Программа
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по детскому фольклору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_folklor_povolzhya-1.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа для детей подготовительной к школе группы
“ Дружба и братство” по теме ” Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДОО».
№ | Содержание | страницы |
1. | Целевой раздел | 1-3 |
1.1. | Пояснительная записка | 1-2 |
1.2. | Цели и задачи программы | 2-3 |
1.3. | Ожидаемые результаты | 3 |
2. | Содержательный раздел | 3-12 |
2.1. | Календарьно-тематический план. | 3-4 |
2.2. | Диагностика. | 5 |
2.3. | Содержание программы | 5-11 |
2.4. | Работа с родителями | 12 |
3. | Организационный раздел | 13 |
3.1. | Использованная литература | 13 |
3.2. | Оборудование | 13 |
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Одним из важных вопросов на сегодняшний день является обучение детей общению на родном языке, воспитание любви к родному языку, уважения к нему. Для того, чтобы дети умели правильно произносить звуки, правильно строить предложения, высказывать свои мысли в нужной последовательности, не торопясь, должна вестись постоянная работа в направлении развития речи. А в реализации этих целей большое значение имеют произведения художественного слова и устного народного творчества. Одним из способов является воспитание детей в соответствии с национальными канонами, фольклором, основанным на богатой сокровищнице наших предков и дополненным богатейшим наследием народов, проживающих рядом с нами. У каждого народа свои традиции, обычаи. В современном обществе особенно актуальным является начало воспитания толерантности между нациями еще в дошкольном возрасте. Потому что, не зная культуры, традиций, прошлого и настоящего своего народа, невозможно понять духовное богатство других народов. Знакомство с устным народным творчеством и играми, участие в праздниках духовно обогащает детей, воспитывает чувство гордости за свой народ и пробуждает интерес к его истории, культуре. Основной движущей силой в развитии ребенка является приобщение к национальному быту каждой нации, обучение речи, пению, бережное отношение к народным традициям, любовь к своей малой родине. Хотелось бы, чтобы в отношении национальных игр, которые издревле были в семьях, сохранялась добрая традиция, которая вызывает у детей интерес, уважение.
Существующий в настоящее время недостаток методических пособий по ЭРС общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы программы “Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДОО”. Программа “ Дружба и братство”, созданная для детей подготовительной к школе группы, направлена на освоение родного языка, культуры и богатого наследия народов Поволжья, воспитание творческой личности, формирование национального самосознания. Программа построена на основе государственных стандартов. Фольклор народов Поволжья прививает детям интерес к истории и развивает речь, а занятия во второй половине дня дают положительный результат.
1.2. Цель: воспитание всесторонне подготовленной, совершенной личности, обогащающей материальные и духовные ценности своего народа, заботящейся о своем будущем, способной найти свое место в нынешних условиях.
Задачи:
1.Познакомить детей с фольклорными жанрами народов Поволжья– пословицами, считалками, подвижными и хороводными играми.
2.Развивать речь и коммуникативные навыки детей посредством фольклора народов, живущих в Поволжье.
3. Воспитывать интерес и чувства толерантности к национальной культуре народов Поволжья через проведение праздников и развлечений как сближающее мероприятие народов разных национальностей.
Срок реализации программы: 1 год. Занятия в кружке "Дружба и братство" проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня не более 30 минут с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет.
1.3. Ожидаемые результаты:
- воспитание у детей чувства интереса и гордости за свою нацию и других национальностей;
- повышение словарного запаса, улучшение памяти и мышления на основе изучения фольклора народов Поволжья;
- формирование интереса к произведениям народного творчества;
- повышение творческой активности детей.
2. Содержательный раздел.
2.1. Календарьно- тематический план.
Месяц | № занятия | Тема занятия | Всего часов | В т. ч. практических |
Октябрь | 1 | «Дружба и братство народов». | 1 | 1 |
2 | К нам в гости пришла кукла Маша. | 1 | 1 | |
3 | Хороводные игры “ Трифон”, “ Никонориха”, “ Горелки”. | 1 | 1 | |
4 | Развлечение с детьми старшего возраста. | 1 | 1 | |
Ноябрь | 5 | К нам в гости пришла кукла Айгуль. | 1 | 1 |
6 | Татарские словесные народные игры « Йозек салыш», « Тубетей». | 1 | 1 | |
7 | Хороводные игры татарского народа “Чума урдек, чума каз”, “ Кәрия – Зәкәрия”. | 1 | 1 | |
8 | Развлечение с детьми татарской группы. | 1 | 1 | |
Декабрь | 9 | К нам в гости пришла башкирская кукла Гульназира. | 1 | 1 |
10 | Башкирские словесные народные игры »Липкие пеньки», « Мойош алыш». | 1 | 1 | |
11 | Хороводные игры башкирского народа « Курай», « Юрта». | 1 | 1 | |
12 | Развлечение с детьми старшего возраста. | 1 | 1 | |
Январь | 13 | К нам пришла в гости чувашская кукла Масмак. | 1 | 1 |
14 | Чувашские словесные народные игры « Пекарь», « Лашасем» | 1 | 1 | |
15 | Чувашская хороводная игра « Ласточка» | 1 | 1 | |
Февраль | 16 | К нам в гости пришла удмуртская кукла Муне. | 1 | 1 |
17 | Удмуртские словесные народные игры « Вурмут», « Италмас». | 1 | 1 | |
18 | Удмуртская хороводная игра « Прятки с платком». | 1 | 1 | |
19 | Развлечение с детьми подготовительной группы | 1 | 1 | |
Март | 20 | К нам пришла в гости марийская кукла Пупашкар. | 1 | 1 |
21 | Марийские словесные игры « Биляша», « Клубочек». | 1 | 1 | |
22 | Марийская хороводная игра » Золотые ворота» | 1 | 1 | |
23 | Викторина « Пословицы и считалки народов Поволжья» | 1 | 1 | |
24 | Развлечение с родителями | 1 | 1 | |
Апрель | 25 | К нам в гости пришла мордовская кукла Маруня. | 1 | 1 |
26 | Мордовские народные словесные игры « В круги», « В платки». | 1 | 1 | |
27 | Мордовские хороводные игры « Раю раю», « Селезень и уточка» | 1 | 1 | |
28 | Виртуальное путешествие по республикам Поволжья. | 1 | 1 | |
Май | 29 | Выставка рисунков « Моя любимая игра Народов Поволжья». | 1 | 1 |
30 | Развлечение « Радуга народов Поволжья». | 1 | 1 | |
31 | Итоговая диагностика. | 1 | 1 | |
32 | Открытое мероприятие для родителей « Мы разные, но мы вместе». | 1 | 1 |
2.2. Диагностика.
Цель диагностики: выявить уровень формированияу детей подготовительной к школе группы знаний и представлений о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.
Оценка проводится по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
1. Показатели:
• Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья.
• Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья.
•Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.
2. Показатели:
• Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья.
• Желание у детей изучать малые жанры фольклора и особенности народных игр народов Поволжья.
• Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
3. Показатели:
• Умение детей организовывать народные игры.
• Умение детей применять в коммуникативной деятельности знания о народах Поволжья.
• Умение делиться своими знаниями со взрослыми.
2.3. Содержание программы.
