проект "Приобщение детей и родителей к чтению»
проект
«Приобщение детей и родителей к чтению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priobshchenie_k_cheniyu.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №189 "Солнышко»
Педагогический проект:
«Приобщение детей и родителей к чтению»
Выполнила: Сидоренко А.В.
старший воспитатель
г.Камень-на-Оби
Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.
Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Семейное чтение - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.
В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи проекта:
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
Развивать у детей умение слушать;
Умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять, умение мыслить словами; связную речь; мышление; внимание; воображение;
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Формы и методы организации проекта:
Анкетирование.
Решение проблемных ситуации.
Педагогические наблюдения.
Консультации для родителей.
Выставки.
Совместная организованная деятельность.
Оформление информации для родителей в приемной.
Творческие мастерские.
Сюрпризные моменты.
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
План реализации проекта:
Подготовительный этап
Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
Разработка плана мероприятий;
Основной этап
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Образовательная область. Совместная деятельность
Физическое развитие. Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня"
Пальчиковая гимнастика
Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д
Здоровье. Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе"
Познавательно-речевое развитие. Познание Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" Отгадывание загадок. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений детских писателей; викторина "Дорогами русских народных сказок "
Коммуникация. Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского Беседа по сказкам Игра "Испорченный телефон"
Чтение художественной литературы. Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей Драматизация сюжетов знакомых сказок Заучивание стихов
Социально-личностное развитие. Социализация Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"
Труд. Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.
Безопасность Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом и т. д.
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Коллаж "Чудо-дерево" Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина Рисование на тему "Книжка" Творческое рисование "Закаляка" Художественный труд "Бабочка" (природный материал)
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Организация библиотечки;
2. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";
3. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;
4. Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги? ", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг? ".
5. Викторина "Взрослые и я -читающая семья"
6. Консультативно-просветительская работа
7. Организация фотовыставки "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".
Заключительный этап
Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.
Подведение итогов
Перспективный план работы с детьми и родителями
Январь
1. Опрос детей по темам «Моя любимая книжка» и «Мой любимый герой»
2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.
4. Просмотр с детьми книг в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».
Февраль
1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»
2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»
3. Инсценировка сказки «Теремок»
Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж
Март
1. Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка»
2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»
3. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Заяц, Медведь, рыбак
Апрель
1. Инсценировка сказки «Три поросенка»
2. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х. -К. Андерсена
3. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка
1. Литературная гостиная «Творчество К. Чуковского»
2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»
3. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», сказок К. Чуковского
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Маша, Федора.
Сентябрь
1. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»
2. Инсценировка сказки «Колобок»
3. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»
4. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Колобок»
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Аленушка, Курочка Ряба, Петух, Колобок
Октябрь
1. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова
3. Инсценировка сказки ««Курочка Ряба»
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Емеля, Кощей, Иван
Ноябрь
1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей
2. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро
Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот
Декабрь
1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»
2. Презентация проекта для родителей
3. Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам»
Ключевые события
1. Организация тематических выставок в уголке книги 1 раз в месяц
2. Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. в течение года.
3. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.
4. Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге» январь 2016.
5. Консультация «Организация книжного уголка в группе» в течение года.
6. Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» в течение года.
7. Акция «Читаем дома вместе с детьми» в течение года Воспитатели
8. Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» в течение года.
9. Конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (май).
10. Создание на сайте ДОУ web-странички «Воспитываем читателя» (май 2015).
11. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.
12. Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайте ДОУ) в течение года.
Мероприятия для воспитанников ДОО:
Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста
Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.
Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)
Организация Дня книги в дошкольных группах детского сада (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)
Организация тематических выставок в уголке книги
Областной конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка»
Мероприятия для родителей воспитанников ДОО:
Акция «Читаем дома вместе с детьми»
Организация деятельности Литературной гостиной
Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.
Создание литературно-художественного
детского журнала
Презентация детских книг для
родителей «Книги моей домашней библиотеки»
Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить
Мероприятия и акции, направленные на поддержку и развитие чтения:
Марафон родительских собраний «Читающие родители – читающий ребенок»
Флеш-моб «Почитаем перед сном»
«Час семейного чтения»
Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»
Марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе с родителями»
- Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»
- Организовать и провести форумы и фестивали:
«Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
«Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги
«Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
- Организация круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума
- Разработать методические рекомендации по проведению акций:
Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»
-Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения
Образовательной организации :
Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»
Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения
Создать программы семейного и досугового чтения:
Часы родительской грамотности («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.)
Материнский всеобуч « Книга в руках мамы » (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)
Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»
Организовать и развивать деятельность клуба семейного чтения «Книголюбы»
Результаты проекта
Показателями эффективности проекта являются :
позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;
привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся к концу 2021 года; не менее 50% семей – к концу 2021 года;
увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, направленных на повышение уровня читательской компетентности не менее чем на 10% ежегодно;
разработка программ семейного
и досугового чтения не менее 70%
образовательных организаций к
концу 2021 года; 100% – к концу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".
эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....
Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравст...
Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек»
Консультация для родителей «Приобщение детей и родителей к чтению через изготовление книжек-малышек» приурочена к празднику "Международному дню детской книги"...
"Живая книжная полка" в детском саду или новый способ привлечения детей и родителей к чтению книг.
Статья о внедрениии нового течения "БУККРОССИНГ" в детский сад....
Буккроссинг, как новая форма приобщение детей и родителей к чтению.
Буккроссинг - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "п...
Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду....
Консультация для родителей. «Буккроссинг, как новая форма приобщения детей и родителей к чтению, к книге».
Уважаемые родители! Предлагаем вам вспомнить о традиции семейного чтения и принять участие в мероприятии, которое мы планируем провести в нашей группе....