Ручной труд и рукоделие в жизни современного ребенка.
статья (средняя группа)

Издревле в культуре любого народа предметы быта имели важное значение. Их изготовление обеспечивало процветание народа. С малых лет мальчики учились плести рыболовные сети, силки для охоты, делать простейшие орудия труда. Девочки учились шить и вязать одежду, украшать ее вышивкой нитками и бисером. Ребенок в 3 года умел пользоваться ножом, шилом, топором, иголкой. Это было нормой жизни. Совместное изготовление предметов быта и одежды объединяли семью, передача по наследству секретов мастерства помогала сохранить традиции семьи и этноса в целом, способствовала процветанию всего народа. С развитием промышленности, возраст овладения навыками ручного труда и рукоделия стал отодвигаться. В наше время многие дети в школе не умеют пользоваться иголкой и ниткой, не могут срезать прутик ножом. Многие родители боятся давать детям «опасные» предметы, предпочитая самим за ребенка сделать что-то. Но ведь любой предмет опасен, если не уметь им пользоваться. В наши дни приобщение к ручному труду и рукоделию играет важную роль в обращении детей к истокам народной культуры, семейных традиций и самовыражению детей.

Пункт 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) говорит о направленности на  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту.

Трудовая деятельность, согласно обязательному ежегодному планированию, должна присутствовать в жизни дошкольников. Согласно ФГОС, дважды в месяц должны проводиться занятия по приучению к творческому труду и развитию нестандартного мышления. В подготовительной группе вводится работа с тканью. Людмила Викторовна Куцакова в книге «Конструирование и ручной труд в детском саду» приводит такие целевые ориентиры: учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Но как осуществить эту работу на практике? Для занятий необходим материал и инвентарь. Требуется организация безопасного проведения занятий. Мы в нашей группе решили, что в решении данного вопроса поможет такая форма работы как совместный мастер-класс родителей с детьми. На родительском собрании мы предложили родителям эту форму работы. Опросили родителей у кого дома есть остатки шерстяных и хлопчатобумажных ниток, лоскутку ткани, инструменты для рукоделия, которые уже не используются. Многие бабушки принесли свои крючки, иголки, спицы, пяльца, нитки, портновский мел и другие принадлежности. Они были рады, что их вещи не лежат дома без дела, а послужат обучению детей. Для проведения мастер-класса мы предусмотрели расстановку мебели так, чтобы рядом с каждым ребенком сидел взрослый. На первом мастер-классе мы совместными усилиями сшили чехлы для телефона. Ведущий воспитатель показал алгоритм выполнения работы и базовый результат. Родители с детьми самостоятельно выполнили работу. По желанию чехол можно было украсить декоративными пуговицами или бисером. С детьми к которым не смогли прийти взрослые работу выполнили воспитатели и активисты из числа родителей. На первом мастер-классе у нас присутствовало 14 взрослых. Результат понравился всем. Дети и взрослые получили удовольствие от совместного общения. Изначально планировалось проводить мастер-класс один раз в месяц. Но уже в ноябре дети попросили провести два мастер-класса. На предновогоднем мастер-классе было уже23 семьи. Причем в пяти из них пришли даже папы. На протяжении всего учебного года мы научили детей шить разными швами, вязать крючком косички, делать аппликацию из ткани, вышивать методом изонити и простым крестиком, использовать для украшения работ бисер и бусины, использовать шило для изготовления поделок из природного материала.

 Форма работы мастер-класс оказалась очень эффективной в решении задач построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Содействовало и сотрудничеству детей и взрослых, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, формированию познавательных интересов и познавательных действий. Многие родители отметили, что взаимоотношения в семье улучшились, они стали лучше понимать своих детей. Родители отметили, что больше не боятся давать ребенку иголку, ножницы, шило и нож. Травм, связанных с порезами в домашних условиях стало меньше. По наблюдениям родителей дети в 70% семей стали интересоваться традициями семьи, укрепились отношения между поколениями в семьях.

Опыт нашей группы показал, что современным детям так же важно развивать умения ручного труда и рукоделия, как и нашим предкам. Ручной труд делает их жизнь интересней и полноценней, способствует развитии творческих идей и уверенности в собственных силах.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручной труд и рукоделие в жизни современного ребенка.

