Методическая разработка к 210 летию Бородинской битвы
методическая разработка (подготовительная группа)

Халилова Юлия Маратовна

Методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященную формированию и воспитанию гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной подготовки детей к выполнению конституционного долга и уважения к подвигам и самопожертвованию предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodinskaya_bitva.docx19.8 КБ
Файл konkurs.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, с историей родного края.

Задачи: воспитание любви уважения к защитникам Родины, чувства гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость

– расширение активизация словаря: Бородино, Бородинское сражение, Кутузов, Наполеон, французские войска, Родина, Россия, знамя, флаг, защитник, армия, солдат, маршировать

Интеграция образовательных областей:

 – художественно-эстетическое развитие: рассматривание портретов исторических личностей, Бородинского сражения, прослушивания музыкальных произведений, познавательное развитие: – проведение бесед, рассматривание портретов исторических личностей и Бородинского сражения

Речевое развитие: обсуждение пословиц и поговорок о Родине, внесение новых слов в лексический словарь, отрывок М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Физическое: физминутка

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я принесла на занятие. А вы знаете, как называется этот хлеб?

(воспитатель показывает детям «Бородинский хлеб») А вы знаете, почему он называется «Бородинский»?

Когда мы произносим название «Бородинский», на память приходит Бородинское сражение.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в музей воинской славы, где я вам расскажу о Бородинском сражении.

Россия – страна богатая, красивая, и очень многие хотели бы владеть ею, нашей стране приходилось очень часто отражать нападения врагов. И сегодня мы с вами поговорим о войне 1812 г. О знаменитом Бородинском сражении.

Слайд 1

Давным – давно, 210 лет назад, на Россию напали французы. Их возглавлял император Франции Наполеон (портрет Наполеона). Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император, великий полководец» не называли. Ему захотелось стать властелином всей Земли. Он был очень опытный полководец и уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию.

В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была очень сильный.

Слайд 2

Но когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражались против Наполеона. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. У них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить французов. Огромный урон наносили французам партизанские отряды. Руководителем партизанского движения стало Денис Давыдов.

Слайд 3,4

Когда люди уходили из какого-нибудь города, селения, они сжигали свои дома, имущества, чтобы французам негде было жить, нечем было питаться.

Воспитатель: как вы считаете, легко ли было людям в это время (ответ детей)

Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов участвовал в военных походах (портрет Кутузова)

В июле 1774 г. при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил чёрную повязку. К началу отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет.

Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном

Слайд 5

Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили: «Приехал Кутузов бить Французов!» Воспитатель: а теперь посмотрим на эту картинку. Что вы видите?

Дети: бой, битва, сражения.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Сражаются две армии.

Воспитатель: Да, войны одной армии одеты в зелёные мундиры, а войны другой в синие. Как вы думаете, когда проходило это сражение?

Дети: давно, нет танков, самолётов. А есть конница.

Воспитатель: как вооружены солдаты

Дети: есть с ружья, пушки

Воспитатель: да, солдаты вооружены ружьями – пехотинцы, стреляющие из пушек – артиллериста.

Воспитатель: Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное сражение, только тёмная ночь остановила бой.

Слайд 6

Наполеон сказал: «Это сражение было самое страшное из всех моих сражений, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

(Воспитатель читает отрывок из произведения Лермонтова «Бородино» в сопровождении музыки П.И. Чайковского «Увертюра 1812 г.»

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи…

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

Изведал враг тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Воспитатель: потери русских солдат в бородинской битве были огромные. Чтобы сохранить жизнь русским солдатам, Кутузов приказал отступить войскам и сдать Москву французам, чтобы потом, собравшись с новыми силами, ударить по врагу. Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явится русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители из неё ушли. Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего было есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил Наполеона идти по той смоленской дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там все было разрушены и пусто. Французские солдаты мёрзли, голодали. Русская армия набралась сил, ударила по врагу и победила его.

