Картотека дидактических игр для детей ОВЗ «Мир профессий»
картотека
Представления о мире профессий у ребенка ОВЗ дошкольного возраста ограниченны пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети ОВЗ знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Ознакомление с миром профессий ставит целью дать детям ОВЗ конкретные знания и представления о профессии и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_detey_ovz.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для детей ОВЗ
«Мир профессий»
Представления о мире профессий у ребенка ОВЗ дошкольного возраста ограниченны пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети ОВЗ знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Ознакомление с миром профессий ставит целью дать детям ОВЗ конкретные знания и представления о профессии и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей с ОВЗ – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Для того, чтобы дошкольники ОВЗ понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у дошкольников с ОВЗ о мире профессий. Но ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В ходе игры дошкольники начинают показывать деятельность представителей самых разных профессий.
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто что умеет делать?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Что не так»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Что делает…?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это верно»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Закончи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Какая это профессия» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начну предложение, а ты закончишь»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… Если бы не было водителей, то … и т.д.
«Оденем куклу на работу»
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.
«Едем на работу»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.
Педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место.
«От слова к слову»
Цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.
Ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.
Игра «Выбираем работу»
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.) В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д. Дети угадывают действия.
Игра «Назови профессию»
Цель: Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист. Корабль — капитан. Самолет —летчик (пилот). Космический корабль — космонавт. Пожарная машина —пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина —гонщик (пилот). И т.д.
«Угадай кто это?»
Цель: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?
Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно! Могу — жилет, могу — пальто, могу — костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б тебя Я не таскала? Ты только следуешь за Мной!» С улыбкой слушал их … (Портной)
Еще до восхода просыпаться привык. Первым встречает он солнце в дворе: Чтоб наши улицы были чисты! Трудится с утра … (Дворник)
Есть палочка у него в руках волшебная, Через мгновение все машины остановит она! Вот палочку вверх он быстро поднял Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)
Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей: Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
«Что делают этим предметом?»
Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет.
Кисточкой — (что делают?) — Рисуют, (кто?) — Художники, дети.
Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) — Закройщики, парикмахеры. Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи, вышивальщицы.
Лопатой — (что делают?) — Копают, (кто?) — Садоводы.
Ручкой — (что делают?) — Пишут, (кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры. Топором — (что делают?) — Рубят (кто?) — Плотники, лесники. Термометром — (что делают?) — Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики.
Линейкой — (что делают?) — Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником — (что делают?) — Заметают, (кто?) — Дворники и др.
«Что сажают в огороде»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Педагог сообщает, что сегодня мы будем фермерами и нам предстоит работа на огороде. Спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по теме «Знакомство с профессиями» (старшая группа).
Картотека дидактических игр по теме "Знакомство с профессиями" в процессе организации самостоятельной дечтельности детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром профессий.
Картотека дидактических игрпо ознакомлению с миром профессий....
Картотека дидактических игр в старшей группе Тема "Профессии"
Картотека дидактических игр в старшей группе Тема "Профессии"...
Картотека Дидактические игры - проф.минутки по теме: «Профессии».
Картотека Дидактические игры - проф.минутки по теме "Профессии"...
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями...
Картотека дидактических игр по ознакомлению дей с профессиями
Картотека предназначена для детей 5-7 лет...