Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Шатаева Ирина Михайловна

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом ран-нем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из ска¬зок дети черпают множество познаний, первые представ¬ления о времени и пространстве, о связи человека с при¬родой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим по-ступ¬кам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Мир сказки полон «живых предметов», необычных яв¬лений. Животные говорят и дей-ствуют, как люди, не¬живые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивитель-ные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушев-ленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание ко-торых ему еще недоступно. В самом деле, как нау¬чно объяснить малышу происхождение ветра, как отве¬тить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы меж-ду добром и злом? А в сказке это лег¬ко и просто. Иными словами сказка - это особый способ освоения ми¬ра, способ, позволяющий ре-бенку в специфической фор¬ме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот по-ток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная системати¬зация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказки в системе воспитания детей

раннего дошкольного возраста.

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей  раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю,  как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий   ребенку в специфической  форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний,  который  обрушивается на него со всех сторон и который  не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который  хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей  раннего возраста?

Сказка в системе социальной  адаптации.

Основной  мотив деятельности ребенка-дошкольника-познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей  роли. Процесс приспособления к новой  среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий - результат успешной  социальной  адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.) Процесс социальной  адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий  жизнедеятельности детей: поступление в детский  сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т.д. Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости. Задача взрослого - не ограждать ребенка от неблагоприятных  условий  среды, а научить правильно использовать методы социальной  адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической  защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований  той  социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Несомненно, прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание-обиду и страх повторного наказания. Народная сказка позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Для осуществления педагогической  коррекции социальной дезадаптации необходимы работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство сюжетно - отобразительными  играми детей, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в ДОУ, и в семье.

Сказка в системе физического воспитания.

Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислю некоторые из них:

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов сказки (проводят в форме «двигательного» рассказа).

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр - драматизации . 4.Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

5.Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.

6.Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические  упражнения.

Сказка в системе нравственного воспитания.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-  как добрые и миролюбивые побеждают („Волк и семеро козлят');

     -  что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Сказка не дает прямых наставлений  детям (типа «слушайся родителей», «уважай  старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который  они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Информация о соблюдении правил поведения, норм морали заложена в фольклоре.

Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

Сказка и речевое развитие детей.

Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.

  1. Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек - это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании   потешек, но несколько раз прозвучавший  текст закладывается в кладовую его памяти.

В работе используется основной  принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Можно использовать следующие потешки:                                                           - «Водичка, водичка...»                                                                                                     - «Ладушки, ладушки!..»                                                                                             - «Сорока, сорока...»                                                                                                  - «Пальчик-мальчик...»                                                                                                              - «А, баиньки-баиньки...»                                                                                                            - «Идет коза рогатая...»                                                                                                                  - «Этот пальчик-дедушка...» и др.

  1. У малышей  уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.

Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.

Слушая их, дети:  

- учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

-знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и др.;

-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».

Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д.

По мере развития речи детей появляется много возможностей для обсуждения прочитанных сказок, совместного рассказывания их с детьми.

Кроме этого можно:

  • Пересказывать истории своими словами;
  • Сочинять новую историю со знакомыми персонажами;
  • Найти, показать и назвать в книжке:

           - любимый персонаж;

           -самого маленького героя;

          -что-то красное (синее, зеленое и т.д.);

          -того, кто имеет четыре ноги;

          -у кого есть крылья и т.д.                  

 Можно также:

  • сочинить песню, которая бы подошла к этой истории

(новые слова на знакомую мелодию);

  • сделать для ребенка сумку, в которой он мог бы носить книгу.

Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.

Дети могут:

  • выбрать книгу, которая им нравится;
  • читать ее и играть с ней, когда им захочется;
  • использовать ее для того, чтобы привлечь внимание взрослых;
  • начать разговор с ее помощью;
  • чувствовать себя уверенными, зная, что случится в истории.
  1. Вовлечение в сказку.

