Выступление на педагогическом совете на тему: «Возможности оценки предметно-игровых действий у детей раннего возраста»
консультация
В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для их психического развития и социальной адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями психического развития и предоставление им медико-психолого-педагогической помощи возможны в случае ранней диагностики и правильной организации процедуры обследования.
Большинство традиционных научно обоснованных методик оценки психического развития детей раннего возраста направлены на выявление психологических достижений в таких определяющих развитие видах деятельности, как общение, движение, вербальная коммуникация или речь. В ходе психолого-педагогической диагностики специалисту необходимо выявить актуальные психологические достижения возраста и определить их соответствие возрастному нормативу. Результаты диагностического обследования являются основанием для организации коррекционно-педагогической работы. Одним из наиболее важных психологических достижений раннего возраста и средств усвоения культурного опыта являются предметно-игровые действия. Однако в научной литературе оценка и процедура обследования состояния предметно-игровых действий у детей раннего возраста освещены недостаточно, что затрудняет организацию психологического обследования, приводит к несвоевременному оказанию коррекционно-педагогической помощи. Путем специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть более высокого уровня развития предметной деятельности у детей. В раннем возрасте особенно велика роль взрослого. Только в ходе обучения и общения со взрослыми происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются эмоциональные, сенсорные, двигательные и речевые навыки. Необходимо отметить, что обучение становится развивающим только в том случае, если по форме и содержанию оно соответствует актуальному состоянию психического развития ребенка, а само взаимодействие способствует активной практической деятельности с предметами. Коррекционно-педагогическую помощь по формированию предметных действий и деятельности, по мнению Р.Я. Лехтман-Абрамович, следует осуществлять в онтогенетической последовательности – от акта хватания, неспецифических и специфических манипуляций до предметных действий и процессуальной игры. Именно акт хватания является переходным этапом в психическом развитии ребенка, поскольку это первое направленное действие, попытка воздействовать, познавать и преобразовывать среду, а также условие появления разнообразных социальных действий с предметами. Он самым тесным образом связан с восприятием, без наличия которого невозможно познать качества предметов. Именно акту хватания необходимо уделять самое пристальное внимание в коррекционно-педагогической работе [5]. Цель исследования Проанализировать наиболее популярные психолого-педагогические методики диагностики психического развития детей раннего возраста с позиции возможности оценки предметно-игровых действий. Методы Описание, сравнение, анализ психолого-педагогических методик диагностики психического развития детей раннего возраста: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» / «Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли»; «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова); «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей» (М.В. Браткова); «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ традиционных методик психолого-педагогического обследования детей раннего возраста позволил условно разделить их на три группы по способности оценки предметных действий и процессуальной игры как ведущих психологических достижений возраста. Первая группа – методики для комплексного изучения психического развития детей путем оценки психологических достижений в основных линиях развития, содержащие в диагностическом наборе для каждого возраста задания по оценке предметных действий разной степени сложности (от самых простых до сложных предметно-игровых), качество и уровень развития которых не может быть охарактеризован отдельно. Это: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли». Вторая группа – методики, направленные на изучение качества и степени сложности предметных действий и/или процессуальной игры детей от шести до 36 месяцев: «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) и «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей» (М.В. Браткова). К третьей группе отнесена методика оценки умственного развития ребенка раннего возраста: «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). Это единственная методика, позволяющая оценить состояние познавательной деятельности детей раннего возраста. Результаты представлены в виде обобщенного количественного показателя (методика Д. Векслера (адаптированный вариант) создана для детей дошкольного возраста). ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК Первая группа методик «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина) является качественно-количественной методикой. С ее помощью можно проводить систематическое наблюдение и осуществлять контроль процесса становления психики ребенка на ранних этапах онтогенеза и своевременно выявлять отклонения в психическом развитии [6]. На первом году жизни контроль осуществляется ежемесячно, на втором году – один раз в квартал, и на третьем – один раз в полугодие. Каждый диагностический набор для обследования включает в себя ряд заданий, направленных на оценку предметно-игровых действий. Задания представлены с учетом онтогенетической последовательности их становления: хватание, неспецифические и специфические манипуляции, предметные действия (соотносящие и орудийные), процессуальная игра. В процессе обследования наряду с другими показателями удается выявить актуальные предметно-игровые действия, которые ребенок выполняет сам в период бодрствования, а также соотнести показатели его психического развития с возрастным нормативом и представить результат количественной оценкой в виде эпикризных сроков (временной интервал, в течение которого происходит формирование определенного психологического достижения у большинства детей в популяции). Однако процедура анализа полученных результатов не позволяет дать характеристику действиям ребенка с предметами и процессуальной игре, оценить обучаемость в процессе обследования. Это связано с отсутствием параметров для оценки данных показателей психического развития. «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко). Данная методика не содержит отдельной процедуры изучения предметной деятельности и ее оценки. Однако позволяет оценить темп и особенности психического развития детей раннего возраста, определить группу психического развития и содержание коррекционно-педагогической помощи на текущем возрастном этапе. Она, как и описанная выше методика, является качественно-количественной. Преимущества ее в том, что любое задание содержит игровой инструментарий и процедуру обследования как для условно здоровых детей, так и для детей с нарушениями развития. Ребенка тестируют по показателям его возраста, а если он после диагностического обучения не может выполнить задания, соответствующие его физиологическому возрасту, предлагают задания предыдущего возраста – до тех пор, пока не зафиксируют возможности самостоятельного выполнения после диагностического обучения. Если ребенок самостоятельно выполняет задания из набора для его возраста, ему предлагают задания более старшего возраста [3]. На основе подробного описания достижений по основным линиям развития, в том числе самых ранних действий с предметами и процессуальной игры, выносится заключение об актуальном психологическом возрасте ребенка и темпе его психического развития. В этом случае предметные действия/деятельность и процессуальная игра являются частью общего балльного показателя психического развития, а характеристика психологического возраста ребенка содержит в себе такую важную психологическую составляющую, как предметная деятельность. Однако при обследовании детей по данной методике возникают те же трудности, что и в предыдущей методике. «Шкалы развития младенцев Н Бейли» является количественно-стандартизированной методикой и используется для оценки нервно-психического развтия детей от одного до 30 месяцев жизни. С помощью стандартизированного психологического тестирования определяется индекс умственного развития (MDI) и психомоторного развития (PDI). Индексы развития (определяемые с помощью шкал умственного и моторного развития) выражаются в шкале оценок стандартного показателя IQ [9]. Благодаря возможности изолированного применения вышеуказанных шкал можно выявить разницу в состоянии моторного и умственного развития ребенка, если таковая имеется. Задания для оценки предметно-игровых действий и процессуальной игры включены в набор диагностики как моторных, так и интеллектуальных способностей. Их изучение осуществляется наряду с другими показателями, такими как: движение, речь, социальные навыки и т.п. Процедура сбора и анализа результатов предполагает бинарную оценку, которая затем подвергается количественной обработке и преобразуется в числовой показатель, свидетельствующий о психическом развитии ребенка на данный момент, без формулировки прогнозов на будущее. Детального изучения предметной деятельности ребенка указанная методика не предполагает. Достоинство ее в том, что она весьма полезна для раннего выявления отклонений в психическом развитии (сенсорном, неврологическом, социальном) ребенка без указания причины возникновения, степени отставания от возрастного норматива [9]. Однако, в отличие от российских методик, она не имеет качественной характеристики как психического развития, так и отдельных психологических достижений в основных линиях развития. Анализ методик первой группы показал, что они направлены на комплексное изучение психического развития ребенка по основным линиям. Вместе с тем в онтогенетической последовательности выявляют предметные действия от самых элементарных до сложных, которые обеспечивают процессуальную игру. Однако процедура обобщения данных не позволяет дать всестороннюю оценку предметно-игровым действиям, так как не содержит параметров и показателей их оценки. Вторая группа методик Методики этой группы позволяют подробно исследовать и дать заключение об уровне сформированности предметных действий и/или процессуальной игры детей раннего возраста. «Диагностика психического развития ребенка Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) является качественной методикой, содержит подробную схему изучения таких психологических сфер, как общение, предметная деятельность, процессуальная игра. Подробно излагаются диагностические ситуации и организация предметной среды, что обеспечивает достижение основной цели. Обследование проводится в естественной для ребенка игровой ситуации, в присутствии матери или другого близкого, что способствует эмоциональному комфорту обследуемого. Специалист не вмешивается в психическую активность и действия ребенка, на поведение не влияет, фиксирует увиденное в протоколе. Наблюдение и запись результатов осуществляются по ряду параметров. Уровень развития игры и действий с предметами может быть высоким, средним или низким, о чем составляется соответствующее заключение [9]. Однако определить степень соответствия предметной деятельности и процессуальной игры ребенка возрастному нормативу не представляется возможным. Наряду с этим нельзя определить содержание специальной психолого-педагогической помощи, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей раннего возраста» (М.В. Браткова) представляет большой интерес для специалистов, поскольку оценивает предметные действия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В методике четко выделены критерии сформированности предметных действий, подробно описана процедура обработки результатов, которые интерпретируются в виде количественной оценки. Обследование включает в себя четыре серии заданий (в каждой – по три задания), степень сложности которых соответствует онтогенетическому нормативу. Каждое задание предусматривает использование оборудования (диагностического инструментария) и подробную процедуру обследования, по результатам которого выносится заключение об уровне сформированности предметных действий: высокий, средний, низкий и очень низкий [1]. Причем уровень сложности предметных действий соответствует возрастному этапу психического развития, т.е. чем ниже уровень сложности предметных действий ребенка, тем больше отставание от возрастного норматива. К преимуществам данной методики следует отнести то, что она является качественно-количественной, направлена на тщательное изучение предметных действий, предусматривает создание специальных условий для детей с отклонениями в развитии, проста и удобна в применении. Вместе с тем в диагностике нет заданий для оценки самых простых и ранних предметных действий у младенцев: хватание, неспецифическое манипулирование, в связи с чем она не может быть использована при исследовании этих умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, актуальный возраст которых гораздо ниже физиологического. Кроме того, методика не позволяет оценить более совершенные психологические достижения – процессуальные игровые действия, которые в норме появляются у детей на третьем году жизни. Таким образом, с помощью методики М.В. Братковой можно оценить предметные действия, формирующиеся в возрасте от шести до 18 месяцев, и представить их актуальное состояние в виде качественной характеристики. Третья группа методик «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). Это единственная российская методика, которая является надежным инструментом качественно-количественной оценки познавательного развития детей от двух до трех лет. Методика включает в себя два набора по десять заданий (для детей в возрасте 2–2,5 лет и 2,5–3 лет). Диагностика позволяет выявить уровень умственного развития ребенка раннего возраста, которого он достигает в результате активного обучения социальным способам взаимодействия с предметным миром. Предполагается, что к моменту оценки умственного развития по данной методике у ребенка уже сформированы простые предметные действия как основа познавательного развития. Диагностические задания определяют следующие возможности умственного развития: восприятие, практическая ориентировка на величину и цвет; способы решения практической задачи, характерные для наглядно-действенного мышления; продуктивные виды деятельности. Психологические достижения дети демонстрируют при решении диагностических задач, которые включают в себя предметные действия определенной сложности. Самостоятельное результативное их применение в практической деятельности – показатель интеллектуального развития. Основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности [7]. Система оценки нацелена на выявление детей с нарушением познавательной деятельности. Данная методика не может быть применена для полной оценки предметных действий – от самых ранних до обеспечивающих процессуальную игру, поскольку ее целью является фиксация умения ребенка самостоятельно использовать предметные действия в различных практических ситуациях и с их помощью достигать определенного результата. Наряду с этим выявлена проблема отсутствия методик для изучения акта хватания и направленных действий с предметом (манипулирования) у младенцев. Нами не обнаружено методик для оценки предметных действий и деятельности у детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), актуальное психическое развитие которых значительно отличается от нормативного. Противоречие между потребностями практики и недостатком диагностического инструментария может быть устранено за счет создания инновационных диагностических методик для оценки первых социальных действий с предметами, что позволит реализовать потенциальные возможности развития детей с ТМНР и максимально рано выявлять детей с особенностями становления первых предметных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_otsenki_predmetno-igrovyh_deystviy.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Возможности оценки предметно-игровых действий
у детей раннего возраста».
Воспитатель I кв. категории
Галимова И.В.
Бугульма, 2022 год
В настоящее время данные статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушением здоровья. В связи с этим остро стоят вопросы организации медико-социальной помощи, создания условий для их психического развития и социальной адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями психического развития и предоставление им медико-психолого-педагогической помощи возможны в случае ранней диагностики и правильной организации процедуры обследования.
