проект "Приобщение детей и родителей к чтению»
проект

Сидоренко Анастасия

«Приобщение детей и родителей к чтению»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priobshchenie_k_cheniyu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №189 "Солнышко»

Педагогический проект:

«Приобщение детей и родителей к чтению»

Выполнила: Сидоренко А.В.

старший воспитатель

г.Камень-на-Оби

Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.

В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи проекта:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

Развивать у детей умение слушать;

Умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять, умение мыслить словами; связную речь; мышление; внимание; воображение;

Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Формы и методы организации проекта:

Анкетирование.

Решение проблемных ситуации.

Педагогические наблюдения.

Консультации для родителей.

Выставки.

Совместная организованная деятельность.

Оформление информации для родителей в приемной.

Творческие мастерские.

Сюрпризные моменты.

Ожидаемый результат

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;

Разработка плана мероприятий;

Основной этап

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

Образовательная область. Совместная деятельность

Физическое развитие. Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня"

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д

Здоровье. Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе"

Познавательно-речевое развитие. Познание Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" Отгадывание загадок. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений детских писателей; викторина "Дорогами русских народных сказок "

Коммуникация. Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского Беседа по сказкам Игра "Испорченный телефон"

Чтение художественной литературы. Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей Драматизация сюжетов знакомых сказок Заучивание стихов

Социально-личностное развитие. Социализация Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"

Труд. Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.

Безопасность Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом и т. д.

Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Коллаж "Чудо-дерево" Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина Рисование на тему "Книжка" Творческое рисование "Закаляка" Художественный труд "Бабочка" (природный материал)

Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Организация библиотечки;

2. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";

3. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;

4. Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги? ", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг? ".

5. Викторина "Взрослые и я -читающая семья"

6. Консультативно-просветительская работа

7. Организация фотовыставки "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".

Заключительный этап

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.

Подведение итогов

Перспективный план работы с детьми и родителями

Январь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая книжка» и «Мой любимый герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Февраль

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

Март

1. Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Заяц, Медведь, рыбак

Апрель

1. Инсценировка сказки «Три поросенка»

2. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х. -К. Андерсена

3. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

1. Литературная гостиная «Творчество К. Чуковского»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», сказок К. Чуковского

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Маша, Федора.

Сентябрь

1. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»

2. Инсценировка сказки «Колобок»

3. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

4. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Аленушка, Курочка Ряба, Петух, Колобок

Октябрь

1. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

3. Инсценировка сказки ««Курочка Ряба»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Емеля, Кощей, Иван

Ноябрь

1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей

2. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

Декабрь

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам»

Ключевые события

1. Организация тематических выставок в уголке книги 1 раз в месяц

2. Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. в течение года.

3. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

4. Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге» январь 2016.

5. Консультация «Организация книжного уголка в группе» в течение года.

6. Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» в течение года.

7. Акция «Читаем дома вместе с детьми» в течение года Воспитатели

8. Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» в течение года.

9. Конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (май).

10. Создание на сайте ДОУ web-странички «Воспитываем читателя» (май 2015).

11. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

12. Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайте ДОУ) в течение года.

Мероприятия для воспитанников ДОО:

Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста

Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.

Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)

Организация Дня книги в дошкольных группах детского сада (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)

Организация тематических выставок в уголке книги

Областной конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка»

Мероприятия для родителей воспитанников ДОО:

Акция «Читаем дома вместе с детьми»

Организация деятельности Литературной гостиной

Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.

Создание литературно-художественного

детского журнала

Презентация детских книг для

родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить

Мероприятия и акции, направленные на поддержку и развитие чтения:

Марафон родительских собраний «Читающие родители – читающий ребенок»

Флеш-моб «Почитаем перед сном»

«Час семейного чтения»

Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»

Марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе с родителями»

- Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»

- Организовать и провести форумы и фестивали:

«Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья

«Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги

«Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья

- Организация круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума

- Разработать методические рекомендации по проведению акций:

Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»

-Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения

Образовательной организации :

Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»

Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения

Создать программы семейного и досугового чтения:

Часы родительской грамотности («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.)

Материнский всеобуч « Книга в руках мамы » (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)

Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»

Организовать и развивать деятельность клуба семейного чтения «Книголюбы»

Результаты проекта

Показателями эффективности проекта являются :

позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;

привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся к концу 2021 года; не менее 50% семей – к концу 2021 года;

увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, направленных на повышение уровня читательской компетентности не менее чем на 10% ежегодно;

разработка программ семейного

и досугового чтения не менее 70%

образовательных организаций к

концу 2021 года; 100% – к концу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.   Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравст...

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек»

Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек» приурочена к празднику "Международному дню детской книги"...

Буккроссинг, как новая форма приобщение детей и родителей к чтению.

Буккроссинг - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "п...

Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду....

Консультация для родителей. «Буккроссинг, как новая форма приобщения детей и родителей к чтению, к книге».

Уважаемые родители! Предлагаем вам вспомнить о традиции семейного чтения и принять участие в мероприятии, которое мы планируем провести в нашей группе....