«Экологическое воспитание дошкольников через игру»
консультация (старшая группа)
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения.
С. Н. Николаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kropacheva_sayt.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения.
С. Н. Николаева
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение, поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Основное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности, и почему человек не имеет права их игнорировать.
Экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине - основа воспитания любви к Отечеству. Поэтому важно с раннего детства научить ребёнка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.
Ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук С. Н.Николаева считает, что экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Ребёнок познаёт окружающий мир более активно, стремясь увидеть и услышать и претворить в жизнь. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, поэтому ребёнок познаёт окружающий мир через игру. С. Н. Николаева даёт следующее определение: «Игра-это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен».
Использование игры в экологическом воспитании. Решая программные задачи по экологическому воспитанию, на занятии с детьми недостаточно времени отводится игре. Я заметила, что дети хотят продолжения занятий, и для усвоения знаний закрепляю их в процессе игровой деятельности. Самостоятельные игры - любимый вид деятельности дошкольников, именно в них максимально разворачиваются их способности. Однако в последних исследованиях (Н. А.Короткова, Е. Е.Кравцова…) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру
времени не остаётся.
Преимущества игр заключается в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познаёт многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства.
Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка. Все конкретные знания дети закрепляют, через экологические игры: «В гости в лес», «С кем дружит Ель?», «Правила поведения в лесу», «Съедобные и несъедобные», «Вершки, корешки», «Назови домик животного», «Огород и сад», «Куда пойдешь, что найдешь», «Живая и неживая природа», лото «Кто, где живет?» и др. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать: на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт.
Какие же условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в экологических играх, чтобы эти игры были привлекательны? Во-первых, необходимо, чтобы содержание игры соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры. Во-вторых, педагогическое сопровождение игр должно строиться с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка. В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети. Выполнить эти условия позволит игровая деятельность.
Виды игр для реализации задач экологического воспитания. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Можно выделить несколько видов игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием: -сюжетно-подвижные игры; -дидактические игры; -словесно-дидактические игры, -загадки-описания; -игрушки-аналоги; -сюжетно-ролевые игры; -игры - драматизации. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они имеют сюжет, а также роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания,помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы.
Для младшей группы я провожу следующие игры: «Курочка с цыплятами», « Воробей и комары». Затем игры усложняются с учётом возрастных особенностей детей. Для средней группы использую: «У медведя во бору», «Цапля и лягушки», «Тень-тень» (смотри приложение1), «Птички», «Птицы и автомобиль». Для старшей группы провожу следующие игры: «Изобрази животное», «Пингвины на льдине», «Раз, два, три к дереву беги!». Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь» способствуют закреплению знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов, о зимующих птицах «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Целый год» (смотри приложение 2), об окружающей действительности: «Съедобное - несъедобное», «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Логическое домино», «Мир животных». Играя с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки), я использую такие дидактические игры, как «С какого дерева упал лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?», «Выложи узор из камушков». Все эти игры я организовываю во время прогулки: дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они помогают скрасить досуг, не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры я провожу со старшими ребятами, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе. Эти игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам. Например, игры «Куда пойдёшь, чего найдёшь?», «Без чего не может быть?» («Дошкольное воспитание»№8, №12 2005 «Развиваем логическое мышление»). Интересными являются игры в загадки-описания, они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Для проведения игровых обучающих ситуаций используют игрушки-аналоги. Игрушки - аналоги замечательны тем, что с их помощью можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе.
Игрушки-аналоги я использую во всех возрастных группах. У нас имеется коллекция игрушек от «киндер-сюрприза», где есть собачки, рыбки, лев, жираф, ящерицы… Игра помогает создавать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного содержания». Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей 4-5лет. У них появляется стремление не просто играть, а использовать ту или иную роль. Ребята используют роль старательно, если для игры они сами сделали какие-нибудь маски, поделки. Закреплению знаний о диких животных способствуют различные сюжетно-ролевые игры. Например, «В мире животных», «Зоопарк». Через игру я закрепляю знания детей об овощах, растущих в нашей местности, например «Овощной базар». В процессе чтения и рассказывания сказок провожу с детьми игры-драматизации. По сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляю знания о диких животных, живущих в нашем крае. Вот такие виды экологических игр я использовала в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, достигла. Условия для игр мы создали в экологической комнате. Я убеждена в том, какую бы мы игру не взяли, дети получают от неё знания, удовольствие, хотят играть больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его ми...
Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения....
Экологическое воспитание дошкольников через игру
В статье представлены игры для ознакомления дошкольников с миром природы....
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение, поэтому особо остро встала задача более широкого...
Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.
Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников через экологические игры"
Консультация для родителей о том, что сущьность игры как ведущий вид деятельности и дети в игре отражают различные стороны жизни....