Рабочая программа «Сказка нас всему научит»
рабочая программа
Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatel_mbdouno278_kosyachkina_e.yu_.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»
Рабочая программа воспитателя
1 младшей группы
«Сказка нас всему научит»
разработана на основе парциальной программы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
под редакцией О.Л. Князевой.
Составитель:
воспитатель МБДОУ №278
Косячкина Е.Ю.
Красноярск
Пояснительная записка
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Младший дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста является сказка.
Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер.
Тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки и притчи, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.
Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Посредством сказки дети осваивают множество способов создания художественных произведений, развивают мелкую моторику рук, учатся облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогащают свой словарный запас.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Сказка нас всему научит».
Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы с различными сказками с целью нравственного развития младших дошкольников
Целью программы является:
Создание условий для развития нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в сказку.
- Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 2 года.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Программа включает в себя:
- двухгодичный перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста;
- двухгодичный перспективный план работы с родителями;
- двухгодичный перспективный план работы с воспитателями;
- цикл игровых занятий;
- подбор материала, направленного на развитие нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.
Структура занятий.
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
- Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
- Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.
- Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
- Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Различные формы и методы работы со сказкой: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Виды деятельности:
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность.
- Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.
- Музыкальная деятельность.
- Предпосылки учебной деятельность.
- Самостоятельная деятельность.
Перспективный план работы с детьми 1 младшей группы
Сентябрь - октябрь | Формировать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании. - Дидактическая игра «Кто же в гости к нам пришел?» |
Различать эмоциональное состояние не только своё, но и детей, сопереживать. - Оформление «Уголка настроения» (с фотографиями детей, зеркальцами и пиктограммами) | |
Показать пример вежливого обращения с незнакомыми, научить знакомиться. - Игры – упражнения: «Научить Мишку здороваться» | |
Формировать заботливое отношение к малышам. - Создание ситуаций - Заучивание потешки «Баю – бай, баю – бай, поскорее засыпай» | |
Воспитывать опрятность у детей. - Разучивание потешки «Водичка – водичка» | |
Ноябрь | Учить во время одевания, раздевания не мешать другим детям, помогать друг другу застегнуть, поблагодарить за помощь. - Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» |
Воспитывать умение бережно относиться к игрушкам, вещам, убирать их на место и т. д. - Чтение стихотворения А. Барто «Маша – растеряша» - Рассматривание картин по теме «Дети играют» | |
Декабрь | Упражнять детей в выполнении знакомых правил: «С другом весело играю, ничего не отбираю». - Чтение рассказа Н. Калининой «Разве так играют» |
Установить контакт с малышом, подготовка к восприятию понятий: семья, любимые близкие люди. - Разговоры с детьми о близких ему людях | |
Январь | Формировать у детей элементарные представления о дружбе, взаимопомощи. - Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух, и лиса» - Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик дедушка…» |
Февраль | Закрепить у детей правила «Будем мы дружно играть, никого не обижать». - Игра – занятие «Так – не так» (картинки с изображением поступков) - Чтение рассказа Н. Калининой «Помощница» |
Формировать у детей этические представления о доброте на доступных примерах из художественной литературы. - Игра – упражнение «Как помочь Тане, которая потеряла куклу» | |
Март | Воспитывать доброе отношение к маме, не огорчать. - Изготовление подарков к празднику 8 Марта - Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая Мама» - Разучивание песен о маме - Утренник, посвящённый Женскому дню |
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навыки ухода за растениями и живыми объектами. - Уход за комнатными растениями - Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собаками. | |
Апрель | Формирование культурно – гигиенических навыков. - Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» - Дидактическая игра «Как нам этим пользоваться?» |
Май | Учить выполнять несложные поручения. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам труда. - Помогать младшему воспитателю накрывать столы - Игра – поручение «Наши умелые ручки» |
Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы
Сентябрь | Беседа - «Зачем говорят «здравствуй?» Цель: Развивать у детей потребность в общении, уточнять правила вежливого обращения к старшим. |
Чтение русской народной сказки. «Волк и козлята» Цель: Знакомить детей с русскими народными сказками. | |
Беседа: «Я среди людей» Цель: Продолжать формировать у детей образ Я. Помогать детям осознавать себя. Формировать у детей доброжелательное отношение к друг-другу. | |
«Осень золотая» - рассматривание иллюстраций в альбоме. Подарки осени. Цель: Воспитывать у детей любовь к природе родного края, желание бережно к ней относиться. | |
Октябрь | Беседа: «Моя мама» - рассматривание фотографий. Цель: дать представление о семье, об особой роли мамы в семье. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к родственникам. |
«Правила поведения в детском саду» - чтение книги, рассматривание картинок. Цель: Закрепить правила поведения в детском саду | |
«Каждой вещи – своё место» Цель: Развивать трудовые умения, воспитывать желания помогать взрослому. | |
Ноябрь | «Праздник вежливости» Цель: Обращать внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. |
«Почему нужно уметь уступать» Цель: учить избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. | |
