План работы по самообразование 2022
материал (младшая группа)

Ушакова Ольга Николаевна

План работы по самообразование 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya.docx128.19 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»Эмблема детского сада

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Тема: «Развитие мелкой и крупной моторики у детей 2-3 лет через специальные организование игры и упражнения».

                                                                                                                       Воспитатель: Ушакова О.Н

                                                                       

Яр-Сале 2022-2023 год

Актуальность выбранной темы

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног)

Крупная моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела. Это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, ползание, лазание, бег, наклоны, ходьба и так далее.

Крупная моторика развивается посредством игр и физических упражнений. Наиболее эффективной методикой развития является гимнастика. Она состоит из упражнений, которые содержат наклоны и повороты, махи и прыжки, хождение на цыпочках и пяточках, приседания и скрещивания рук. Все это поможет научиться держать собственное тело под контролем и развивать каждую крупную мышцу отдельно и все вместе комплексно

  Когда у детей слабо выражена двигательная активность детей двигательных умений препятствует нормальному развитию речи, получению знаний, умений и навыков; приводит ребенка к дефициту познавательной активности и к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности. У детей возникают затруднения в передвижении в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, а также делает проблематичным освоение навыков письма и чтения. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка.      

Развитие навыков мелкой и крупной моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, а также движения тела, рук и ног, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий

Исходя из этого и проведя наблюдения в своей группе, определила следующую проблему: дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по лепке, рисованию. Не сформированы навыки самообслуживания. Мелкая и крупная моторика развита плохо. Поэтому я уделила большое внимание данной проблеме и составила план работы.

Цель: развитие мелкой и крупной моторики рук у детей 2-3 лет в процессе игры и упражнения.

Задачи: 

Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить физическая активность, двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Ожидаемый результат:

Дети:

-К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

-Повысится интерес детей к играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;

-Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;

-Станут больше говорить, со взрослыми, общаться со сверстниками.

- Повысится интерес, к физической активности у детей.

Родители:

-Повысится интерес у родителей к данному вопросу

-Расширится кругозор родителей о влиянии мелкой и крупной моторики   у детей

-Консультации для родителей крупная и мелкая моторика.

 -Помощь и участие в разнообразных мероприятиях

Педагоги:

-Разработанная система помогает повысить уровень развития мелкой и купной моторики у детей младшего дошкольного возраста

-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком

План работы на 2022-2022 учебный год

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр и упражнений для развития мелкой и крупной моторики.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика.

Февраль

Консультация для родителей: «Значение развития крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста».

Март

Анкетирования для родителей

Апрель

 Консультация «Игры и упражнения по развитию крупной моторике».

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2022-2023 учебный год

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Переложи игрушки»

Упражнять детей заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой, мелкие предметы (пуговицы, фишки)

«Зеркало»

Упражнения на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало.

Октябрь

«Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений

«Кегли и мячи»

Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Ноябрь

«Намотай веревочку»

Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, скорость движения.

«Кошечка»

Упражнения на крупную моторику, укрепление мышц и правильное развитие скелета.

Декабрь

«Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

«Мешочки»

Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Январь

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной

поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

«Полоса препятствий»

Упражнения на крупную моторику, развития координацию движений.

Февраль

«Золушка»

Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, развитие ловкости рук.

 «Снеговик»

Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику.

Март

«Крутись, карандаш»

Упражнения на мелкую моторику рук ребенка, массаж ладоней рук.

«Хождение по разным линиям»

Упражнения на крупную моторику, удерживать равновесие.

Апрель

«Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

«Паучок»

В упражнении передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.

Май

«Собери бусы из крышек»

Упражнения на мелкую моторику, упражнять детей в нанизывании деталей на шнурок

«Попадаем в цель»

Упражнения на крупную моторику, развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.

Работа с родителями

Месяц

Вид деятельности

Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

 Сентябрь

Октябрь

Беседа с родителями

Ноябрь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики»

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Январь

Совместное творчество детей и родителей.

Февраль

Консультация для родителей: «Значение развития крупной моторики для детей младшего дошкольного возраста».

Март

Анкетирования для родителей

Апрель

Консультация «Игры и упражнения по развитию крупной моторике».

Май

Индивидуальные консультации

Работа с педагогами

Представление консультаций по данной теме

Подготовить консультацию для педагогов

По плану ДОУ

Консультация

Представление опыта работы по теме

Проведение непосредственно образовательной деятельности

В течение года

Открытый просмотр

Учебно-методическая и справочная литература

Название книги

Автор

Издательство

Год

1.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1 – 3 года

Е.А Янушко

 «ВЛАДОС»

2019

2.

Развитие крупной моторики, комплексы и упражнений для детей 2-3 лет

Т.Е Харчество

 «Мазайка-синтез»

2020

3.

