу творческую мастерскую, за столы

Кто запомнил последние слова из физкультминутки?

«…И в сундук всё положила»

Что же могла нам старушка ещё положить в сундук?

(Достаю трафареты - куколки мальчика и девочки)

-Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому, что не украшены их наряды.

Не танцует, не поет

Наш игрушечный народ.

Сарафан у них простой-

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят куколки детей

Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой, тесьмой и бусами, а мы для этого будем использовать краски. Девочкам я раздам куколок девочек в сарафанах, а мальчикам – куколок мальчиков в рубахах и штанах.

Приступаем к работам (украшают силуэтные изображения кукол)

Звучит спокойная русская народная мелодия (дети рисуют)

(После выполнения детьми задания)

-А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Звучит веселая мелодия

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут

На прощание я хочу вам подарить куклу оберег, которая будет хранить порядок в мире. Главное, этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...