Консультация для воспитателей «Театрализованные игры для детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Храпова Ольга Евгеньевна

Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Театрализованные игры  для детей 4-5 лет»

 Подготовила: Храпова О.Е.

МБДОУ « Детский сад № 154» г.Рязань

Что такое - театрализованная игра?

Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

Театрализованные игры включают в себя игры - драматизации, основанные на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности (интонацию, жесты, мимику). Участвуя в театрализованных играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, общается с другими героями. Воспитательные возможности театрализованной  игры огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворять любые интересы  и желания ребенка.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность. Игры позволяют формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами.

Побуждают ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставляют возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. В процессе работы над образом происходит становление личности ребенка; развиваются символическое мышление и двигательный эмоциональный контроль; усваиваются социальные нормы поведения; высшие произвольные психические функции. Эмоциональный подъем обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своем воображении происходящие события – дает толчок развитию творческих способностей.

Театрализованные игры являются средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста,  оказывают большое влияние на речь ребенка. Они обогащают детей  новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе и театру, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи.

Виды драматизации:

  • игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Театрализованная игра с детьми 4-5 лет.

В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

У детей  4-5 лет появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит ребенка - он только учится играть и чувствовать роль. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.

Пока же нужно дать каждому ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны — не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на детей, вызывают в них большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации.

Сюжеты, которые предлагает воспитатель детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.

Всестороннее развитие дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:

  • систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;
  • учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
  • создания комфортных психолого-педагогических условий.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Список литературы.

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.

- М., 2003.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.

- М., 1990.

3. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под

ред. А.Д.Кошелевой.

 - М., 1983.

4. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих

способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.

-М., 1972.

Картотека театрализованных игр

Средняя группа (4-5 лет)

«ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ»

Цельприобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудованиекуклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ...(называет имя ребенка).

«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

ЦельРазвивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

«КОРОЛЬ (вариант народной игры)»

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

«БАБУШКА МАЛАНЬЯ»

ЦельРазвивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)

С такими глазами, 

С такими ушами,-

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)-

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так...(Повторяют за ведущим любой жест.)

ИГРА – ПАНТОМИМА «МЕДВЕЖАТА»

Цель: развивать пантомимические навыки

Ход игры

Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Ребята,  посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

ИГРА – ПАНТОМИМА «БЫЛ У ЗАЙЦА ОГОРОД»

Цель:  развивать пантомимические навыки.

Ход игры.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,                      Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.                Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,          А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.                 Семена посеет ловко

А весною в огород                         И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.


«ДЕРЕВЯННЫЕ И ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ»

Цельмышечное напряжение и расслабление.

Ход игры
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»


Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Ход игры


Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

«ЗВЕРЯТА»

Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!

«ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель:. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка  —  ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький  —  яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

 

 

Игры-драматизации

«Колобок».

 Задачи для педагога: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.     

 Игровая задача для детей: Развивать умение согласовывать действия с другими детьми           

Атрибуты: Герои сказки (дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, декорации леса.                                 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.               

Игровые правила: Играет 7 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев                     

Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела. 

Результат: Инсценировка сказки    

«Репка»

Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление                                               

Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.               

Атрибуты: Герои сказки (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка большая, репка маленькая). 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, просмотр мультфильма.        

Игровые правила: Играет 8 детей. Дети с помощью воспитателя распределяют роли и определяют очередность выступления героев    

Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.      

Результат: Инсценировка сказки    

«Три медведя».

Задачи для педагога: Совершенствовать артистические навыки детей.                                   

Игровая задача для детей: Учить детей передавать эмоции героя.              

Атрибуты: герои сказки (три медведя и Маша)                                      

 Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.            

Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев. Играет 4 детей и воспитатель – ведущий.                                          

Игровые действия: Маша идет в лес за грибами и ягодами. В лесу девочка заблудилась. Увидела дом, зашла в него. Поела, посидела на стульях, прошла в спальню и легла спать. Приходят медведи, находят Машу. Маша просыпается, и испугавшись, убегает.                                              

 Результат: Инсценировка сказки. 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задачи для педагога: Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка.  

Игровая задача для детей: Учить детей передавать эмоции героя 

Атрибуты: герои сказки  (Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма)

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.    

Игровые правила: Играет 5 детей и ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев                                                                           

Игровые действия: Воспитатель говорит слова автора, а дети слова героев своих по сценарию.                                                              

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя 

«Лиса и козел»

 Задачи для педагога: Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев.                                                      

Игровая задача для детей: Развивать творчество и самостоятельность в создании художественного образа.                                      

Атрибуты: герои сказки (лиса и козел, декорации –иллюстрации колодца и ворон на дереве.)                                                            

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», разучивание слов героев.                                                              

Игровые правила: Играет 2 ребенка и ведущий взрослый.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора, потом лиса попадает в колодец. Мимо проходит козел, который очень хочет пить. Лиса обманывает козла и он прыгает в колодец. А сама, встав на козла, выбирается из колодца. Козел с трудом, но выбирается из колодца.                                                                

Результат: Инсценировка сказки                  

«Лиса, заяц и петух»

Задачи для педагога: Развивать понимание эмоциональных состояний.                                    

Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.                      

Атрибуты: герои сказки (лиса, заяц, петух, домик для лисы и дом для зайца, собака, медведь)

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», разучивание слов героев сказки.                        

Игровые правила: Играют трое детей и взрослый-ведущий.                                                     

 Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.                                                                      

 Результат: Инсценировка сказки. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность – основа нравственно-эстетического и речевого общения детей".

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогае...

консультация для воспитателей "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

консультация для воспитателей по развитию речи детей через театрализованную деятельность...

Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."

В  современный  век  повсеместной  компьютеризации  и  активного  входа  в  нашу  жизнь  телевидения,  СМИ,  прозападной  телевизи...

Консультация для воспитателей: «Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, ...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...