Родительский лекторий «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»
консультация

По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

«Профилактика экранной зависимости у дошкольников»

Цели: проинформировать родителей о проблемах, связанных с повышенным интересом детей к телевизору, компьютеру, планшету и другим гаджетам; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми и совместному проведению с ними свободного времени.

Задачи:

  • активизировать родителей, подтолкнуть их к совместной работе, поиску ответов на вопросы, связанные с проблемой экранной зависимости;
  • сформировать представление о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-волевую сферу дошкольника;
  • помочь осознать важность поддержания эмоционального контакта, проведения совместного с детьми досуга во избежание развития у них экранной зависимости.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, мяч, заранее подготовленные карточки с вопросами, ручки, буклеты.

Ход занятия

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как защитить детей от экранной зависимости. В последнее время многие из вас обращаются к психологам в связи с наличием этой проблемы. В данном случае под экраном мы подразумеваем телевизоры, компьютеры, планшеты, различные игровые приставки, смартфоны, айподы и прочие гаджеты. (Далее проводится презентация для родителей.)

Презентация для родителей

        В наши дни экран очень часто подменяет собой живое общение ребенка с родными: и бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое-многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами… Однако такое безобидное на первый взгляд увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.

        Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.

        Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.

         По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в его психике. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку; уводя человека в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями; отдаляя реальность. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни, а под тем, чтобы стать в ней победителем, отнюдь не всегда подразумевается совершение чего-то важного, доброго, благородного, направленного на благо другим (спасение кого-либо, оказание кому-то помощи, сохранение чего-то…), практически всегда бывает наоборот (убийство кого-то, завладение чем-либо, разрушение чего-то…).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Приглашаю вас в психологическую гостиную. Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме практического занятия с применением социо-игрового метода.

Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…»

Цели: настроить родителей на взаимодействие, создать комфортную, доброжелательную обстановку, снизить напряженность.

Упражнение-приветствие «Импульс по цепи»

Цели: создание доброжелательной обстановки, сплочение.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, давайте поприветствуем друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами.

Далее мы будем работать в командах. Для этого сначала рассчитаемся на «мышку», «флешку» и «планшет» и соответствующим образом поделимся на три команды под названием «Мышка», «Флешка», «Планшет». Затем каждая команда выберет себе капитана, и они подойдут ко мне. (Далее командам раздаются листочки с заданием.)

Задание первое. Команды должны:

  • придумать или вспомнить часто возникающую проблемную ситуацию (лучше несколько ситуаций), связанную с игрой на компьютере, планшете и т. д.;
  • сконструировать проблемную ситуацию, связанную с увлечением ребенка просмотром телепередач, и найти выход из нее;
  • перечислить признаки экранной зависимости.

После обсуждения вопросов в командах капитаны приглашаются к педагогу-психологу и зачитывают ответы.

Задание второе. Вопросы командам:

  • какие проблемы со здоровьем могут возникнуть в эмоциональной сфере, социальной сфере, сфере общения?
  • сколько времени можно играть на компьютере, планшете?

Примечание. Время выполнения заданий — 4–5 минут.

Далее капитаны команд снова подходят к педагогу-психологу и зачитывают ответы.

Разминка «Плюсы и минусы»

Цель: снятие напряжения, обсуждение всех плюсов и минусов, связанных с использованием компьютера, планшета, игровых приставок.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, предлагаю всем встать в круг. Мы с вами будем перекидывать друг другу мяч, и те, в чьих руках он будет оказываться, должны поочередно говорить: «Экран — это плюс, потому что… Экран — это минус, потому что…»

        Под словом «экран» мы подразумеваем компьютер, планшет, мобильный телефон, игровую приставку и прочие гаджеты. (Далее родителям предлагается снова разделиться на команды.)

        Сейчас мы с вами рассчитаемся на «родителя», «ребенка» и «педагога» и разделимся на соответствующие команды (команду родителей, педагогов и детей). Команды выберут себе капитанов, которые подойдут ко мне. (Раздаются написанные на листочках задания.)