Большинство традиционных научно обоснованных методик оценки психического развития детей раннего возраста направлены на выявление психологических достижений в таких определяющих развитие видах деятельности, как общение, движение, вербальная коммуникация или речь. В ходе психолого-педагогической диагностики специалисту необходимо выявить актуальные психологические достижения возраста и определить их соответствие возрастному нормативу. Результаты диагностического обследования являются основанием для организации коррекционно-педагогической работы. Одним из наиболее важных психологических достижений раннего возраста и средств усвоения культурного опыта являются предметно-игровые действия. Однако в научной литературе оценка и процедура обследования состояния предметно-игровых действий у детей раннего возраста освещены недостаточно, что затрудняет организацию психологического обследования, приводит к несвоевременному оказанию коррекционно-педагогической помощи. Путем специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть более высокого уровня развития предметной деятельности у детей. В раннем возрасте особенно велика роль взрослого. Только в ходе обучения и общения со взрослыми происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются эмоциональные, сенсорные, двигательные и речевые навыки. Необходимо отметить, что обучение становится развивающим только в том случае, если по форме и содержанию оно соответствует актуальному состоянию психического развития ребенка, а само взаимодействие способствует активной практической деятельности с предметами. Коррекционно-педагогическую помощь по формированию предметных действий и деятельности, по мнению Р.Я. Лехтман-Абрамович, следует осуществлять в онтогенетической последовательности – от акта хватания, неспецифических и специфических манипуляций до предметных действий и процессуальной игры. Именно акт хватания является переходным этапом в психическом развитии ребенка, поскольку это первое направленное действие, попытка воздействовать, познавать и преобразовывать среду, а также условие появления разнообразных социальных действий с предметами. Он самым тесным образом связан с восприятием, без наличия которого невозможно познать качества предметов. Именно акту хватания необходимо уделять самое пристальное внимание в коррекционно-педагогической работе [5]. Цель исследования Проанализировать наиболее популярные психолого-педагогические методики диагностики психического развития детей раннего возраста с позиции возможности оценки предметно-игровых действий. Методы Описание, сравнение, анализ психолого-педагогических методик диагностики психического развития детей раннего возраста: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» / «Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли»; «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова); «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей» (М.В. Браткова); «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ традиционных методик психолого-педагогического обследования детей раннего возраста позволил условно разделить их на три группы по способности оценки предметных действий и процессуальной игры как ведущих психологических достижений возраста. Первая группа – методики для комплексного изучения психического развития детей путем оценки психологических достижений в основных линиях развития, содержащие в диагностическом наборе для каждого возраста задания по оценке предметных действий разной степени сложности (от самых простых до сложных предметно-игровых), качество и уровень развития которых не может быть охарактеризован отдельно. Это: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко); «Шкалы развития младенцев Н. Бейли». Вторая группа – методики, направленные на изучение качества и степени сложности предметных действий и/или процессуальной игры детей от шести до 36 месяцев: «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) и «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей» (М.В. Браткова). К третьей группе отнесена методика оценки умственного развития ребенка раннего возраста: «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). Это единственная методика, позволяющая оценить состояние познавательной деятельности детей раннего возраста. Результаты представлены в виде обобщенного количественного показателя (методика Д. Векслера (адаптированный вариант) создана для детей дошкольного возраста). ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК Первая группа методик «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»/«Диагностика развития детей раннего возраста» (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина) является качественно-количественной методикой. С ее помощью можно проводить систематическое наблюдение и осуществлять контроль процесса становления психики ребенка на ранних этапах онтогенеза и своевременно выявлять отклонения в психическом развитии [6]. На первом году жизни контроль осуществляется ежемесячно, на втором году – один раз в квартал, и на третьем – один раз в полугодие. Каждый диагностический набор для обследования включает в себя ряд заданий, направленных на оценку предметно-игровых действий. Задания представлены с учетом онтогенетической последовательности их становления: хватание, неспецифические и специфические манипуляции, предметные действия (соотносящие и орудийные), процессуальная игра. В процессе обследования наряду с другими показателями удается выявить актуальные предметно-игровые действия, которые ребенок выполняет сам в период бодрствования, а также соотнести показатели его психического развития с возрастным нормативом и представить результат количественной оценкой в виде эпикризных сроков (временной интервал, в течение которого происходит формирование определенного психологического достижения у большинства детей в популяции). Однако процедура анализа полученных результатов не позволяет дать характеристику действиям ребенка с предметами и процессуальной игре, оценить обучаемость в процессе обследования. Это связано с отсутствием параметров для оценки данных показателей психического развития. «Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни Методика «ЯСЛИ» (С.