Месяц | Тема | Программные задачи | Методические приемы | Оборудование |
Октябрь 1. | «Дружба и братство народов». | Дать детям общее представление о жизни и фольклоре народов Поволжья. | Рассматривание презентации “ Народы Поволжья”, рассматривание кукол в национальных костюмах, беседа. Слушание музыки. | Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах, диск “ Танцы народов Поволжья” |
2. | К нам в гости пришла кукла Маша. | Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь через малые формы русского фольклора, пробудить интерес к играм. | Слушание считалок и разучивание с использованием экрана. Дидактическая игра “ Продолжи пословицу”. | Кукла в русском национальном костюме, туесок с пословицами, электронная картотека русских народных считалок. |
3. | Хороводные игры “ Трифон”, “Горелки”, “Никонориха” | Познакомить с русскими хороводными играми. Развивать речь через хороводные игры. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | Знакомство с русскими народными играми. Рассматривание атрибутов и разучивание игр. | Полумаска козлика, русский сарафан, русская рубаха, атласная лента. |
4. | Развлечение с детьми старшего возраста. | Приобщить детей к совместной игре, развивать память и творческую деятельность ребенка, способствовать раскрепощению. | Выбор водящих с помощью считалок. Воспроизведение в памяти пословиц, правил русских народных игр во время совместного развлечения. | Кукла Маша, туесок с пословицами,полумаска козлика, русский сарафан, русская рубаха, атласная лента. |
Ноябрь 5. | К нам в гости пришла кукла Айгуль | Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь через малые формы татарского фольклора, пробудить интерес к играм. | Слушание считалок и разучивание с использованием экрана. Дидактическая игра “ Мәкальнең башы телемдә, ахыры төендә”. | Кукла в татарском национальном костюме, Вышитый платочек , электронная картотека татарских народных считалок. |
6. | Татарские словесные народные игры « Йозек салыш», « Тубетей». | Закрепить считалки, пословицы и правила татарских народных игр, развивать речь, память и внимательность. | Рассказывание считалок по схемам. Подбор атрибутов к играм. | Тюбетейка, колечко, картотека татарских народных считалок, ноутбук. |
7. | Хороводные игры татарского народа “Чума урдек, чума каз”, “ Кәрия – Зәкәрия”. | Закрепить считалки, пословицы и правила татарских народных игр, развивать память , воспитывать чувства дружбы. | Рассматривание проведение игр на экране, выбор водящих с помощью считалок, обыгрывание. | Экран, ноутбук, вышитый платочек. |
8. | Развлечение с детьми татарской группы. | Способствовать быстрому запоминанию материала, развивать память и творческие способности, создать атмосферу праздника. | Дидактическая игра “ Мәкальнең башы телемдә, ахыры төендә”. Выбор водящих с помощью считалок. Совместное проведение татарских народных игр с детьми татарской группы. | Экран, ноутбук, вышитый платочек, тюбетейка, колечко. |
Декабрь 9. | К нам в гости пришла башкирская кукла Гульназира. | Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь через малые формы башкирского фольклора, пробудить интерес к играм. | Рассматривание куклы в башкирском наряде. Разучивание считалки на башкирском языке Ак сук, кара сук, | Кукла в башкирском национальном костюме, картотека пословиц башкирского народа. |
10. | Башкирские словесные народные игры »Липкие пеньки», « Мойош алыш». | Закрепить считалку на башкирском языке, способствовать развитию речи через фольклор, создать положительный настрой к играм. | Просмотр видеофрагмента игр, выбор водящего с помощью считалки. Подбор атрибутов и проведение игр. | Экран, ноутбук , стулья |
11. | Хороводные игры башкирского народа « Курай», « Юрта». | Пробудить интерес к башкирским народным играм, развивать речь через хороводные игры. | Рассматривание презентации о жизни башкирского народа. Изучение правил игры. Подбор атрибутов. | Экран, ноутбук, платки, курай. |
12. | Развлечение с детьми старшего возраста. | Закрепить считалки, пословицы, правила башкирских народных игр во время прведения совместного развлечения. Создать дружескую атмосферу праздника. | Рассматривание презентации о жизни башкирского народа. ( рассказывают дети). Проведение игр. | Экран, ноутбук, кулы в башкирских костюмах, атрибуты к играм. |