Возьмите фото своего ребенка, вырежьте его по контуру. Затем найдите любимую книгу малыша, с помощью веревочки сделайте петлю вокруг обложки и закрепите ее узлом. Теперь ребенок может попасть на любую страничку книги, чтобы стать участником событий. Игра «Вовлечение в сказку» помогает детям:

  • стать непосредственными участниками сказки;
  • чувствовать себя раскрепощенными;
  • получать удовольствие от игры;
  • соотносить сказку с собой;
  • пользоваться языком сказки в игре.

Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:                      

 Народные:

-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);

-«Репка» (обр. К.Ушинского);

-«Как коза избушку построила» (обр. М.Булатова);

-«Колобок» (обр. К.Ушинского);

-«Теремок» (обр. М.Булатова);

-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).        

 Авторские:

-«Курочка» Е.Чарушина;

-«Петушок с семьей » К.Ушинского.

Сказка как способ развития мышления.

В работе со сказкой  нужно использовать не только иллюстрации, но и моделирование.

Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными).

Замещенными объектами становятся герои сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики и др. формы, различающиеся по цвету и величине: при этом первостепенная задача - научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (по цвету) или двух (цвет и размер). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой   кружок, например, зайка, а какой - волк. Когда процесс выбора заместителей  освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.

Например, в сказке «Колобок»: колобок - желтый  кружок, волк -серый , медведь -коричневый , лиса –оранжевый. В сказке «Волк и козлята»: волк – большой серый кружок, коза - большой  белый, козлята - маленькие белые.            

К одной и той же сказке нужно возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

В данном виде работы сказка это способ развития образного и логического мышления детей.

Сказка и театрализованная деятельность.

  1. Большое значение при подготовке детей  к драматизации сказки имеют игры-имитации. Например, игра «Кто я?» Подскажите идею игры, предложив им стать знакомым животным: «Вы будете котятами. А как я смогу догадаться об этом?» «Становитесь» по очереди крякающей уткой, мяукающей кошкой, мычащей   коровой. И не забудьте о движениях! Можно изображать не только животных из сказок, но и людей (бабку, дедку, внучку).

 Игра «Кто я?» помогает детям:

- узнавать и объяснять звуки и действия животных, людей;

-использовать голос, мимику и жесты для их изображения.

  1. Вовлечение в игры по сюжетам сказок доставляет детям радость, благоприятно влияет на эмоциональное развитие, учит общению.

Играть можно с подгруппой   и всеми детьми группы. Взрослый  берет на себя главную роль - ведущего.

Начинать игру можно с сюрпризного момента, например, обнаружения в группе прикатившего Колобка. Во время путешествия колобка «по лесу», дети выполняют роли встречающихся на пути колобка персонажей: то это прыгающие зайчики, то волчата и т.д. Дети общаются с колобком, выполняют разные задания.

Разным может быть и окончание игры: в соответствии с целями ее проведения, творческими способностями воспитания, возможностями детей. Например, могут отвести колобка к бабке и деду, внушая ему, что нельзя уходить одному из дома и гулять по лесу.

В таких играх дети обучаются:

  • принимать на себя ролевые позиции, развернутыми, эмоциональными и двигательными проявлениями;
  • проживать сюжетную ситуацию длительное время без признаков утомляемости.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

  1. Универсальным средством гармоничного развития детей  и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого являются театрализованные развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, сказочных персонажей. Театрализованное представление дает яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей  принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры.

Малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный  и музыкальный   материал используется многократно. Это дает возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Сказка в системе воспитания культурно-гигиенических навыков.

  1. При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда ребенка учат каким-либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от того, что показывает взрослый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный  способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешки.

Приучая детей  регулярно мыть руки, можно читать потешки «Водичка, водичка», «Ай, лады, не боимся мы воды» и др. Известно, дети, знающие потешку «водичка...» с раннего возраста, с удовольствием повторяют ее в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умываться малышам, а также играя с куклами. Положительные эмоции малыши испытывают, слыша слова: «Чтобы глазки блестели, чтобы смеялся роток».