Задания:

  • команде педагогов: расскажите, как можно использовать компьютер, привлекая детей к полезной, продуктивной деятельности совместно со взрослым;
  • команде родителей: расскажите, каким образом можно организовать досуг ребенка (игры, занятия, увлечения, совместные дела), чтобы это времяпрепровождение стало альтернативой занятиям с компьютером, планшетом, телевизором;
  • команде детей: расскажите, во что бы вам хотелось поиграть, чем бы позаниматься с мамой или папой (кроме компьютера, планшета, игровых приставок).

Примечание. Ответы должны состоять не менее чем из пяти пунктов. Время выполнения заданий —
 4–5 минут. Капитаны снова выходят к ведущему и зачитывают свои ответы.

Упражнение «Подарок»

Цели: создание положительного настроя, позитивное завершение практической части занятия.

Педагог-психолог: Сейчас у вас будет возможность сделать приятное другому человеку — подарить своему собеседнику маленький презент либо большой подарок.

Инструкция. Далее для родителей подводятся итоги по всем заданиям, которые они выполняли в командах. Для этого используются слайды подготовленной презентации.

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на этой встрече?
  • Что было для вас интересным и полезным?
  • Какие трудности вы испытывали?

Педагог-психолог: Уважаемые родители! В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Мы с вами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни наших детей и понимаем, что без компьютера и других средств компьютерной и медиакоммуникации современная жизнь невозможна. Хорошо, что наши дети легко и быстро осваивают компьютерную технику, а наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать компьютер помощником и союзником в их воспитании и развитии. Делать это нужно грамотно, продуманно и дозированно. И, конечно же, мы должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам, возможностям и склонностям в спорте, музыке, творчестве для гармоничного развития.

Желаю всем вам обязательно достичь успехов в воспитании детей и чаще радоваться этому! (в конце встречи родителям раздаются памятки)

Приложение №1

Памятка для родителей

Профилактика экранной зависимости у детей

  • Родителям необходимо являть собой пример для своих детей, ведь они обучают их жить так, как делают это сами. Если включенный в течение всего дня телевизор является фоном для времяпровождения членов семьи в квартире, если родители сами подолгу зависают в Интернете и социальных сетях или постоянно играют в компьютерные игры, то чего же ждать от детей?
  • Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие и жесткие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером и т. п. Твердый запрет на то, что родители считают вредным для своих детей (причем не только в рассматриваемой области), — отнюдь не проявление жестокости с их стороны. Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.
  • Можно и даже нужно записать ребенка в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на компьютер и телевизор, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками.
  • Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, шахматы, конструктор и пр.
  • Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку или установить полезные для развития программы. Главное, помнить, что все хорошо в меру.
  • Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером или планшетом:
    • продолжительность пребывания за компьютером (использования мобильного телефона, планшета, айпода и пр.) не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15–20 минут для детей 6–7 лет; 
    • не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня, а также поздно вечером и непосредственно перед сном;
    • необходимо следить за тем,
    во что играет ребенок и какие фильмы он смотрит.
  • В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий со взрослыми досуг в будни и выходные, веселые приключения.

Успехов и удачи вам в воспитании ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика экранной зависимости у дошкольников

На сегодняшний день тема экранной зависимости у детей и подростков является одной из самых актуальных. Очень важно проводить профилактику данной проблемы посредством работы с родителями. По данным Инс...

Тест, предложенный родителям на собрании по профилактике экранной зависимости

Родители могут самостоятельно оценить степень заисимости от экранов своих детей (при ее наличии)....

Семинар для родителей «Профилактика экранной зависимости у детей дошкольного возраста»

Компьютер и другие информационные устройства  уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволил...

Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников» Подготовила воспитатель Стрельникова В.В.

Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»Подготовила воспитатель Стрельникова В.В....

«Занятие по профилактике экранной зависимости у старших дошкольников с использованием приемов арт-терапии "Прилипчивый телевизор"

Цель:  первичная  профилактика  экранной  зависимости у старших дошкольников в условиях  ДОУ  посредством  использования  приемов   арт-терапии....

Профилактика экранной зависимости у дошкольников

Профилактика экранной зависимости у дошкольников...