опрос "Как обеспечить положительное самоощущение ребенка в музыкальной деятельности"
консультация

Криниченкова Анна Евгеньевна

опрос "Как обеспечить положительное самоощущение ребенка в музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Обеспечение условий для формирования

положительного самоощущения (самооценки) у детей

в музыкальном воспитании  ДОУ»

Музыкальнй руководитель:

Криниченкова А.Е.

         

 В детстве закладывается  фундамент для формирования  и развития основных качеств личности, основ морально-эстетических норм, социализации. От того, что ребёнок впитал в себя, зависит его успешная жизнедеятельность в будущем.

В федеральных государственных стандартах обозначено, что одна из основных целей дошкольного образования – обеспечение социальной успешности, которая напрямую связана с положительным самоощущением ребёнка, уровнем его самооценки, социальным статусом в группе.

Положительное самоощущение – это, в первую очередь удовлетворённость потребности личности, а именно – потребности в движении и игре:

                                        Игра  - решенье всех проблем

                                        Играть нам никогда не поздно

                                        Играть, конечно, нужно всем

                                        И маленьким и взрослым!

 Потребности в общении, уважении, познании и конечно же потребности в самореализации.

Как музыкальный руководитель, я понимаю, что всё это возможно осуществить в грамотно построенном процессе музыкального воспитания.

Для того чтобы обеспечить положительное самоощущение у ребёнка, я строю педагогический процесс, соблюдая следующие условия:

- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, субъект-субъектные отношения. Предоставить каждому ребёнку возможность выбора деятельности (дети могут выбрать и спеть песню, которую хотели бы спеть, исполнить свой танцевальный   этюд, танец, сыграть на музыкальном инструменте, напр., с помощью шумовых инструментов  изобразить явления природы (шум дождя, гром, ветер). Дети постепенного раскрепощаются, начинают верить в себя, что у них многое получается, что могут сыграть на инструменте, самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Во все игры и пляски стараюсь привлекаю всех детей, например закличкой:

                                    «Собирайся, детвора!

                                     Будет новая игра!

                                     Будем с вами мы играть –

                                     Живые ритмы создавать! – проводится игра «Живые ритмы»    

Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию,  развивает чувство ритма.  Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно-родевые, игры с пением, хороводные. Через игру   мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов. 

Педагогическую оценку ориентирую на относительные показания детской успешности. Оценивая личностные качества и результат деятельности каждого ребёнка, своими восклицаниями, утверждениями я намеренно создаю ситуацию, в которой ребёнок чувствует себя успешным.

Таблица личностно-оценочных связей  (педагог – ребёнок)

Оценка качеств

ребёнка

Оценка результатов

деятельности ребёнка

Субъективное мнение педагога относительно результатов деятельности ребёнка

Вопросы поднимающие детскую самооценку

Какой ты молодец!

Сегодня у тебя получилось лучше чем вчера!

Я в тебе никогда не сомневалась!

Можно с тобой посоветоваться?

Ты просто умница!

Как ты здорово придумал!

Я тобой горжусь!

А как бы сделал ты?

Ты настоящий знаток!

Отличная идея!

Я бы так никогда не придумала!

Ты готов поделиться с друзьями своим открытием?

В этом деле ты настоящий артист!

Ты нас сегодня удивил (меня порадовал)!

Я бы хотела, чтобы у меня получилось, как у тебя!

Может быть, ты поможешь Кате?

А ты, оказывается исследователь!

Это поступок настоящего мужчины!

Я знала, что ты справишься!

Расскажешь нам об этом?

Ты просто испытатель!

Ты нам сейчас очень нужен!

Какой ты смелый!

Как ты достиг таких результатов?

Большое внимание стоит уделять созданию предметно-развивающего пространства, способствующего эмоциональному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, оснащению детей всем необходимым для музыкальной деятельности как в НОД в музыкальном зале, так и музыкальных уголках в группах.

