Презентация по теме:"Использование геральдики в воспитании дошкольников"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

В презентации освещаются вопросы по изучению гербов в дошкольном возрасте, с какого возраста следует начинать изучение, с какой целью изучать, какие методические приёмы и дидактические игры помогают изучать геральдику в дошкольном возрасте.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРАЛЬДИКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

Патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками. Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с государственной символикой России. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребёнок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Слайд 3

Геральдика — историческая дисциплина, изучающая гербы. Что конкретно изучает геральдика? Геральдика изучает историю возникновения, развития и использование гербов, их символику; правила составления гербов. В последнее время возродился интерес к геральдике.

Слайд 4

Закономерно возникает вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с государственным гербом нашей страны, области, города? Уже в работе с детьми младшего дошкольного возраста возможно ознакомление с гербом в повседневной жизни. Если ребёнок, увидев изображение герба, задал вопрос, то мы не можем его проигнорировать. В такой ситуации ребёнку следует объяснить, что такое герб, зачем он нужен. Проводя занятия в средней группе, основное внимание следует уделить сравнению цветов в гербах и красок родной природы, образу солнца в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание.

Слайд 5

Ознакомление с гербом – это сложный процесс для восприятия ребёнка, поэтому поговорим о нём более подробно. Понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Чтобы суметь донести до ребёнка значение и содержание символики России, педагог должен владеть необходимым минимумом информации, подобрать интересные методические приёмы, знать содержание государственных знаков, касающихся символики России. Как же помочь ребёнку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни. Что же такое герб?

Слайд 6

Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.

Слайд 7

Начало работы над геральдикой состоит в информировании в доступной для старших дошкольников форме о мире древних воинов и рыцарей. История герба, также, как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены – доспехами, щитами. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.

Слайд 8

Для ребёнка дошкольного возраста в силу его возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому важно, чтобы дети не только знакомились с государственным гербом, гербами города, района, области, но и создавали сами сначала эмблемы детского сада, группы, семьи. Это чрезвычайно важно и с точки зрения методики ознакомления детей с государственной символикой, и с точки зрения научных основ геральдики.

Слайд 9

Может показаться, что проще объяснить детям, что двуглавый орёл – это сказочная птица с двумя головами. Однако и у детей, и у взрослых сказочные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу. Как показывает практика, дошкольники совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами, дети 6-7 лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две головы, повернутые в разные стороны.

Слайд 10

Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, в том числе и гербом, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве, т.к. ребёнку – дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать эстетическое положительное отношение к государственному гербу. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления.

Слайд 11

Чаще всего рыцарь изображал на щите - гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый; дракон – мудрый; кошка – независимый; волк – злой, жадный; петух – воинственный. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками. Форма щита была самая разнообразная: фигурный – немецкий, овальный - итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский, четырёхугольный с заострением внизу – французский. Именно четырехугольная форма преобладает в гербах России.

Слайд 12

ФОРМЫ ЩИТОВ

Слайд 13

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ГЕРБАХ

Слайд 15

Гербы принадлежат Государствам Городам Гражданам Областям Семьям

Слайд 16

Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов, их функциями и значениями. Старший дошкольный возраст также имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика.

Слайд 17

Применение различных приёмов при изучении государственной символики, в том числе и герба, даёт положительные результаты в усвоении учебного материла и в общем развитии ребёнка. В ходе изучения научно-методической литературы мы выявили, какие методы и приёмы эффективны для восприятия государственной символики, воспитания гражданственности и патриотизма. Нами были изучены разнообразные методические приёмы, которые помогают познакомить детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России, среди которых наиболее применяемыми являются наглядные, словесные и игровые приёмы, а также их сочетание.

Слайд 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: – пример педагога; – показ образца; – вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; – пояснение; – объяснение; – педагогическая оценка; – беседа; – дидактические игры; – использование пословиц и загадок; – введение элементов соревнования; – создание игровой ситуации.

Слайд 19

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: Изучение методической литературы, опыта работы других педагогов позволило выявить наиболее эффективные и часто употребляемые дидактические игры, которые используются при изучении геральдики в старших группах детских садов: «Найди ошибку»; «Выбери герб своего государства (города, области)»; «Назови атрибуты власти на гербе России»; «Собери герб своего государства (города, области)»; «Путаница» (из множества разных разрезных картинок собрать нужную).

Слайд 20

ПРОЕКТ «ГЕРБ СЕМЬИ» Также в работе по использованию геральдики в воспитании дошкольников, можно привлекать родителей воспитанников. Совместную работу воспитанников и их родителей можно проводить в виде долгосрочного или краткосрочного проекта «Герб семьи». Предварительно провести консультацию или показать презентацию родителям по данной теме. Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное, поэтому и здесь необходима помощь родителей. В заключении проекта провести выставку гербов семей воспитанников.

Слайд 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Воспитание патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе и какие цвета на нём, сколько понять то, что они означают добро и красоту. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Использование юмора в воспитании дошкольников»

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, ...

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Презентация на тему "Роль кукол в воспитании дошкольников"

Значимая роль кукол с друвней Руси и эволюция их развития до нашего времени....

Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания дошкольников посредством музыки»

Практикум с презентацией на тему: «Современные технологии патриотического воспитания  дошкольников посредством музыки»...