Они четко выполняют последовательность действий: моют глазки, щечки... и громко смеются!

В таких потешках, как «Идет коза рогатая...», «Ладушки-ладушки...» и др. тоже заложен глубокий  смысл: вызывая радостный  эмоциональный  отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые ее приготовили. Создавать положительный  эмоциональный  фон во время приема пищи помогают игры с приговорками «Мяу, - киска говорит, - вот и я пришла. Киске в миску отольем, веселее пить вдвоем!»

  1. Сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малышей, поможет придумывание и рассказывание детям сказок про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д. «Каша сегодня волшебная. Она называется  «Попрыгунчик». Тот, кто быстро съест эту кашу, будет очень хорошо прыгать!» «Зашла я сегодня в группу, услышала, что кто-то плачет. Оказывается, ребятки оставили его на полу под горкой, не отнесли его домой, на полочку. Зайчику было очень грустно. Давайте его пожалеем, поставим на место к другим игрушкам. Смотрите, как зайчик обрадовался, он нам улыбается!»

Сказка и ОБЖ.

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.

Сказка не дает прямых наставлений  детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который  они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой   урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка в системе экологического воспитания.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений  об окружающем   мире.   Начинать   экологическое   образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста - заложить  первые  представления и ориентиры о мире природы.    Дать понятие о том, что и  растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Примерные сказки для детей: «Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и холода...»

«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку...»

«Жил-был в группе «Жучок» Фикус. Стоял он возле окошка, так как любил солнышко. Любил Фикус пить водичку. Но однажды Фикус загрустил: дети забыли его полить, и земля у цветочка высохла. Давай те его спасать, дадим Фикусу попить водички...»

«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…

Формированию     бережного     отношения     к     природе, умению     замечать     и     называть     явления     природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный  материал.

Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик - дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.

Сказка  в  системе  развития  изобразительной деятельности.

Название сказки

Темы занятий

«Волк и семеро козлят»

Рисование: «Травка для козлят».

«Дорожка к дому».

Лепка: «Заборчик для козлят».

Конструирование: «Заборчик для козлят», «Дорожка к дому», «Домик для козы и козлят».

«Колобок»

Рисование:   «Дорожка  для Колобка», «Колобок», «Следы зверей   в лесу».

 Лепка: «Колобок», «Зайчик».

Конструирование: «Дорожка для Колобка», «Колобок      студится на окошке».

«Репка»

Рисование: «Репка круглая да крепкая».

Лепка: «Вытянули репку»

Конструирование: «Забор для огорода». «Ворота».

«Курочка Ряба»

 Рисование: «Зернышки для курочки», «Яичко золотое»,  «Курочка ходит по двору», (следы).

Лепка: «Яичко», «Зернышки для курочки», «Тарелочка для угощения».

Конструирование: «Домик для курочки». «Курочка ходит по дорожке».

«Теремок»

 Рисование: «Звери идут к теремку» (следы), «Дорожка к теремку».

 Лепка:   «Бревнышки   для теремка», «Теремок» (коллективная), «Лепешки для зверей».

Конструирование: «Дорожка к теремку», «Ступеньки к теремку», «Теремок» (коллективное), «Стол и стул», «Красивые ворота».

Таким образом, выделены лишь основные направления работы по использованию сказки в системе воспитания детей    раннего   дошкольного   возраста,   выбор   которых

зависит    от    возможностей     и        интересов    детей     и взрослых   каждой     конкретной     группы,    от   развития творческих способностей  и индивидуальности педагога, работающего с малышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста

В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста....

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

Рекомендации для родителей. Роль сказки в воспитании детей раннего дошкольного возраста

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений." В.А. Сухомлинский...

Беседа с родителями родителей по теме: «Сказки в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст)

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим...

Сказка как средство экологического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение эк...