Под селом Бородино

Бой гремел давным-давно.

Генерал – герой Кутузов.

Планы все сорвал Французов.

Сломлен был Наполеон,

А потом и выгнан вон.

Воспитатель: ребята, почему французская армия потерпела поражение? (Ответы детей)

У Кутузова были помощники – талантливые маршалы и генералы. Воспитатель показывает портреты П. И. Багратиона, Михаила Богдановича Барклай-де-Толли. Их именами во многих городах назвали улицы. Русские люди всегда защищали свое отечество, свою Родину.

Их помнит Россия, их помнит народ.

Воспитатель: А какие должны быть воины, чтобы выдержать такие воины?

Дети: сильными, смелыми, храбрыми.

Воспитатель: давайте проведём военную разминку, чтобы быть такими же.

Оловянный солдатик стойкий

оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка

На одной ноге постой-ка (стоим на правой ноге)

Если ты солдатик стойкий руку левую – в груди,

Да смотри – не упади! (Шагаем на месте)

А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый (Прыжки на месте)

Воспитатель: ребята, вспомните пословицы и поговорки о Родине и воинской славе.

Игра «Доскажи словечко»

(Нет ничего краше, чем родина наша. Жить – Родине служить. Родина – мать, уме за неё постоять. Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет)

А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы внимательно слушали. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать:

– кто напал на Россию (ответы детей)

– кто такой Наполеон Бонапарт (ответы детей)

– кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (Ответы детей).

Игра с детьми «Конница»

А сейчас дети все вместе расскажут отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали об истории Бородинского сражения.

В Десногорске открыли памятник Бородинскому хлебу. Он носит название «Хлеб памяти нашей»

Внутрь буханки помещена капсула со священной землей с Бородинского поля.

Ребята, я надеюсь, что в ваших сердцах останется память и чувство гордости за наш непобедимый народ, за нашу великую страну!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс: «Мой лучший урок» Тема: «210 лет со дня Бородинского сражения» выполнила: Воспитатель «Детский сад №18» Халилова Юлия Маратовна

Слайд 2

Наполеон Бонапарт Французский военный и политический деятель. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император, великий полководец» не называли. Ему захотелось стать властелином всей Земли. Он был очень опытный полководец и уже завоевал много стран, прежде чем пойти войной на Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, и армия эта была очень сильной .

Слайд 3

Бородинское сражение

Слайд 4

Михаил Илларионович Кутузов Русский полководец, государственный деятель и дипломат В июле 1774 г. при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил чёрную повязку. К началу отечественной войны Кутузова исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном

Слайд 5

Солдаты уже давно знали и любили Кутузова. Они говорили: «Приехал Кутузов бить Французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное сражение, только тёмная ночь остановила бой.

Слайд 6

П. И. Багратион М. Б. Барклай-де-Толли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "40-летие Красносельского района"

Сценарий музыкального праздника, посвященного юбилею района.Образовательная область «Музыка» как структурный компонент основной образовательной программы вносит свой весомый вклад в формирование и раз...

Методическая разработка "Встречаем лето" для детей 5-7 лет

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе.Воспитывать любознательность, активность, доброжелательность при выполнении совместных заданий....

Методическая разработка "Встречаем лето" для детей 5-7 лет

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе.Воспитывать любознательность, активность, доброжелательность при выполнении совместных заданий....

Методическая разработка "Здравствуй, лето!"

расширить представление детей о лете, как времени года; – уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); – воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его об...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 80-летию Краснодарского края посвящается: фольклорный музыкально-спортивный досуг «Путешествие по Краснодарскому краю»

Это мероприятие позволит в увлекательной, интересной форме познакомить дошкольников с историей  и культурой родного края....

Методическая разработка "Досвиданье, лето"

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе....

Методическая разработка "Безопасное лето"

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться.Дорогие родители, чтобы отдых принёс только удовольствие вам и вашему ребёнку необходимо соблюда...