Технология "Музыкально-оздоровительная работа с детьми в ДОУ"
методическая разработка

Филатова Татьяна Александровна

      Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_zdorove.docx46.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

---------------------------------------------------------------------------------------------------

141650, Московская область, Клинский район, г. Высоковск, ул. Большевистская, д.9а,

телефон 8 (496-24) 6-21-76

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОУ

                                                                   

Музыкальный руководитель Филатова Т.

Актуальность

      Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

        Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

         Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей, в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Новизна: 

    На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Методическая база: 

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная        

          программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,    

          М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
  2. «Праздник каждый день». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, авт. И.Каплунова, И.Новоскольцева. С.-П. «Композитор» 2000 г.
  3. Вокально-хоровая работа в детском саду, авт.М.Ю.Картушина. М. «Скрипторий 2003», 2010 г.

                                                                                                

Цель.

Организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи.

Образовательные.

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Развивать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные.

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ.

Оздоровительные.

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Результативность: 

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей.

                               

Принципы работы.

– принцип научности;

– принцип реалистичности и доступности;

–  принцип занимательности.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПОЗИЦИЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Параметры

Результаты анализа

Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

Соответствует нормам СанПиН

Продолжительность музыкальных занятий.

Соответствует возрасту.

Количество  видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.  Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность,  как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно  3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

Количество  видов деятельности на  муз. занятиях:  3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ , детское творчество -песенно-танцевальное, игры-драматизации ).

  Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

ТСО применяется в основном для прослушивания музыки.

Общая длительность  использования на занятии не превышает 25%

Соответствуют нормам.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

В процессе слушания и пения  проводятся различные  разминки, физкультминутки.(0,5-2 мин; 2-3 раза за все занятие)

Проведение  бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярно проводятся

Психологический климат на занятии.

В основном, занятия проходят в спокойной обстановке

Темп и особенности начала и окончания занятия.

На занятия дети приходят в разном настроении. Иногда  сложно начать с ними работу.

К концу занятия дети могут уставать.

Система музыкально-валеологической работы в ДОУ

       Вопросы организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении и внедрения здоровьесберегающих технологий актуальны для педагогов дошкольного образования. Исследования современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности: звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе; звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы; развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка; струнная музыка развивает у человека чувство сострадания. Регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С.А.Шушаржан). Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие (Л.П.Новицкая, А.Я.Дорман, Г.А. Березина).

      Музыкально-валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:

  • в образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);
  • в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);
  • в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Содержание музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

          Целью музыкально-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются:

  • эмоциональный;
  • духовно-нравственный;
  • личностный;
  • интеллектуальный;
  • коммуникативный;
  • физический   (Т.С. Казакова).

        Музыкально-валеологическая работа направлена на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает наличие:

  • мотива к здравотворчеству и системы ценностей;
  • потребности быть здоровым, знания и убеждения;
  • умение оценивать и контролировать состояние здоровья и умение использовать средства оздоровления.

    Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и идеале здорового человека, а также потребности в здоровом образе жизни эффективно в условиях осуществления компетентностно-деятельностного подхода в процессе о    бразовательной деятельности и взаимодействии с семьей, школой.

      Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического занятия предполагается:

  • валеологическая песенка-распевка;
  • проблемная ситуации;
  • актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
  • закрепление нового материала в практической деятельности.

      В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;

дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;

пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

Приемы, способствующие формированию навыков

здорового образа жизни

      Ценностное отношение и компетенции дошкольника в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.

      Валеологические песенки-распевки.  Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М.Л. Лазарев, М.Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.

      Дыхательная гимнастика  способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания; на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

     Артикуляционная гимнастика   направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «Ротик». Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.

     Оздоровительные и фонопедические   упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения, разработанные В. Емельяновым, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

        Игровой массаж   также используется на музыкально-валеологических занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

       Пальчиковые игры   позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.

         Речевые игры  – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает

эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музыцирование пантомимические и театральные возможности.

        Ритмодекламация  - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).

       Музыкотерапия   способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей  музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

( виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное).

Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое  музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Применение валеологической песни распевки.

    Занятие начинается с песни-распевки, необходимой для активизации внимания детей, создания у них положительного эмоционального настроя на занятие.

