Программа
рабочая программа (подготовительная группа)

Сайфутдинова Люзия Мансуровна

Программа по детскому фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_folklor_povolzhya-1.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа для детей подготовительной к школе группы

 “ Дружба и братство”  по теме ”  Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДОО».

Содержание

     страницы

1.

Целевой раздел

1-3

1.1.

Пояснительная записка

1-2

1.2.

Цели и задачи программы

2-3

1.3.

Ожидаемые результаты

3

2.

Содержательный раздел

3-12

2.1.

Календарьно-тематический план.

3-4

2.2.

Диагностика.

5

2.3.

Содержание программы

5-11

2.4.

Работа с родителями

12

3.

 Организационный раздел

13

3.1.

Использованная литература

13

3.2.

 Оборудование

13

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Одним из важных вопросов на сегодняшний день является обучение детей  общению на родном языке, воспитание любви к родному языку, уважения к нему. Для того, чтобы дети умели правильно произносить звуки, правильно строить предложения, высказывать свои мысли в нужной последовательности, не торопясь, должна вестись постоянная работа в направлении развития речи. А в реализации этих целей большое значение имеют произведения художественного слова и устного народного творчества. Одним из способов является воспитание детей в соответствии с национальными канонами, фольклором, основанным на богатой сокровищнице наших предков и дополненным богатейшим наследием народов, проживающих рядом с нами.   У каждого народа свои традиции, обычаи. В современном обществе особенно актуальным является начало воспитания толерантности между нациями еще в дошкольном возрасте. Потому что, не зная культуры, традиций, прошлого и настоящего своего народа, невозможно понять духовное богатство других народов. Знакомство с устным народным творчеством и играми, участие в праздниках духовно обогащает детей, воспитывает чувство гордости за свой народ и пробуждает интерес к его истории, культуре. Основной движущей силой в развитии ребенка является приобщение к национальному быту каждой нации, обучение речи, пению, бережное отношение к народным традициям, любовь к своей малой родине. Хотелось бы, чтобы в отношении национальных игр, которые издревле были в семьях, сохранялась добрая традиция, которая вызывает у детей интерес, уважение.

Существующий в настоящее время недостаток методических пособий по ЭРС общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы программы “Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДОО”. Программа “ Дружба и братство”, созданная для детей подготовительной к школе группы, направлена на освоение родного языка, культуры и богатого наследия народов Поволжья, воспитание творческой личности, формирование национального самосознания. Программа построена на основе государственных стандартов. Фольклор народов Поволжья прививает детям интерес к истории и развивает речь,  а занятия во второй половине дня дают положительный результат.

1.2. Цель: воспитание всесторонне подготовленной, совершенной личности, обогащающей материальные и духовные ценности своего народа, заботящейся о своем будущем, способной найти свое место в нынешних условиях.

Задачи:

1.Познакомить детей с  фольклорными жанрами народов Поволжья–  пословицами, считалками,  подвижными и хороводными играми.

2.Развивать речь и коммуникативные навыки детей посредством фольклора народов, живущих в Поволжье.

3. Воспитывать интерес и чувства толерантности к национальной культуре народов Поволжья через   проведение праздников и развлечений как сближающее мероприятие народов разных национальностей.

Срок реализации программы: 1 год. Занятия в кружке "Дружба и братство" проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня не более 30 минут с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет.

1.3. Ожидаемые результаты: 

- воспитание у детей чувства интереса и гордости за свою нацию и других национальностей;

- повышение словарного запаса, улучшение памяти и мышления на основе изучения фольклора народов Поволжья;

- формирование интереса к произведениям народного творчества;

- повышение творческой активности детей.

2. Содержательный раздел.

2.1. Календарьно- тематический план.

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Всего часов

В т. ч. практических

Октябрь

1

«Дружба и братство народов».

1

1

2

К нам в гости пришла кукла Маша.

1

1

3

Хороводные игры “ Трифон”, “ Никонориха”, “ Горелки”.

1

1

4

Развлечение с детьми старшего возраста.

1

1

Ноябрь

5

К нам в гости пришла кукла Айгуль.

1

1

6

Татарские словесные народные игры

 « Йозек салыш», « Тубетей».

1

1

7

Хороводные игры татарского народа “Чума урдек, чума каз”, “ Кәрия – Зәкәрия”.

1

1

8

Развлечение с детьми татарской группы.

1

1

Декабрь

9

К нам в гости пришла башкирская  кукла Гульназира.

1

1

10

Башкирские словесные народные игры »Липкие пеньки», « Мойош алыш».

1

1

11

Хороводные игры башкирского народа « Курай», « Юрта».

1

1

12

Развлечение с детьми старшего возраста.

1

1

Январь

13

 К нам пришла в гости чувашская кукла Масмак.

