«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»
методическая разработка (младшая группа)

Селюнина Эвелина Васильевна

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное  привыкание к её условиям. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряжённое состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Именно в том, как  организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_raz_1.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния  семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное мнение о достоинствах и недостатков детских дошкольных учреждений.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное  привыкание к её условиям. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряжённое состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Именно в том, как  организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.

Малыш тяжело переносит разлуку с мамой, приходит в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть всё сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Работая в детском саду с детьми раннего возраста, я всегда искала пути решения проблем успешной адаптации детей. Меня волновали вопросы – почему одни дети себя ведут спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему  некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт  с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде». Отрыв от дома  и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может понять это как отчуждение лишение родственной любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от нас воспитателей, берущих на себя ответственность за помощь родителям, за душевный комфорт ребёнка, за радостное восприятие нового образа жизни.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, затем в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления и общение с людьми. Стремление малыша к активному взаимодействию с окружающей средой и непосредственный контакт ребёнка с доступными предметами позволяет познать их отличительные особенности и одновременно порождает у него множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность, миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное развитие человека. Для благоприятного течения адаптации я определила для себя условия, одним из которых является работа воспитателя в доадаптационный период.

       Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д.

Игры с  детьми раннего возраста в адаптационный период.

Игра №1. «Иди ко мне».

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Сашенька пришел!». Игра повторяется.

Игра №2. «Погремушечка моя».

Материалы к игре: Петрушка, погремушка.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушкам, радуются.

Игра №3. «Выдувание мыльных пузырей».

Материалы к игре: баночки для выдувания мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Игра №4. «Хоровод».

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,  

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Игра №5 «Покружимся».

Материалы к игре: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро - быстро покружусь,

Тихо - тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

Игра №6. «Прячем мишку».

Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.

Игра №7. «Солнышко и дождик».

Материалы к игре: детские стулья.

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Игра №8. «Хоровод с куклой».

Материалы к игре: кукла средних размеров.

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.

Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

Игра №9. «Догонялки».

Материалы к игре: кукла средних размеров.

Ход игры. Кукла знакомая по игре «Хоровод с куклой», «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы. Кукла их «догоняет, радуется», что нашла их «обнимает» и «говорит: «Вот мои ребятки».

Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

Игра №10 «Солнечные зайчики».

Материалы к игре: маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики.

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.

Игра №11. «Игра с собачкой»

Материалы к игре: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».

Игра №12. «Собирание «сокровищ»».

Материалы к игре: корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

Игра №13. «Делаем коллаж».

Материалы к игре: отрезок цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжа и т.п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.п.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Ребенок выбирает сам предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра №14. «Ловись, рыбка».

Материалы к игре: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому брусок магнита. Воспитатель показывает детям, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышам можно предложить вытянуть, например, красную рыбку.

После того, как будут извлечены все пробки, взрослый считает их: «Вот сколько рыб мы поймали».

Игра начинается снова.

Игра №15. «Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра №16. «Игра с кистями рук».

Ход игры. Дети повторяют те движения, которые им показывает воспитатель. Опускает пальцы вниз и шевелит ими «дождь идет». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.

Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Игра №17. «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь».

Материалы к игре: воздушный шарик, трубочка.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через трубочку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок, травку. Дети повторяют действия взрослого.

Игра №18 «Покатаемся на лошадке».

Материалы к игре: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно. Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, лошадка!»

(сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, а затем самостоятельно.Взрослый добивается, что                                                                                                                                                                                                                                                                                                   бы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все  звукосочетание-громко и четко.

Игра №19. «Книжка угадай-ка».

Материалы к игре: записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Воспитатель наклеивает в записной книжке через страницу (на первой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Игра №20.«Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок».

Материалы к игре: воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

Игра №21. «Забава с увеличительным стеклом».

Материалы к игре: увеличительное стекло (пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ноги это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

Игра №22. «Прогулки по очертаниям разных фигур».

Материалы к игре: широкая плотная лента или тесьма.

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «мы идем по кругу, тра-ля-ля. Мы идем по кругу тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.

Игра №23. «Вместе с мишкой».

Материалы к игре: игрушечный мишка.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Предлагает повторить те же действия с мишкой ребенку.

Игра №24 «Чертим разные фигуры».

Материалы к игре: бумага для рисования, мягкие цветные карандаши.

Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета. Это поможет ребенку научиться различать цвета.

Игра №25. «Игра с куклой».

Материалы к игре: кукла.

Ход игры. Воспитатель дает ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), просит показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д. Предлагает ребенку причесать куклу, умыть, накормить и т.д.

Игра №26. «Соберем игрушки».

Материалы к игре: коробка, игрушки.

Ход игры. Воспитатель приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Садится рядом с малышом, дает в руки игрушку и вместе с ним кладет ее в коробку. Затем дает другую игрушку и просит ребенка самостоятельно положить ее в коробку. Пока игрушки складываются, воспитатель может напевать что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Игра №27. «Передай колокольчик».

Материалы к игре: колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Игра №28. «Зайка».

Материалы к игре: маска зайчика.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок «зайчик» в маске сидит в кругу на стульчике («спит»). Воспитатель поет:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть?

Снами вместе поплясать?

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Игра №29. «Позови».

Материалы к игре: мяч.                                                                                      Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть. Они перекидывают мяч друг другу. Затем воспитатель говорит: «Я играла с Колей, с кем ты хочешь поиграть? Позови.». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Игра №30. «Мяч в кругу».

Материалы к игре: мяч.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Игра №31. «Все дальше и выше».

Материалы к игре: яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Игра повторяется с другими детьми.

Игра №32. «Бегом к дереву».

Материалы к игре: яркие ленточки.

Ход игры. Воспитатель на прогулке привязывает цветные ленты к дереву, песочнице, скамейке. Затем он говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет ребенка за руку и бежит вместе с ним к дереву. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз, объясняя, что собирается делать.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, скамье, песочнице. Хвалит

Игра №33. «Еле-еле, еле-еле».

Ход игры. Дети вместе с воспитателем бегут по кругу, держась за руки.

Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Игра №34. «Мы топаем ногами».

Ход игры. Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг).

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

Игра №35. «Мяч».

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:                                                     Друг веселый, мячик мой.

Всюду рядом он со мной!  

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

После этого мяч «убегает», а взрослый ловит его.

Игра №36. «Огуречик-огуречик».

Ход игры. На одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огуречики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.

         Главное преимущество в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Игры с детьми раннего возраста как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и  привыкание к её условиям. Сделать этот период менее безболезненным для малышей помогут специально разраб...

«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность ...

«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность ...

«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность ...

«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное  привыкание к её условиям. Ребёно...

Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению

Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению...

Игры с детьми раннего возраста как условие успешной адаптации в условиях внедрения и реализации ФОП ДО

Различные игры для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Создание электронной картотеки игр для успешной адаптации....