Пример: "Доброе утро" (сл. и муз. О. Арсеневской)

1. Доброе утро!                                                    разводят руки в стороны и слегка 

    Улыбнись скорее!                                            кланяются друг другу

    И сегодня весь день                                        "пружинка"

    Будет веселее.                                                   поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик,                                        выполняют движения по тексту

     Носик и щечки.

     Будем мы красивыми,                                     наклоны головы к правому и левому 

     Как в саду цветочки!                                       плечу по очереди.

«Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое,                               (поднять скрещенные руки вверх)

Здравствуй небо голубое,                                  (поднять ладошки вверх)

Здравствуй вольный ветерок,                            (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!»

«Добрый день»

«Добрый день, добрый день,

Нам здороваться не лень.

Этими словами

Здороваемся с вами!»

Применение музыкотерапии.

       Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

Пример: «Весенняя песня» муз. Чайковского

Дети слушают музыкальное произведение, представляют пробуждение природы от зимнего сна.

Применение пальчиковых игр.

     Применяю во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Кошка», при разучивании песни про котика).

Пример: «Замок»

На двери висит замок.                          Ручки складываете в замок, переплетая            

Кто его открыть бы мог?                     пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете

                                                                «замок».

Постучали,                                             Ритмично постукиваете друг об друга

                                                                основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

Покрутили,                                            Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе,

                                                                другую от себя, попеременно меняя их

Потянули                                               Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя

                                                                 пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!                                         Резко отпуская руки, разводите их широко в

                                                            стороны. Стишок нужно читать не очень быстро,

                                                             но четко и ритмично, чтобы движения малыша

                                                              совпадали с ритмом.

«Котенок»

У нашего котенка мягкие лапки,             делаем поглаживающие движения ладонями  

Но на каждой лапке коготки-царапки!  сгибаем пальчики и показываем, как котенок

                                                                    выпускает коготки, то немного сжимая, то

                                                                    разжимая кулачек.

Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики.

    Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения. Выполняя дыхательные упражнений в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.

Пример: Упражнение на дыхание «Бабочки».

Реквизит: бумажные бабочки на верёвочке.

Короткий вдох носом и продолжительный выдох на бабочку.

Применение речевых игр.

   Использую с самого раннего возраста. Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.

Пример: «Пчёлы водят хоровод» (О.Арсеневская)

«Пчёлы водят хоровод»                                     Дети топают на месте.

Брум, брум.                                                          Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот                                          Имитируют игру на барабане.

Трум, трум.                                                           Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать-                                       Выставляют ногу на пятку.

Тир-ля, ля

Так, что начала дрожать

Вся земля.                                                              Хлопают в ладоши.

Применение физкультминутки.

    Физкультминутку провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.

Пример: «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ                                                (ходьба на месте). 

Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп                                          (хлопки в ладоши).

Качаем головой                                             (наклоны головы вправо, влево). 

Мы руки поднимаем                                     (руки вверх).

Мы руки опускаем                                         (руки вниз). 

Мы руки разведем                                          (руки в стороны).

И побежим кругом                                          (бег).

«В лесу»

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)

          Взаимодействие и  просветительская работа с родителями.

    Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.

   Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависят от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи, её традициям, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка».

Совместная работа педагогов ДОУ

     В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют речевые игры, пальчиковые гимнастики, речевые игры.

       Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению здоровьесберегающих технологий.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий.

      Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помогло пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор О.Н.Арсеневская.

     Знания, полученные из этого пособия, дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

Сделала подборку пальчиковых игр.

Сделала подборку дыхательных упражнений.

Сделала подборку артикуляционных упражнений.

Сделала подборку физкультминуток.

Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

Разработала перспективный план работы с родителями.

Провела сравнительную диагностику музыкального развития.

Наглядно-практический материал.

     Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Музыкальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:

Музыкальные инструменты: используется рояль, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.

   Методическая литература: см. картотека «Музыкально-методическая литература», журнал «Музыкальный руководитель» с 2004 года.

    На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.

Список литературы.

  1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Речевые игры Т.Э.Тютюнникова.  Журнал «Дошкольное воспитание» №9,1998.
  3. Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова   ООО Издательство АСТ, 2004.
  4. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей авт. М.Н.Щетинин – Айрис-пресс, 2007.
  5. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная        

          программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,    

          М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

  1.  «Праздник каждый день». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, авт. И.Каплунова, И.Новоскольцева. С.-П. «Композитор» 2000 г.
  2. Вокально-хоровая работа в детском саду, авт.М.Ю.Картушина. М. «Скрипторий 2003», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...