Декабрь 13. | К нам пришла в гости чувашская кукла Масмак. | Познакомить детей с пословицами и считалками чувашского народа. Развивать интерес к народам, живущим рядом с нами. | Рассматривание презентации о жизни и быте чувашского народа. Изучение пословиц и считалок по схемам. | Кукла в чувашском национальном костюме, экран, ноутбук, картотека чувашских считалок и пословиц. |
14. | Чувашские словесные народные игры « Пекарь», « Лашасем». | Способствовать развитию речи через чувашские народные игры, пробудить интерес к играм разных народов. | Просмотр видеофрагмента чувашских народных игр, изучение правил, выбор водящего с помощью считалки, проведение игр. | Экран, ноутбук, костюм повара, полумаски лошадей. |
15. | Чувашская хороводная игра « Ласточка». | Познакомить детей с чувашской хороводной игрой, развивать сплоченность, память. | Изучение правил игры, выбор водящего с помощью считалки, проведение игры. | Картотека считалок, игрушечное перышко, полумаска ласточки. |
16. | К нам в гости пришла удмуртская кукла Муне. | Познакомить детей с жизнью и бытом удмуртского народа. Обогатить речь пословицами и поговорками удмуртского фольклора. | Рассматривание удмуртской куклы Муне в национальном костюме. Рассматривание презентации об удмуртах. Знакомство с малыми формами удмуртского народа. | Кукла в национальном костюме. Экран, ноутбук, картотека пословиц и поговорок. |
17. | Удмуртские словесные народные игры « Вурмут», « Италмас». | Создать условия для развития речи через народные игры. Воспитывать интерес к играм разных народов. | Просмотр видеофрагмента удмуртских народных игр. Разучивание правил игры. | Экран, ноутбук, полумаска водяного, платок, цветок. |
18. | Удмуртская хороводная игра « Прятки с платком». | Пополнять словарный запас детей через изучение народных хороводных игр. Формировать представления об этнической принадлежности и культуре. | Изучение правил игры. Выбор водящего с помощью знакомых считалок. Проведение игры. | Экран, ноутбук, большой шалевый платок. |
19. | Развлечение с детьми подготовительной группы. | Развивать творческие способности, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности. | Рассматривание презентации о жизни удмуртского народа. Проведение игр с детьми подготовительной группы. | Экран, ноутбук, шалевый платок, полумаски. |
20. | К нам пришла в гости марийская кукла Пупашкар. | Познакомить детей с жизнью и бытом марийского народа. Обогатить речь пословицами и считалками марийского фольклора. | Рассматривание куклы в национальном костюме марийского народа. Знакомство с пословицами и считалками марийского народа. | Кукла в национальном костюме, экран, ноутбук, картотека фольклора. |
21. | Марийские словесные игры « Биляша», « Клубочек». | Дать представления о марийских народных играх, развивать речь через народные игры, создать дружественную атмосферу. | Рассмаривание презентации об играх марийского народа. Изучение правил, проведение игр. | Экран, ноутбук, клубочек. |
22. | Марийская хороводная игра » Золотые ворота» | Продолжать учить играть в хороводные игры народов Поволжья, способствовать развитию речи посредством фольклора. | Просмотр видеофрагмента, выбор водящего, проведение игры. | Экран, ноутбук. |
23. | Викторина « Пословицы и считалки народов Поволжья» | Закрепить знания в области малого фольклора народов Поволжья, обобщить знания о народах, живущих рядом с нами. | Разделение на команды с использованием считалок, дид\игра “ Продолжи пословицу”, народные игры. | Волшебный коврик, вышитый платочек, ноутбук. |
24. | Развлечение с родителями | Формировать представления об этнической принадлежности и культуре, обобщить знания о народах, живущих рядом с нами, привлечь родителей к проведению совместных праздников. | Выставка блюд разных национальностей. Совместные народные игры с родителями. Чаепитие. | Атрибуты к играм, дипломы участникам. |
