Проект "Сказочный мир ребенка"
проект (старшая группа)
«Сказочный мир ребенка»
Сказкотерапия как средство личностного развития дошкольника и его творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ИСКОРКА»
ПРОЕКТ
«Сказочный мир ребенка»
Автор:
Педагог-психолог,
Трактирова А.А.
г.Усть-Илимск,
2021г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1 | Название проекта. | «Сказочный мир ребенка» Сказкотерапия как средство личностного развития дошкольника и его творческого мышления. |
2 | Актуальность проекта | Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству: придумывание сказок, стихов, небылиц (Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.). Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Поэтому сказки любят все: дети и взрослые. В настоящее время практикуется такое направление арт-терапии, как «сказкотерапия»– «это терапия средой, особой сказочной обстановкой». (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.). Ребенка дошкольного возраста отличает высокая эмоциональность, вера в чудеса. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на наш взгляд, воздействует метод сказкотерапии. Коррекция психического и личностного развития дошкольника сказкотерапевтическими приемами решает ряд задач: создание положительного эмоционального настроя, формирование ценностных ориентаций; развитие навыков социального взаимодействия. Сказка развивает творческий потенциал, мышление, фантазию, воображение ребенка. Ее можно анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, пересказывать. Актуальна сказкотерапия еще и тем, что ее можно применять и в воспитании, и в образовании, и в развитии как ребенка, так и взрослых. Через сказки ребенок не только учится новому и принимает нравственные ценности, но и развивается творчески, учится анализировать ситуации. В старшей группе № 8 дети активно показывают свои таланты и творческие способности, так и есть дети «эмоционально зажатые», которым необходимо дать возможность проявить себя. Также в группе находятся ребята, требующие постоянного внимания со стороны взрослого, с тревожными явлениями и др. Именно поэтому была выбрана данная группа с целью нормализации и коррекции психического состояния воспитанников. |
3 | Авторы проекта | Трактирова Анна Александровна |
4 | Основная идея проекта. | Сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным. При реализации данного проекта мы хотим поспособствовать личностному развитию и развитию нравственных ценностей, а также творческого мышления детей 5-6 лет с помощью сказкотерапевтических методов: обсуждение сказки, проигрывание, придумывание окончания сказки или нового сюжета, сочинение, рисование сказок и небылиц, игровые упражнения. |
5 | Участники проекта | Воспитанники старших групп и их родители, педагоги ДОО, педагог-психолог |
6 | Сроки реализации проекта | Сентябрь – октябрь-ноябрь 2021г. |
7 | География проекта | Проект реализуется на территории МБДОУ №22 «Искорка» г. Усть-Илимск |
8 | Цель и задачи проекта | Цель – формирование личностного и психического развитие детей 5 -6 лет и их творческого мышления. Задачи: 1.Поддержать инициативу и самостоятельность ребенка. 2.Изучить особенности творческого мышления ребенка на словесном материале. 3.Создать положительный эмоциональный настрой. 4.Сформировать ценностные ориентации и нравственные нормы. 5.Способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка при совместной деятельности с родителями. |
9 | Механизм реализации проект | Ознакомление педагогов и родителей с методом сказкотерапии (сказкотерапевтический тренинг, информация). Проведение бесед и сказкотерапевтических игр с детьми. Проигрывание и обсуждение различных сказок (психотерапевтические, русские народные, авторские). Создание собственной сказки ребенком совместно с родителями. Оформление книги со сказкой. |
10 | Риски невыполнения |
|
11 | Результаты реализации проекта |
|
12 | Система оценки результата проекта (критерии, показатели и т.д.) |
|
Приложение 1.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Сказочный мир ребенка»
№п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Ожидаемые результаты | |
| |||||
1.1. | Изучение литературы по проблеме личностного развития и развития творческого мышления у дошкольников. | Сентябрь | Трактирова А.А. | Получить углубленные знания и сделать подбор необходимой литературы по данной тематике. | |
1.2. | Подбор сказок и игр, необходимых для занятий. | Сентябрь | Трактирова А.А. | Составить занятия с детьми на основе данных игр и сказок. | |
