конспект нод развитие речи
план-конспект занятия (старшая группа)
конспект нод развитие речи "народные традиции и обычаи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnye_traditsii_razvitie_rechi.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;
2. Прививать интерес и уважение к народной культуре;
3. Обогащать словарный запас детей;
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей :
«Чтение художественной литературы»
«Коммуникация»
«Здоровье»
«Художественное творчество»
«Социализация»
«Музыка»
Оборудование и материалы:
1. Русский народный костюм для взрослого;
2. Куклы плоскостные из бумаги (мальчик и девочка);
3. Краски гуашевые;
4. Сундук;
5. Куклы в народных костюмах;
6. Мелодии русских народных песен;
7. Мультимедиа.
Литература:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, Д. М. Маханева;
2. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа» Г. Я. Затулина;
3. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова;
4. «Методические рекомендации. Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова.
Ход занятия:
Тихо звучит русская народная мелодия
Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
А теперь:
-Проходите поскорее, занимайте все места.
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь
(дети садятся на стульчики полукругом)
- Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа
Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина?»
(ответы детей)
Слайд 1:Родина
- Родина - это русские леса, поля, моря и реки
- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка
- Родина – это место, где стоит наш детский сад.
- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.
Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.
Слайд 2: Уборка урожая
-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.
Слайд 3: праздник Осенины
После уборки урожая наступала пора праздника «Осенины»
-Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.
-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?
-Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны
-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.
Слайд 4: Мужская одежда
Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху.
Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Слайд 5: Женская одежда
Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Слайд 6 : видеоролик по сказке
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
А как вы думаете, где хранилась одежда?
Слайд 7: Сундук
(Дети отвечают – в сундуке)
Ведущая :
-Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?
Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику. Приготовили ручки
На сундуке висит замок
Кто бы мне его открыть помог
Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)
Постучали, покрутили (постучать, покрутить)
Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)
-Вот наш замочек и открылся. Давайте откроем сундук и посмотрим,что лежит там.
Звучит русская народная мелодия.
Ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.
Ведущая : Это куклы в русских народных костюмах к нам пожаловали Иван да Марья.
Куклы к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
-Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)
-А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)
Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася
Бусы красны надевала - украшалася.
Давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка:
В лесу темном есть избушка
(руки качаются, как ветви деревьев, изобразить избушку, скрестив руки над головой)
Там живёт одна старушка (тихо, палец возле рта)
Сарафан, рубаху сшила (показать руками сарафан, рубаху)
А украсить не спешила
(как будто бы что-то шьёт иглой, развести руки в стороны
К детям бабушка спешила (имитировать бег на месте)
И в сундук всё положила (присесть, как бы складывая всё в сундук)
Отдохнули, а теперь садимся в нашу творческую мастерскую, за столы
Кто запомнил последние слова из физкультминутки?
«…И в сундук всё положила»
Что же могла нам старушка ещё положить в сундук?
(Достаю трафареты - куколки мальчика и девочки)
-Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому, что не украшены их наряды.
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей
Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой, тесьмой и бусами, а мы для этого будем использовать краски. Девочкам я раздам куколок девочек в сарафанах, а мальчикам – куколок мальчиков в рубахах и штанах.
Приступаем к работам (украшают силуэтные изображения кукол)
Звучит спокойная русская народная мелодия (дети рисуют)
(После выполнения детьми задания)
-А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.
Звучит веселая мелодия
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут
На прощание я хочу вам подарить куклу оберег, которая будет хранить порядок в мире. Главное, этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...