 Педагогический процесс строю, используя игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает определённым признаком – чётко поставленной целью и соответствующим конечным результатом, этому соответствует музыкально-дидактическая игра, где дидактическая цель ставится перед детьми в игровой форме. МДИ - важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Разрешая проблемные ситуации, дети чувствуют себя спасителями, помощниками, сказочными персонажами, это повышает их самоощущения (самооценку). 

Танцевально-игровая технология. Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребёнке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, своевременно под музыку менять движения со сменой характера. С помощью специальных упражнений можно развивать в ребёнке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм. Эти навыки и умения также  помогают ребёнку ощущать себя   уверенней, спокойней в исполнении танцевально-игровых номеров, появляется желание этим заниматься, это способствует развитию детского «творчества», фантазиям. Ребёнок может сам по своему самоощущению «оценить» своё выступление, также спросить мнение своих друзей. Развивается навык самоконтроля и самооценки.

Моделирование образовательной деятельности в ДОУ с целью обеспечения положительного самоощущения воспитанников.

  

Интеграция музыкального образования в другие виды деятельности способствуют обогащению музыкального опыта ребёнка и делает жизнь детей радостней и ярче. Тщательно подбираю репертуар, обговариваю с воспитателями музыку для режимных моментов и для самостоятельной музыкальной деятельности, записываю  музыку для группы  на флеш-носитель.

Содержание музыкальной деятельности играет немаловажное значение для обеспечения ребёнка положительным самоощущением. Критериями выбора материала для меня является нравственное, доброе, выразительное начала в музыкальных произведениях, а также возрастные особенности, интересы детей, учёт тематики занятий и праздников по плану ДОУ. Праздникам уделяю особое  внимание, проводятся в атмосфере лёгкости, доброжелательного общения, желании детей выступать, а родителей поддерживать своих детей радостными улыбками. Они создают мощнейшие  предпосылки для формирования и развития положительного самоощущения у детей

В настоящее время проектная деятельность является  одной из инновационных направлений организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее перспективными в работе с дошкольниками являются художественные, или арт-проекты. Именно они обеспечивают мощный скачок в общем психическом развитии ребёнка: развитии его художественных способностей, воображения, познавательной активности, образной выразительной речи, различных видов детского творчества.

Арт-проект (от английского art – искусство, мастерство, художество, художественный) – проект, связанный с искусством, восприятием различных его видов, их взаимодействие с различными видами детского творчества. Воздействие различных видов искусства в их взаимосвязи способствует вхождению ребёнка в мир искусства, приобщает к художественной национальной и мировой культуре.

Основой, базой арт-проекта является музыкальная или художественная программа.

Тематика арт-проектов  может быть различной.

Что даёт арт-проект всем его участникам?

Воспитанникам: гармоничное всестороннее развитие через погружение в мир различных видов искусства и художественной деятельности; активизацию познавательного импульса и творческих способностей.

Родителям: новые интересные формы взаимодействия с ребёнком (посещение музея или театра где подготовленный  дошкольник выступает для родителя в роли гида или художественного консультанта, что чрезвычайно благотворно влияет на повышение самооценки ребёнка, а для родителей мотивация к совместному посещению культурных учреждений).

Педагогам: повышение мастерства, рождение ярких художественно-творческих идей, активизацию своих творческих способностей, объединению педагогов творческой задачей.

Литература

  1. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
  2. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»
  3. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология»
  4. Дзержинская И.Л. «Игра как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности»
  5. Картушина М.Ю. «Мы играем, рисуем, поём» - интегрированные занятия для детей 5-7 лет.
  6. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
  7. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
  8. Методический журнал  «Музыкальный руководитель» №5 2015г, №7 2014г., №4 2012г., №82016г., №9 2016г., №8 2015г.
  9. Метлов Н.А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно- эстетического отношения ребенка к музыкальной деятельности.

Формирование личности ребенка путем взаимодействия музыкального искусства- формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.Задачи, методы музыкального воспитания...

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО

Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством ИКТ в условиях ФГОС ДО...

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"

Консультация для педагогов в ДОУ "Развитие эмоциональной сферы ребенка в музыкальной деятельности"...