1

1

14

Чувашские словесные народные игры « Пекарь», « Лашасем»

1

1

15

Чувашская хороводная игра

« Ласточка»

1

1

Февраль

16

К нам в гости пришла удмуртская кукла Муне.

1

1

17

Удмуртские словесные народные игры « Вурмут»,

 « Италмас».

1

1

18

Удмуртская хороводная игра

« Прятки с платком».

1

1

19

Развлечение с детьми подготовительной группы

1

1

Март

20

К нам пришла в гости марийская кукла Пупашкар.

1

1

21

Марийские словесные игры

 « Биляша», « Клубочек».

1

1

22

Марийская хороводная игра

» Золотые ворота»

1

1

23

 Викторина « Пословицы и считалки народов Поволжья»

1

1

24

Развлечение с родителями

1

1

Апрель

25

К нам в гости пришла мордовская кукла Маруня.

1

1

26

Мордовские народные словесные игры « В круги», « В платки».

1

1

27

Мордовские хороводные игры

 « Раю раю», « Селезень и уточка»

1

1

28

Виртуальное путешествие по республикам Поволжья.

1

1

Май

29

Выставка рисунков

« Моя любимая игра Народов Поволжья».

1

1

30

 Развлечение  « Радуга народов Поволжья».

1

1

31

 Итоговая диагностика.

1

1

32

Открытое мероприятие для родителей « Мы разные, но мы вместе».

1

1

2.2. Диагностика.

Цель диагностики: выявить уровень формированияу детей подготовительной к школе группы  знаний и представлений о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.

 Оценка проводится по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

1. Показатели:

• Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья.

• Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья.

•Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.

2. Показатели:

• Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья.

• Желание у детей изучать малые жанры фольклора и особенности народных игр народов Поволжья.

• Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

3. Показатели:

• Умение детей организовывать народные игры.

• Умение детей применять в коммуникативной деятельности знания о народах Поволжья.

• Умение делиться своими знаниями со взрослыми.

2.3. Содержание программы.

Месяц

Тема

Программные задачи

Методические приемы

Оборудование

Октябрь

1.

«Дружба и братство народов».

Дать детям общее представление о жизни и фольклоре народов Поволжья.

Рассматривание презентации

“ Народы Поволжья”, рассматривание кукол в национальных костюмах, беседа. Слушание музыки.

Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах,

диск “ Танцы народов Поволжья”

 

2.

К нам в гости пришла кукла Маша.

Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь  через малые формы русского фольклора, пробудить интерес к играм.

 Слушание считалок и разучивание с использованием экрана. Дидактическая игра “ Продолжи пословицу”.

 Кукла в русском национальном костюме, туесок с пословицами, электронная картотека русских народных считалок.

 3.

Хороводные игры

“ Трифон”, “Горелки”, “Никонориха”

Познакомить с  русскими хороводными играми. Развивать речь через хороводные игры. Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Знакомство  с русскими народными  играми. Рассматривание атрибутов и разучивание игр.

Полумаска козлика, русский сарафан, русская рубаха, атласная лента.

4.

Развлечение с детьми старшего возраста.

Приобщить детей к совместной игре, развивать память и творческую деятельность ребенка, способствовать раскрепощению.

Выбор водящих с помощью считалок. Воспроизведение в памяти пословиц, правил русских народных игр во время совместного развлечения.

Кукла Маша, туесок с пословицами,полумаска козлика, русский сарафан, русская рубаха, атласная лента.

Ноябрь

5.

К нам в гости пришла кукла Айгуль

Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь  через малые формы татарского фольклора, пробудить интерес к играм.

 Слушание считалок и разучивание с использованием экрана. Дидактическая игра “  Мәкальнең башы телемдә, ахыры төендә”.

 Кукла в татарском национальном костюме, Вышитый платочек , электронная картотека татарских народных считалок.

6.

Татарские словесные народные игры

 « Йозек салыш»,

« Тубетей».

Закрепить считалки, пословицы и правила татарских народных игр, развивать речь, память и внимательность.

Рассказывание считалок по схемам.  Подбор атрибутов к играм.

Тюбетейка, колечко, картотека татарских народных считалок, ноутбук.

7.

Хороводные игры татарского народа “Чума урдек, чума каз”,

“ Кәрия – Зәкәрия”.

Закрепить считалки, пословицы и правила татарских народных игр, развивать память , воспитывать чувства дружбы.

Рассматривание проведение игр на экране, выбор водящих с помощью считалок,  обыгрывание.

Экран, ноутбук, вышитый платочек.

8.                                                                    

Развлечение с детьми татарской группы.

Способствовать быстрому запоминанию материала, развивать память и творческие способности, создать атмосферу праздника.

Дидактическая игра “  Мәкальнең башы телемдә, ахыры төендә”.

Выбор водящих с помощью считалок. Совместное проведение татарских народных игр с детьми татарской группы.