Декабрь | Чтение сказки: С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» Цель: Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь. |
«Зимушка-зима» - рассматривание альбома, подарки зимы. Цель: Учить детей замечать сезонные перемены в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
Январь | Чтение сказки: К. Чуковский «Муха-Цокотуха» Цель: Воспитывать в детях такие качества, как смелость, дружелюбие, желание помочь попавшему в беду. |
«Берегите книгу» Цель: объяснить детям, как следует обращаться с книгой. | |
Февраль | «Девочек мы защитим, их в обиду не дадим» Цель: Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек. |
Чтение стихотворения: С. Богдан «На дворе белым бело…» Цель: Развивать аккуратность, самостоятельность. | |
Март | Беседа: «Единственной маме на свете». Цель: Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку - маме. |
Беседа: «Мы едем, едем, едем в далекие края» Цель: Дать детям представление о транспорте, учить правилам поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. | |
Апрель | Чтение стихотворения: Е. Стеквашова «Драчун». «Правила дружной игры» Цель: объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор. |
Май | Чтение: «Сказка про грубое слово «Уходи» Цель: учить детей не обижать друг друга, не использовать в речи обидных слов. |
Перспективный план работы с родителями 1 младшей группы
Сентябрь | Родительское собрание: «Организационное» Провести анкетирование «Нужно ли читать сказки детям?». Цель: Выяснить, как часто родители читают детям сказки. Какие сказки любят слушать дети. Обсуждают ли прочитанное и какой из этого можно сделать вывод, чему же учит сказка. |
Октябрь | Консультация для родителей «Как рассказать сказку детям». Цель: Как выбрать сказку для рассказывания. Сказка должна соответствовать возрасту. Как рассказать сказку детям, чтоб им было интересно. Для чего нужны сказке присказка, концовка. В чем же заключается задача рассказчика. |
Ноябрь | Привлечь родителей к обновлению театрального уголка. Изготовление и приобретение различных видов театра: пальчиковый, шапочки, маски для инсценировок сказок, кукольный театр. |
Декабрь | Консультация для родителей «Сочиняем сказку». Цель: Консультация поможет родителям научить детей сочинять сказки. Можно сочинить сказку по серии картинок, о конкретном персонаже, на предложенную родителем тему, об игрушке, ребенок может выбрать сам тему для сказки. Как можно «оживить» сказку. |
Январь | Консультация для родителей «Детская сказка на ночь». Цель: Как влияет сказка на психологическое развитие ребенка. Любая сказка – это рассказ об отношении между людьми. Через сказку ребенку легче всего объяснять первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка. |
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь?». Цель: Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке. Она должна быть ласковой, без насыщенных действий и эмоций, доброй и незамысловатой, чтобы успокоить и убаюкать малыша, со счастливым концом. | |
Февраль | Консультация для родителей «Нравственное воспитание сказкой». Цель: Сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни, и учит жить по этим законам. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает самые важные вопросы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. |
Март | Консультация для родителей «Сказки рядом». Цель: Сказки способны оказывать влияние на развитие мышления, воображения, эмоционального восприятия ребенка. Одна и та же сказка в разном возрасте, в разной ситуации и для разных детей может стать полезной или поучительной, бесполезной, а порой даже навредить. |
Апрель | Привлечь родителей к изготовлению костюмов для «Театральной недели». |
Май | Консультация для родителей «Как сделать кукол к сказкам?». Цель: Познакомить родителей как вместе с детьми в домашних условиях можно изготовить кукол для сказки. |
Перспективный план работы с родителями 2 младшей группы
Сентябрь | Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Кризис трех лет». Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, задачами развития и воспитания детей. |
Консультация для родителей на тему: «Почему ребенок ломает игрушки?». Цель: Выявление причины, почему ребенок так поступает, поиск решения проблемы. | |
Октябрь | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Цель: Выявление взаимосвязи развития мелкой моторики пальцев рук с развитием речи. |
Конкурс поделок изготовленных родителями совместно с детьми из овощей и фруктов «Дары осени». Цель: Привлечение родителей к совместной работе детского сада и семьи. | |
Ноябрь | Консультация для родителей на тему: «Играем на кухне» Цель: Знакомство с различными играми «на кухне». |
Декабрь | Смотр-конкурс «Новогодняя гостиная» Цель: Взаимодействие детей и взрослых в совместной деятельности. |
Январь | Консультация для родителей «Прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример» |
Февраль | Совместный труд на благо детей. Благоустройство площадки для прогулок детей. Цель: Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность. |
Март | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для праздника «8 марта!» Цель: Привлечение родителей к активному взаимодействию с детским садом. |
Консультация для родителей «Каким может быть домашний спектакль по сказке?». Цель: Как из подручных материалов можно изготовить простейшие декорации для показа кукольной сказки. Знакомство с возможностями других видов показа сказки с куклами. | |
Апрель | Изготовление коллажа «Наши чувства» по мотивам народных сказок. Цель: Создание условий для общения детей с родителями |
Май | Привлечь родителей к подготовке участка к летнее - оздоровительному периоду. |
Предложить родителям принять участие в фото – выставке «Отдыхаем всей семьей» |
Перспективный план работы с воспитателями
Сентябрь | Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» |
Декабрь | Консультация «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» |
Март | Консультация «Роль сказки в жизни ребенка» |
Май | Проведение познавательной игры «Лучший знаток сказок» |
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программы по всем областям для 2 мл.гр.
рабочие программы...
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа "Сказки Песочного человека"
Рабочая программа «Сказки Песочного человечка» предназначена для работы с детьми2 – 4 лет. Данная программа содержит материал по образовательным направлениям : «Познавательное...
Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"
Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа "Сказка" 2019-2020гг.
Рабочая программа...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...