«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»
материал

Губайдуллина Миляуша Ильдусовна

Сообщение на тему

 

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

При постановке задач такого рода психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Исходя из изложенного можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

  • систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  • систему организации межличностных отношений в ДОУ.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников

  • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
  •  создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
  •  организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОУ:

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
  • психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

В МБДОУ № 83  выстроена система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Рассмотрим содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап.

На данном этапе анализируются:

  • отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
  • психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
  • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
  • психологический климат педагогического коллектива.

2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:

  • Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
  • Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).
  • Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам (таблица).

Программы коррекционно-развивающих занятий с детьми

Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория

Цель

Задачи

Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия

  • Вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;
  • облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;
  • сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
  • научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;
  • сформировать благоприятный климат в группе;
  • стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;
  • научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;
  • сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;
  • сформировать доверительные отношения;
  • снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;
  • развивать познавательную активность и речь;
  • развивать сенсомоторные навыки

Программа психоло-го-педагогических занятий по эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Мир эмоций». Составитель: Ю. Е. Веприцкая

Целевая аудитория: воспитанники средних, старших групп

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

  • Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мирчеловеческих эмоций;
  • развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;
  • развить волевую сферу - произвольность психических процессов,   саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе
  • развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;
  • развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
  • сформировать позитивную мотивацию на обучение;
  • развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение

Программа психологической подготовки детей к школе «Психологический тренинг для будущих первоклассников». Автор: И.Л.Арцишевская.

 Целевая аудитория: воспитанники подготовительных групп

Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет

  • Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);
  • расширить кругозор;
  • оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;
  • сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;
  • развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;
  • развить навык произвольной регуляции поведения;
  • развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;
  • снять эмоциональное и мышечное напряжение

  •    Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.

Организация безопасного, психологически комфортного пространства

В группах МБДОУ № 83  организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

1. Зона приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Структура:

  • стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;
  • стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение.

2. Уголок  достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:

  • «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
  •  «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.

3. Зона гнева.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

            Структура:

  • «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
  • «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
  • «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «ковер дружбы».

Помимо перечисленного уголок гнева также оснащен боксерской грушей, мягкими стенками, обитыми толстым поролоном по росту ребенка, агрессивными куклами бибабо (волк, баба-яга), пластиковыми бутылками с песком.

С помощью всего этого можно снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувство гнева, враждебности, фрустрации, а также потренировать мышцы рук и ног

4.Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

5.Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн.  Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные        тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

7.Уголок сенсорного развития

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоциональноположительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

Результаты работы

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДО, дает положительные результаты:

  • соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
  • направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
  • сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
  • создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
  • уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
  • успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
  • сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.

Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

сохранение и укрепление здоровья дошкольников по­средством обеспечения безопасной и психологически комфорт­ной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ДОО. Проект "От улыбки станет всем светлей"

В проекте "От улыбки станет всем светлей" отражены формы и методы работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду №12 "Орлёнок". Вся работа педагога-психолога д...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...