Экран, ноутбук, вышитый платочек, тюбетейка, колечко.

Декабрь

9.

К нам в гости пришла башкирская  кукла Гульназира.

Познакомить детей с пословицами и считалками, обогатить речь  через малые формы башкирского фольклора, пробудить интерес к играм.

Рассматривание куклы в башкирском наряде. Разучивание считалки на башкирском языке

Ак сук, кара сук,
Бында торма, йукер сык!
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
Ундан – уймак,
Табала – коймак,
Мейестэ – бэлеш,
Сык та йэбеш.

Кукла в башкирском национальном костюме,

картотека пословиц башкирского народа.

10.

Башкирские словесные народные игры »Липкие пеньки»,

 « Мойош алыш».

Закрепить считалку на башкирском языке, способствовать развитию речи через фольклор, создать положительный настрой к играм.

Просмотр видеофрагмента игр, выбор водящего с помощью считалки. Подбор атрибутов и проведение игр.

Экран, ноутбук , стулья

11.

Хороводные игры башкирского народа

 « Курай»,

« Юрта».

Пробудить интерес к башкирским народным играм, развивать речь через хороводные игры.

Рассматривание  презентации о жизни башкирского народа. Изучение правил игры. Подбор атрибутов.

Экран, ноутбук, платки, курай.

12.

Развлечение с детьми старшего возраста.

Закрепить считалки, пословицы, правила башкирских народных игр во время прведения совместного развлечения. Создать дружескую атмосферу праздника.

Рассматривание  презентации о жизни башкирского народа.

( рассказывают дети).

Проведение игр.

Экран, ноутбук, кулы в башкирских костюмах, атрибуты к играм.

Декабрь

13.

 К нам пришла в гости чувашская кукла Масмак.

Познакомить детей с пословицами и считалками чувашского народа. Развивать интерес к народам, живущим рядом с нами.

Рассматривание презентации о жизни и быте чувашского народа. Изучение пословиц и считалок по схемам.

Кукла в чувашском национальном костюме, экран, ноутбук, картотека чувашских считалок и пословиц.

14.

Чувашские словесные народные игры

« Пекарь»,

« Лашасем».

Способствовать развитию речи через чувашские народные игры, пробудить интерес к играм разных народов.

Просмотр видеофрагмента чувашских народных игр, изучение правил, выбор водящего с помощью считалки, проведение игр.

 Экран, ноутбук, костюм повара, полумаски лошадей.

15.

Чувашская хороводная игра

« Ласточка».

Познакомить детей с чувашской хороводной игрой, развивать сплоченность, память.

 Изучение  правил игры, выбор водящего с помощью считалки, проведение игры.

Картотека считалок, игрушечное перышко, полумаска ласточки.

16.

К нам в гости пришла удмуртская кукла Муне.

Познакомить детей с жизнью и бытом удмуртского народа.  Обогатить речь пословицами и поговорками удмуртского фольклора.

Рассматривание удмуртской куклы Муне в национальном костюме. Рассматривание презентации об удмуртах. Знакомство с малыми формами удмуртского народа.

Кукла в национальном костюме. Экран, ноутбук, картотека пословиц и поговорок.

17.

Удмуртские словесные народные игры

 « Вурмут»,

 « Италмас».

Создать условия для развития речи через народные игры.

Воспитывать интерес к играм разных народов.

Просмотр видеофрагмента удмуртских народных игр. Разучивание правил игры.

Экран, ноутбук,  полумаска водяного, платок, цветок.

18.

Удмуртская хороводная игра

« Прятки с платком».

Пополнять словарный запас детей через изучение народных хороводных игр. Формировать представления об этнической принадлежности и культуре.

Изучение правил игры.

Выбор водящего с помощью знакомых считалок. Проведение игры.

Экран, ноутбук, большой шалевый платок.

19.

Развлечение с детьми подготовительной группы.

Развивать творческие способности, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.

Рассматривание презентации о жизни удмуртского  народа.  Проведение игр с детьми подготовительной группы.

Экран, ноутбук, шалевый платок, полумаски.

20.

К нам пришла в гости марийская кукла Пупашкар.

Познакомить детей с жизнью и бытом марийского народа.  Обогатить речь пословицами и считалками марийского фольклора.

Рассматривание куклы в национальном костюме марийского народа. Знакомство с пословицами и считалками марийского народа.

 Кукла в национальном костюме, экран, ноутбук, картотека фольклора.

21.

Марийские словесные игры

 « Биляша», « Клубочек».

Дать представления о марийских народных играх, развивать речь  через народные игры, создать дружественную атмосферу.

Рассмаривание презентации об играх марийского народа.  Изучение правил, проведение игр.

Экран, ноутбук,  клубочек.

22.

