Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста."
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
В современный век повсеместной компьютеризации и активного входа в нашу жизнь телевидения, СМИ, прозападной телевизионной культуры, так важно развивать у детей с самого раннего возраста связную речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А. С. Макаренко.
В современный век повсеместной компьютеризации и активного входа в нашу жизнь телевидения, СМИ, прозападной телевизионной культуры, так важно развивать у детей с самого раннего возраста связную речь. Ведь практически всё свободное время большая часть подрастающего поколения проводит не с друзьями во дворе, играя в дворовые игры, а сидя у экранов компьютеров, телевизоров. Наши дети теряют способность говорить развернуто, используют в своей речи, как правило, шаблонные фразы, а то и вовсе обходятся односложными ответами. Поэтому проблема развития у детей связной речи так актуальна на современном этапе.
Проблемой развития связной речи в дошкольном возрасте достаточно длительное время занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как: Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Сохин Ф.А., Алексеева М.М., они не только определили задачи и содержание разных видов речи у дошкольников, но и раскрыли основные особенности речи детей дошкольного возраста
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, старается говорить четко, чтоб его все понимали
Главную роль играет воспитатель, ведь именно он образец для подражания. Воспитателю необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, сказки, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в 1 младшей группе. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту.
С ранних лет каждый малыш стремится проявлять творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Нередко дети оказываются замкнутыми, застенчивыми и стеснительными. Для них выступление на публике вызывает огромное затруднение и стресс, поэтому театрализованные игры призваны «раскрывать и раскрепощать» таких детей, учить их открываться миру безбоязненно и безоглядно.(студенты)
Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы с детьми раннего возраста можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними. (кукла идет, поет, танцует и т.д.) . На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку, а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, произносят «бух» или «упадет».
Чтение потешки «Катя, Катя маленькая» лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
3 этап – проведение игр-драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.
Таким образом, проведению игры – драматизации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру – драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказок с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказок (брать на себя роль) и вызывать эмоциональное положительное отношение.
В театрализованных играх мы используем много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под нее маленьким «артистам» легче имитировать движения персонажей (дети показывают, как идет лисичка, волк. ….) При этом у детей совершенствуется координация движений, вырабатывается чувство ритма. Движения же зачастую сопровождаясь репликами, стихами, пением, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре дети все лучше запоминают тексты, перевоплощаются в своих героев — «входя в образ». У детей появляется чувство ответственности за успех.
Формируя интерес к играм-драматизациям. Необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Художественные произведения малышам желательно читать наизусть, так они будут видеть выражение вашего лица, свет ваших глаз меняющуюся мимику-это поможет лучше понять сюжет произведения.
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение , чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре или в любом другом виде театра является необходимым элементом в подготовке к игре – драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание , у них сформируется эмоциональное отношение к сказке и ее сюжету можно проводить игру – драматизацию.
Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывают огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению в школе. создать основу для обучения грамоте в п...
Консультация для педагогов "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Дидактическая игра-как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества-речью.Народная мудрость сделала дидактическую игру,которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.Ди...
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания...