Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
консультация (средняя группа)

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
       Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
      Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.
     Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно -прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине,  патриотического воспитания.
    Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

 

        Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».
        Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.
     

 

 

 

  Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

  1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок,            использование пословиц и поговорок.
  2. Рассказывание легенд и преданий.
  3. Разучивание песен и танцев нашего народа.
  4. Воспитание и уважение к родительскому дому.
  5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
  6. Бережное отношение к родной природе.
  7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и  мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

      Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому,  воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

         Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык/ Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

       Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

      Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Доброжелательные технологии в образовательном процессе детского сада»

Педагогическая технология — это модель педагогической деятельности по проектированию и организации педагогического процесса, то есть это совокупность методов, приемов, форм обучения по какому либо направлению педагогической деятельности. Есть игровые технологии (например, игровые технологии Воскобовича), здоровьесберегающие технологии (например, корригирующие гимнастики по профилактике плоскостопия, сколиоза, гимнастика для глаз и т.д.), технологии проблемного обучения (проблемные образовательные ситуации), технология проектной деятельности, кейс-технологии и т.д.

Доброжелательность, как мы знаем, характеризуется как желание человеком добра другому человеку, его готовность содействовать благу других людей.

Соответственно доброжелательные технологии для детей в дошкольной организации - это совокупность методов, приемов, форм взаимодействия педагогов с детьми, основанных на: - уважении личности ребенка;

  • принципах сотрудничества и сотворчества взрослых и детей, признание ребенка полноправным участником образовательных отношений;
  • принципах индивидуализации образования, в котором ребенок становится активным в выборе деятельности; - поддержке инициативы детей;

Все эти принципы заложены в ФГОС ДО, а также в технологии Свирской Лидии Васильевны, которые представлены в ее книге «Утро радостных встреч». Данная технология включает такие формы сотрудничества с детьми как «утренний сбор» и «план-дело-анализ».

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который может проводиться после завтрака и перед завтраком.

Задачи утреннего сбора:

  • Создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон».
  • Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Развивать эмпатию, то есть умение сопереживать, сочувствовать другому человеку.

-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

  • Учить детей делать осознанный выбор.
  • Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др

Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Кроме этого, групповой сбор:

  • развивает толерантное отношение к людям;  формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
  • позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Теория и практика проведения группового сбора

Технологически групповой сбор: прост в проведении; легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста; значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений; позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.

Групповой сбор основан на соблюдении следующих принципов:

Открытость обозначает: право свободного высказывания и отношения к высказываниям других; право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов. Открытость предполагает также право участия или неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип Диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном диалоге, где взрослый организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребенок получает право свободного высказывания по интересующим его поводам.

Воспитатель находит недирективные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры,        вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.

Реализация принципа рефлективности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что — нет.

Вторая сторона действия принципа рефлективности — это работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, тематической недели, проекта — анализ результатов и достижений.

Роль ребёнка в групповом сборе

Важно помнить, что групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать • свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в групповом сборе закаючается в том, чтобы: - обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

  • установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
  • демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
  • стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
  • предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности,
  • заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
  • помогать ребятам выбирать и планировать работу;
  • оказывать поддержку всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и детям инвалидам.

Структура группового сбора

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

  1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)        1—3 мин
  2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание). .. 2—5 мин.

З. Обмен новостями 2 -10 мин.

4. Планирование дня (недели)... 5—12 мин.

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются.

Могут быть варианты, когда приветствие — очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время. В случае:

  • если общий эмоциональный фон в группе к началу сбора скучен, стоит больше времени уделить игре и сделать её весёлой и, напротив, в возбуждённой утренней гимнастикой группе лучше начать сбор со спокойной песенки или с игры, концентрирующей внимание;  если новость, высказанная кем-то из детей, важна для становления ценностных ориентиров, социально-эмоционального развития всей группы, стоит остановиться на этой новости подольше;

Данный пример структуры утреннего группового сбора, вовсе не означает, что она должна строго соблюдаться и не может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное — не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Можно начинать проводить утренний сбор в начале и в конце тематической недели, когда можно спланировать с детьми и родителями совместную деятельность , а на итоговом сборе подвести итог.

        Примеры проведения групповое“ сорра-        

Тематическая неделя: «Мир надводный, мир подводный мир»

Первый сбор. Звучит фонограмма(звуки моря).

  • Скажите, какие звуки вы слышите?
  • Кто живет в море? (киты, рыбы и т.д.)
  • Давайте мы с вами поздороваемся, как морские обитатели. Наши руки и ладони — это наши, что? (плавники, ласты) Поиграем в игру «Морские обитатели здороваются». Звучит музыка — вы плаваете, остановка здороваемся (выполняют).
  • Ребята, а вы хотите как можно больше узнать о наших обитателях морей и океанов? (Да.)
  • Тема нашей недели будет называться «Мир надводный, мир подводный». - Что мы можем сделать, чтобы узнать о морских обитателях? (ответы слушателей).

-Правильно, мы можем прочитать книги, посмотреть энциклопедии.

  • Нарисовать или слепить сможем? (Да).

Во время беседы утреннего сбора, которая проводится сидя на ковре в Дружеской обстановке необходимо включить всех Детей в беседу. В старших возрастных группах при составлении совместного плана можно использовать модели (картинки) видов Деятельности Детей.

Воспитатель составляет план на Доске или ставит модели.

  • А в какие игры мы можем поиграть, чтобы лучше узнать об обитателей озер рек, морских обитателях? (ответы слушателей).
  • А что мы можем сделать в конце нашей недели, чтобы все увидели как много мы уже узнали? (предложения Детей — выставка, фотокотшж).

Второй сбор. В конце тематической недели групповой сбор начнётся с вопросов:

  • Ребята, скажите, какой месяц и какой день недели в нашем подводном царстве?
  • Сейчас, каждый из вас представит, каким морским животным он будет и мы поиграем в игру «Море волнуется».

Дети играют, называют морских и водных обитателей

  • Присаживайтесь на ковер, скажите, что нового и интересного вы о морских обитателях (Дети рассказывают).

Вы помните наш план, все мы выполнили, что планировали?

(Выслушивает ответы Детей).

— Что мы запланировали сделать в конце недели? (Копан). Хорошо, сегодня после завтрака, мы все вместе сделаем коллаж и покажем нашим родителям.

Данная доброжелательная технология предполагает создание картотек игр, вопросов по различным темам. Если это будет сделпно, то данная технология не вызовет затруднений и сделает жизнь в группе более насыщенной, эмоциональной и научит детей навыкам общения и доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способн...

Консультация для молодых педагогов по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

СБОРНИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. "

Консультации, которые помогут родителям дать некоторые знания деткам о русской народной культуре,о её истоках....

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знак...

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...