Б. Лазуренко). Данная методика не содержит отдельной процедуры изучения предметной деятельности и ее оценки. Однако позволяет оценить темп и особенности психического развития детей раннего возраста, определить группу психического развития и содержание коррекционно-педагогической помощи на текущем возрастном этапе. Она, как и описанная выше методика, является качественно-количественной. Преимущества ее в том, что любое задание содержит игровой инструментарий и процедуру обследования как для условно здоровых детей, так и для детей с нарушениями развития. Ребенка тестируют по показателям его возраста, а если он после диагностического обучения не может выполнить задания, соответствующие его физиологическому возрасту, предлагают задания предыдущего возраста – до тех пор, пока не зафиксируют возможности самостоятельного выполнения после диагностического обучения. Если ребенок самостоятельно выполняет задания из набора для его возраста, ему предлагают задания более старшего возраста [3]. На основе подробного описания достижений по основным линиям развития, в том числе самых ранних действий с предметами и процессуальной игры, выносится заключение об актуальном психологическом возрасте ребенка и темпе его психического развития. В этом случае предметные действия/деятельность и процессуальная игра являются частью общего балльного показателя психического развития, а характеристика психологического возраста ребенка содержит в себе такую важную психологическую составляющую, как предметная деятельность. Однако при обследовании детей по данной методике возникают те же трудности, что и в предыдущей методике. «Шкалы развития младенцев Н Бейли» является количественно-стандартизированной методикой и используется для оценки нервно-психического развтия детей от одного до 30 месяцев жизни. С помощью стандартизированного психологического тестирования определяется индекс умственного развития (MDI) и психомоторного развития (PDI). Индексы развития (определяемые с помощью шкал умственного и моторного развития) выражаются в шкале оценок стандартного показателя IQ [9]. Благодаря возможности изолированного применения вышеуказанных шкал можно выявить разницу в состоянии моторного и умственного развития ребенка, если таковая имеется. Задания для оценки предметно-игровых действий и процессуальной игры включены в набор диагностики как моторных, так и интеллектуальных способностей. Их изучение осуществляется наряду с другими показателями, такими как: движение, речь, социальные навыки и т.п. Процедура сбора и анализа результатов предполагает бинарную оценку, которая затем подвергается количественной обработке и преобразуется в числовой показатель, свидетельствующий о психическом развитии ребенка на данный момент, без формулировки прогнозов на будущее. Детального изучения предметной деятельности ребенка указанная методика не предполагает. Достоинство ее в том, что она весьма полезна для раннего выявления отклонений в психическом развитии (сенсорном, неврологическом, социальном) ребенка без указания причины возникновения, степени отставания от возрастного норматива [9]. Однако, в отличие от российских методик, она не имеет качественной характеристики как психического развития, так и отдельных психологических достижений в основных линиях развития. Анализ методик первой группы показал, что они направлены на комплексное изучение психического развития ребенка по основным линиям. Вместе с тем в онтогенетической последовательности выявляют предметные действия от самых элементарных до сложных, которые обеспечивают процессуальную игру. Однако процедура обобщения данных не позволяет дать всестороннюю оценку предметно-игровым действиям, так как не содержит параметров и показателей их оценки. Вторая группа методик Методики этой группы позволяют подробно исследовать и дать заключение об уровне сформированности предметных действий и/или процессуальной игры детей раннего возраста. «Диагностика психического развития ребенка Младенческий и ранний возраст» (Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова) является качественной методикой, содержит подробную схему изучения таких психологических сфер, как общение, предметная деятельность, процессуальная игра. Подробно излагаются диагностические ситуации и организация предметной среды, что обеспечивает достижение основной цели. Обследование проводится в естественной для ребенка игровой ситуации, в присутствии матери или другого близкого, что способствует эмоциональному комфорту обследуемого. Специалист не вмешивается в психическую активность и действия ребенка, на поведение не влияет, фиксирует увиденное в протоколе. Наблюдение и запись результатов осуществляются по ряду параметров. Уровень развития игры и действий с предметами может быть высоким, средним или низким, о чем составляется соответствующее заключение [9]. Однако определить степень соответствия предметной деятельности и процессуальной игры ребенка возрастному нормативу не представляется возможным. Наряду с этим нельзя определить содержание специальной психолого-педагогической помощи, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. «Методика обследования уровня сформированности предметных действий у детей раннего возраста» (М.