Формирование мелкой моторики рук.

С.Е. Большакова

 «Сфера»

2008

4.

Сборник подвижных игр

Э.Я Степаненкова

«Мазайка-синтез»

2020

5.

«Энциклопедия развивалок»

Т. Решетник

«ЭКСМО»

2011

6.

«Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

И.А Строгонова

«Кроха»

2008

«Развиваем мелкую моторику у малышей»

И.А Ермакова

 «Литера»

2008

8.

Инновационная программа « От рождения до школя»

Н.Е Вераксы

«Мазайка-синтез»

2021

9.

Пальчиковые игры.

Т.Ю Бардышева

«Карапуз»

2007

10.

Утренняя гимнастика

Т.Е Харчество

«Мазайка-синтез»

2016

 

Предполагаемый результаты на 2022-2023 год:

 1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;

 2.Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

3.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

4.Умение использовать разные способы и приемы познания.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой и крупной моторики у детей, через специальные организование игры и упражнения».

2. Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

        Приложения:

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: Карандаш

Описание упражнения:

Под спокойную музыку дети катают между ладонями карандаш (движение ладоней вперед-назад). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук.

Веселые ладошки.

Цель: развивать общие и ручной моторики, самомассаж ладоней.

Описание упражнения:

Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Воспитатель вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками.

Хлоп! (Хлопнуть в ладоши)

Раз! (Легко ударить себя по коленям)

Еще (Хлопнуть в ладоши)

Раз! (Легко ударить себя по коленям)

Мы похлопаем сейчас (Хлопки в ладоши)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай. Шлепай веселей! (Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой).

Игра "Кто в домике живет?".

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

Цель: развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".

Игра «Сухой бассейн» 

Цель:

- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

развивать тактильные ощущениямелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

Упражнение«Ромашка»

Оснащение: нарисованная на

картоне ромашка с контурными

лепестками и желтой серединкой;

кусок глины или пластилина

белого цвета.

Я – цветок на длинной ножке,

С желтой серединкой.

А зовут меня – ромашка.

«Дорожка»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Материал: листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки.

«Разноцветные прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает, как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

«Найди сюрприз»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование: Фантики 10-15 штук, мелкие предметы, значки, пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрприза.

Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Машины застежки»

Цель: Формировать умение застегивать и расстёгивать пуговицы, растёгивать молнии. Завязывать ленты, вдевать шнурок в отверстие.

 Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде.

Игра «Крышечки»

Цель: развивать мелкую моторику. Формировать умение закручивать и откручивать предметы.

Материал: пластиковые бутылки, коробка, самоклеющаяся цветная бумага, разноцветные шнурки.

Подберите прочную коробку нужного вам размера. Отрежьте верхнюю часть бутылки (горлышко) высотой равной высоте коробки.  Проделайте отверстия в коробке для горлышек бутылок, так, чтобы они вкручивались, а не просто вставлялись, так соединение будет более крепким. Подберите яркие крышечки, сделайте горячим шилом дырки в крышках, проденьте шнурок, закрепите узелком. Проденьте шнурок сквозь коробку и с другой стороны, таким же способом прикрепите вторую крышку. Количество горлышек и крышек зависит от размера коробки и вашего желания.
Игра «Волшебная ложечка»

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.

На подносе две чашки: слева –чашка с крупой, а справа –пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать, как правильно держать ложку и пересыпать крупу.

Приложения:

Картотека игр и упражнений на развитие крупной моторики у детей 2-3 лет.

Игра «Зеркало»

Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.

Игра «Снеговик»

Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит, солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.

Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»

Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.

  • В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
  • В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
  • Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Игра «Не дай мячику упасть»

Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.

Полоса препятствий

Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврикиладошки или следочки, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.

Упражнение «Хождение по полосе»

Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.

Игра «Попадаем в цель»

Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!

Боулинг, городки, кегли

Игры и упражнения на баланс и равновесие

Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия:

  • Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
  • Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
  • Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».

Игры на развитие крупной моторики дома.

Паутинка

Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.

Паучок

Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.

Кошечка

Упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.

Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.

Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:

  • топать ножками, как медвежонок или слоник;
  • хлопать крыльями, как птичка;
  • стоять на одной ножке, как цапля;
  • прыгать, как зайчик, и т.д.

Переправа

Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.

Хождение по разным линиям

«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

План работы по самообразованию 2022-2023г.

План по самообразованию на тему: "Плавание как средство закаливания детского организма и формирования его личности"....

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Моделирование и применение игр по ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2021 – 2022 учебный год

В этом  учебном году я использовала элементы ТРИЗ технологии во всех образовательных областях и в свободной деятельности в работе с детьми.  Продолжаю составлять  картотеку игр для дете...