1.3. | Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка». | Сентябрь | Трактирова А.А. | Информация в группе и на мини-сайте педагога-психолога. | |
| |||||
2.1. | Знакомство детей с миром разных сказок. | 13.09.21 по 30.09.21 | Трактирова А.А. Педагоги группы. | Дети узнают о разнообразии сказок. Закрепить познания детей о сказках. | |
2.2 | Чтение сказок. Беседы, обсуждения по сказкам. | Октябрь | Трактирова А.А. | Развитие словесно-логического мышления у детей. | |
2.3. | Тренинг для воспитателей. | Октябрь | Трактирова А.А. | Знакомство педагогов с понятием «сказкотерапия» и определение ее цели в воспитании и развитии ребенка. | |
2.4. | Заучивание стихотворения и его представление в группе. | Октябрь | Педагоги группы. | Развитие памяти детей и их творческих способностей. | |
2.5. | Сочинение сказки вместе с детьми. | Октябрь | Трактирова А.А. | Сплочение детского коллектива. Развитие воображения и творческого мышления. | |
2.6. | Подготовка интерактивной игры-презентации «В мире сказок». | 01.11.21 по 12.11.21 | Трактирова А.А. | Закрепление знаний о нравственных нормах и ценностях. | |
| |||||
3.1. | Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книги со сказкой и рисунками. | 15.11.21 по 25.11.21 | Трактирова А.А. Родители. Педагоги группы. | Сборник собственных сказок детей. Развитие у детей личностных качеств и творческого мышления при создании сказки. | |
3.2. | Сбор информации по оценке эффективности проекта методом беседы. | 26.11.21 по 30.11.21 | Трактирова А.А. | Анализ полученных результатов проекта. |
Приложение 2
РАБОТА С УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА
Деятельность с детьми | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Знакомство с миром сказок. Виды: авторские, русские народные, психотерапевтические, психокоррекционные, медитативные, дидактические. Разбор одной сказки каждого вида. Обсуждение. Наблюдение за детьми в процессе рассказывания (диагностическая методика). | Заучивание стихотворения и его представление в группе. Авторские сказки (отрывок) –К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.С. Пушкин и др. Дать возможность представить свое видение ребенком данного отрывка произведения – нарисовать, слепить, инсценировать и.т.д. | Создание интерактивной игры-презентации «в мире сказок». Работа на Smart доске / виртуальной доске Miro. Выбор детей одной или нескольких сказок для презентации. |
Сочинение групповой сказки. Научить составлять историю. Показать алгоритм сочинения сказки. Используются карточки, игрушки и слова вроде «жили-были…», «в некотором царстве…» и т.д. | Написание и демонстрация собственной сказки ребенком. Выбор темы и героя сказки по желанию ребенка. | |
Рефлексия Чему нас учит сказка? Для чего нам сказки нужны? Что полезного они нам приносят? Какое занятие/мероприятие больше понравилось детям? |
Деятельность с родителями | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка». Информация на сайте, стендовая информация в группе. | Заучивание стихотворения с ребенком. Представить стихотворение в любой форме: рисунок, продолжение стихотворения, подделка, аппликация и т.д. | Создание книги с собственной сказкой совместно с ребенком. Родители записывают сказку, сочиненную ребенком. Помогают в оформлении и презентации сказки в группе. |
Отзывы родителей и педагогов по оценке эффективности проекта Отзывы родителей по желанию. |
Деятельность с педагогами | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Консультация на тему «роль сказки в развитии и воспитании ребенка». Информация на сайте, стендовая информация в группе. | Сказкотерапевтический тренинг. Знакомство с понятием «сказкотерапия». Представление информации о разных видах сказок и их влияние на развитие и воспитание ребенка. Применение сказки в образовательных целях. Познание себя педагогами через сказки. | Оценке эффективности проекта Отмечаются пожелания педагогов и их оценка по результативности и актуальности данного проекта. |
Совместный подбор игр и упражнений (по необходимости). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-127956-1443268008.jpg)
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-199995-1378493138.jpg)
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-318473-1414410073.jpg)
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-298585-1521538603.jpg)
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....