В. Браткова) представляет большой интерес для специалистов, поскольку оценивает предметные действия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В методике четко выделены критерии сформированности предметных действий, подробно описана процедура обработки результатов, которые интерпретируются в виде количественной оценки. Обследование включает в себя четыре серии заданий (в каждой – по три задания), степень сложности которых соответствует онтогенетическому нормативу. Каждое задание предусматривает использование оборудования (диагностического инструментария) и подробную процедуру обследования, по результатам которого выносится заключение об уровне сформированности предметных действий: высокий, средний, низкий и очень низкий [1]. Причем уровень сложности предметных действий соответствует возрастному этапу психического развития, т.е. чем ниже уровень сложности предметных действий ребенка, тем больше отставание от возрастного норматива. К преимуществам данной методики следует отнести то, что она является качественно-количественной, направлена на тщательное изучение предметных действий, предусматривает создание специальных условий для детей с отклонениями в развитии, проста и удобна в применении. Вместе с тем в диагностике нет заданий для оценки самых простых и ранних предметных действий у младенцев: хватание, неспецифическое манипулирование, в связи с чем она не может быть использована при исследовании этих умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, актуальный возраст которых гораздо ниже физиологического. Кроме того, методика не позволяет оценить более совершенные психологические достижения – процессуальные игровые действия, которые в норме появляются у детей на третьем году жизни. Таким образом, с помощью методики М.В. Братковой можно оценить предметные действия, формирующиеся в возрасте от шести до 18 месяцев, и представить их актуальное состояние в виде качественной характеристики. Третья группа методик «Ранняя диагностика умственного развития» (Е.А. Стребелева). Это единственная российская методика, которая является надежным инструментом качественно-количественной оценки познавательного развития детей от двух до трех лет. Методика включает в себя два набора по десять заданий (для детей в возрасте 2–2,5 лет и 2,5–3 лет). Диагностика позволяет выявить уровень умственного развития ребенка раннего возраста, которого он достигает в результате активного обучения социальным способам взаимодействия с предметным миром. Предполагается, что к моменту оценки умственного развития по данной методике у ребенка уже сформированы простые предметные действия как основа познавательного развития. Диагностические задания определяют следующие возможности умственного развития: восприятие, практическая ориентировка на величину и цвет; способы решения практической задачи, характерные для наглядно-действенного мышления; продуктивные виды деятельности. Психологические достижения дети демонстрируют при решении диагностических задач, которые включают в себя предметные действия определенной сложности. Самостоятельное результативное их применение в практической деятельности – показатель интеллектуального развития. Основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности [7]. Система оценки нацелена на выявление детей с нарушением познавательной деятельности. Данная методика не может быть применена для полной оценки предметных действий – от самых ранних до обеспечивающих процессуальную игру, поскольку ее целью является фиксация умения ребенка самостоятельно использовать предметные действия в различных практических ситуациях и с их помощью достигать определенного результата. Наряду с этим выявлена проблема отсутствия методик для изучения акта хватания и направленных действий с предметом (манипулирования) у младенцев. Нами не обнаружено методик для оценки предметных действий и деятельности у детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), актуальное психическое развитие которых значительно отличается от нормативного. Противоречие между потребностями практики и недостатком диагностического инструментария может быть устранено за счет создания инновационных диагностических методик для оценки первых социальных действий с предметами, что позволит реализовать потенциальные возможности развития детей с ТМНР и максимально рано выявлять детей с особенностями становления первых предметных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа специалистов детского дома по определению детей на воспитание в семью»
Современная политика государства в плане изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию дейс...
Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»
Представление проекта по сюжетно - ролевым играм с детьми 4- 5 лет....
Выступление к педагогическому совету по теме «Использование техники самомассажа в работе с детьми старшего возраста.
laquo;Использование техники самомассажа в работе с детьми старшего возраста....
конспект выступления на педагогическом совете: Использование инновационных технологий в ОД по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по ЗКР с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы по программе «От звука к букве»
Личный опыт работы по Е.В. Колесниковой...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
1. Вступление. Актуальность темы педсовета Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является нравственное и патриотическое воспита...