Издревле в культуре любого народа предметы быта имели важное значение. Их изготовление обеспечивало процветание народа. С малых лет мальчики учились плести рыболовные сети, силки для охоты, делать простейшие орудия труда. Девочки учились шить и вязать одежду, украшать ее вышивкой нитками и бисером. Ребенок в 3 года умел пользоваться ножом, шилом, топором, иголкой. Это было нормой жизни. Совместное изготовление предметов быта и одежды объединяли семью, передача по наследству секретов мастерства помогала сохранить традиции семьи и этноса в целом, способствовала процветанию всего народа. С развитием промышленности, возраст овладения навыками ручного труда и рукоделия стал отодвигаться. В наше время многие дети в школе не умеют пользоваться иголкой и ниткой, не могут срезать прутик ножом. Многие родители боятся давать детям «опасные» предметы, предпочитая самим за ребенка сделать что-то. Но ведь любой предмет опасен, если не уметь им пользоваться. В наши дни приобщение к ручному труду и рукоделию играет важную роль в обращении детей к истокам народной культуры, семейных традиций и самовыражению детей.

Пункт 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) говорит о направленности на  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту.

Трудовая деятельность, согласно обязательному ежегодному планированию, должна присутствовать в жизни дошкольников. Согласно ФГОС, дважды в месяц должны проводиться занятия по приучению к творческому труду и развитию нестандартного мышления. В подготовительной группе вводится работа с тканью. Людмила Викторовна Куцакова в книге «Конструирование и ручной труд в детском саду» приводит такие целевые ориентиры: учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Но как осуществить эту работу на практике? Для занятий необходим материал и инвентарь. Требуется организация безопасного проведения занятий. Мы в нашей группе решили, что в решении данного вопроса поможет такая форма работы как совместный мастер-класс родителей с детьми. На родительском собрании мы предложили родителям эту форму работы. Опросили родителей у кого дома есть остатки шерстяных и хлопчатобумажных ниток, лоскутку ткани, инструменты для рукоделия, которые уже не используются. Многие бабушки принесли свои крючки, иголки, спицы, пяльца, нитки, портновский мел и другие принадлежности. Они были рады, что их вещи не лежат дома без дела, а послужат обучению детей. Для проведения мастер-класса мы предусмотрели расстановку мебели так, чтобы рядом с каждым ребенком сидел взрослый. На первом мастер-классе мы совместными усилиями сшили чехлы для телефона. Ведущий воспитатель показал алгоритм выполнения работы и базовый результат. Родители с детьми самостоятельно выполнили работу. По желанию чехол можно было украсить декоративными пуговицами или бисером. С детьми к которым не смогли прийти взрослые работу выполнили воспитатели и активисты из числа родителей. На первом мастер-классе у нас присутствовало 14 взрослых. Результат понравился всем. Дети и взрослые получили удовольствие от совместного общения. Изначально планировалось проводить мастер-класс один раз в месяц. Но уже в ноябре дети попросили провести два мастер-класса. На предновогоднем мастер-классе было уже23 семьи. Причем в пяти из них пришли даже папы. На протяжении всего учебного года мы научили детей шить разными швами, вязать крючком косички, делать аппликацию из ткани, вышивать методом изонити и простым крестиком, использовать для украшения работ бисер и бусины, использовать шило для изготовления поделок из природного материала.

 Форма работы мастер-класс оказалась очень эффективной в решении задач построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Содействовало и сотрудничеству детей и взрослых, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, формированию познавательных интересов и познавательных действий. Многие родители отметили, что взаимоотношения в семье улучшились, они стали лучше понимать своих детей. Родители отметили, что больше не боятся давать ребенку иголку, ножницы, шило и нож. Травм, связанных с порезами в домашних условиях стало меньше. По наблюдениям родителей дети в 70% семей стали интересоваться традициями семьи, укрепились отношения между поколениями в семьях.

Опыт нашей группы показал, что современным детям так же важно развивать умения ручного труда и рукоделия, как и нашим предкам. Ручной труд делает их жизнь интересней и полноценней, способствует развитии творческих идей и уверенности в собственных силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

Материал содержит план педсовета , разработанный Токаревой Е.В., вопросы викторины для педагогов....

Педсовет "Традиции северного народного творчества и фольклора в жизни современного ребенка"

В материале размещен план проведения педсовета,разработанный Токаревой Е.В., викторина для педагогов....

Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...

Кукла в жизни современного ребенка.

Роль самодельной народной куклы в сохранении и передаче следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа.Использование народной куклы на занятиях фольклорного кружка в ДОУ....

Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни современного ребенка дошкольного возраста.

Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компо...

Проект "Игрушка в жизни современного ребенка"

Что такое игрушка в жизни ребенка? Какая должна быть игрушка? Эти и другие вопросы, которые задают многие родители рассматриваются в этом проекте...