Марийская хороводная игра

» Золотые ворота»

Продолжать учить играть в хороводные игры народов Поволжья, способствовать развитию речи посредством фольклора.

Просмотр видеофрагмента, выбор водящего, проведение игры.

Экран, ноутбук.

23.

 Викторина

« Пословицы и считалки народов Поволжья»

 Закрепить знания в области малого фольклора народов Поволжья, обобщить знания о народах, живущих рядом с нами.

 Разделение на команды с использованием считалок, дид\игра “ Продолжи пословицу”, народные игры.

Волшебный коврик, вышитый платочек, ноутбук.

24.

Развлечение с родителями

Формировать представления об этнической принадлежности и культуре, обобщить знания о народах, живущих рядом с нами, привлечь родителей к проведению совместных праздников.

Выставка блюд разных национальностей.

Совместные народные игры с родителями.

Чаепитие.

Атрибуты к играм, дипломы участникам.

25.

К нам в гости пришла мордовская кукла Маруня.

Познакомить детей с жизьню и бытом мордовского народа. Пополнить речь малыми формами фольклора.

Рассматривание куклы в национальном костюме мордовского народа. Знакомство с пословицами и считалками мордовского народа.

Кукла в национальном костюме, экран, ноутбук, картотека фольклора.

26.

Мордовские народные словесные игры

 « В круги», « В платки».

Создать условия для развития речи через народные игры.

Воспитывать интерес к играм разных народов

Просмотр видеофрагмента удмуртских народных игр. Разучивание правил игры.

Экран, ноутбук, платок.

27.

Мордовские хороводные игры

« Раю раю», « Селезень и уточка»

Познакомить детей с мордовской хороводной игрой, развивать сплоченность, память.

Просмотр видеофрагмента хороводных игр, изучение правил, выбор персонажей, проведение игры.

Экран, ноутбук, полумаски.

28.

Виртуальное путешествие по республикам Поволжья.

Обобщить знания детей о народах, живущих рядом с нами, закрепить в памяти пословицы и считалки, поддержать желание играть в народные игры.

Рассматривание презентации, дидакические и подвижные игры по желанию детей.

Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах, атрибуты к играм.

29.

Выставка рисунков

« Моя любимая игра Народов Поволжья».

Обобщить знания детей о народах Поволжья, развивать умение передавать свои знания в рисунке.

Беседа о народах Поволжья, рисование, организация выставки в холле ДОУ.

Куклы в национальных костюмах, принадлежности для рисования.

30.

 Развлечение « Радуга народов Поволжья».

Обобщить знания детей о народах Поволжья, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.

Представление 7 команд, приветствие, подвижные и хороводные игры.

 Экран, ноутбук, куклы в национальных костюмах, вышитые изделия разных народов, атрибуты к играм.

31.

 Итоговая диагностика.

Выявить результаты освоения программы, формировать представления об этнической принадлежности и культуре.

Дидактические и подвижные игры.

Экран, ноутбук, картотеки, дидактические игры, атрибуты к подвижным и хороводным  играм.

32.

Открытое мероприятие для родителей

« Мы разные, но мы вместе».

Подведение итогов. Выявить результаты освоения программы.

Подвижные и хороводные игры разных народов, чаепитие.

Экран, ноутбук, вышитые изделия разных народов, атрибуты к играм.

2.4. Работа с родителями.

Цель: ознакомление родителей с образовательным и воспитательным процессом в детском саду.

 Задачи: 

- развитие речи и демонстрация национального воспитания в процессе работы с детьми;

 - привлечение родителей к организации работы с детьми по изучению фольклора народов Поволжья;

- формирование у родителей сознательного отношения к роли устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения.

План работы с родителями.

Название

Время

1

Анкетирование » Влияют ли  другие народы на развитие ребенка? “

октябрь

2

Оказание практической помощи в выполнении домашних заданий.

В течение года

3

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Ежеквартально

4

Привлечение родителей к организации мероприятий  и  участию в развлекательных мероприятиях.

В течение года

5

Практические консультации по темам работы кружка.

В течение года

3. Организационный раздел.

3.1. Использованная литература.

  1. Богомолова М. И.,Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны - Альметьевск, 1994.
    2. Бурганова Р. А. Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру.- Казан, 1994.
    3.  Р. К. Шаехова. Сөенеч. Радость познания. Региональная образовательная программа дошкольного образования
    . Казан, РИЦ, 2012. 

4. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002. 
5. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
6. Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и 
 народоведению в ДОУ.- М.,1999.

7. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012.

3.2. Оборудование.

-   иллюстрации

  • куклы в русском, татарском, чувашском, башкирском, удмуртском, марийском и мордовском костюмах
  • аудиозаписи
  • видеоматериалы
  • ноутбук

-     проектор

  • экран
  • детская художественная литература народов Поволжья
  • платки, колечки, вышитый платочек, ленты
  • полумаски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...