25. | К нам в гости пришла мордовская кукла Маруня. | Познакомить детей с жизьню и бытом мордовского народа. Пополнить речь малыми формами фольклора. | Рассматривание куклы в национальном костюме мордовского народа. Знакомство с пословицами и считалками мордовского народа. | Кукла в национальном костюме, экран, ноутбук, картотека фольклора. |
26. | Мордовские народные словесные игры « В круги», « В платки». | Создать условия для развития речи через народные игры. Воспитывать интерес к играм разных народов | Просмотр видеофрагмента удмуртских народных игр. Разучивание правил игры. | Экран, ноутбук, платок. |
27. | Мордовские хороводные игры « Раю раю», « Селезень и уточка» | Познакомить детей с мордовской хороводной игрой, развивать сплоченность, память. | Просмотр видеофрагмента хороводных игр, изучение правил, выбор персонажей, проведение игры. | Экран, ноутбук, полумаски. |
28. | Виртуальное путешествие по республикам Поволжья. | Обобщить знания детей о народах, живущих рядом с нами, закрепить в памяти пословицы и считалки, поддержать желание играть в народные игры. | Рассматривание презентации, дидакические и подвижные игры по желанию детей. | Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах, атрибуты к играм. |
29. | Выставка рисунков « Моя любимая игра Народов Поволжья». | Обобщить знания детей о народах Поволжья, развивать умение передавать свои знания в рисунке. | Беседа о народах Поволжья, рисование, организация выставки в холле ДОУ. | Куклы в национальных костюмах, принадлежности для рисования. |
30. | Развлечение « Радуга народов Поволжья». | Обобщить знания детей о народах Поволжья, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности. | Представление 7 команд, приветствие, подвижные и хороводные игры. | Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах, вышитые изделия разных народов, атрибуты к играм. |
31. | Итоговая диагностика. | Выявить результаты освоения программы, формировать представления об этнической принадлежности и культуре. | Дидактические и подвижные игры. | Экран, ноутбук, картотеки, дидактические игры, атрибуты к подвижным и хороводным играм. |
32. | Открытое мероприятие для родителей « Мы разные, но мы вместе». | Подведение итогов. Выявить результаты освоения программы. | Подвижные и хороводные игры разных народов, чаепитие. | Экран, ноутбук, вышитые изделия разных народов, атрибуты к играм. |
2.4. Работа с родителями.
Цель: ознакомление родителей с образовательным и воспитательным процессом в детском саду.
Задачи:
- развитие речи и демонстрация национального воспитания в процессе работы с детьми;
- привлечение родителей к организации работы с детьми по изучению фольклора народов Поволжья;
- формирование у родителей сознательного отношения к роли устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения.
План работы с родителями.
№ | Название | Время |
1 | Анкетирование » Влияют ли другие народы на развитие ребенка? “ | октябрь |
2 | Оказание практической помощи в выполнении домашних заданий. | В течение года |
3 | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. | Ежеквартально |
4 | Привлечение родителей к организации мероприятий и участию в развлекательных мероприятиях. | В течение года |
5 | Практические консультации по темам работы кружка. | В течение года |
3. Организационный раздел.
3.1. Использованная литература.
- Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны - Альметьевск, 1994.
2. Бурганова Р. А. Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру.- Казан, 1994.
3. Р. К. Шаехова. Сөенеч. Радость познания. Региональная образовательная программа дошкольного образования. Казан, РИЦ, 2012.
4. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
5. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
6. Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
народоведению в ДОУ.- М.,1999.
7. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012.
3.2. Оборудование.
- иллюстрации
- куклы в русском, татарском, чувашском, башкирском, удмуртском, марийском и мордовском костюмах
- аудиозаписи
- видеоматериалы
- ноутбук
- проектор
- экран
- детская художественная литература народов Поволжья
- платки, колечки, вышитый платочек, ленты
- полумаски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...