методическая разработка по художественно-эстетическому развитию
методическая разработка (младшая группа)
методическая разработка по художественно-эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud-estetich_razvitie.docx | 50.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 53 «Лесная сказка»
Методические разработки по теме:
«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству».
Составила:
воспитатель гр №12 «Березка»
Исмагилова Елена Викторовна
Новосибирск 2022
Введение.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста возможно в процессе приобщения к народному искусству. Ведь волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Художественная деятельность ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи художественно-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка. Народное искусство как проявление творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Очень важно научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, а это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. В.А.Сухомлинский писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Также, знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.
1. Народное искусство – вид художественного творчества.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к культуре своего народа, частью которой оно является.
Народные художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях и в разное время – одни в древности, другие – в конце ХIХ – начале ХХ века.
При всем разнообразии народных художественных промыслов, мы видим, что источником всего народного искусства является родная природа, окружающий быт. Народное творчество призвано украсить повседневную жизнь человека, его быт. Неотъемлемой чертой для произведений народных мастеров является его прикладное назначение.
Говоря о том или ином промысле, например: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, гжельская роспись, мы называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь. Взаимосвязь местности и искусства играла и продолжает играть решающую роль не только в момент возникновения промысла, когда началась художественная обработка природного местного материала – глины, дерева, кости, но и на протяжении всей истории промысла, когда местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения постоянно в той или иной форме и степени воздействовали на его жизнь, формирование стиля и традиций.
Таким образом, природно-географический фактор с местными культурными традициями является одним из важнейших условий формирования и развития самобытных художественных традиций народного промысла.
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России.
Она издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров).
Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают.
Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены. Промысел не имеет серийного производства, каждая игрушка существует в единственном экземпляре.
Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень просты. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелeный, жeлто-оранжевый цвета.
Филимоновские игрушки по преданию, делал гончар Филимон -основатель деревни(еще во времена Ивана Грозного). Из филимоновской глины делали разную посуду и свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Роспись игрушки ведется и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится.
Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. При выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому, легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов Русского Севера. Большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб русского занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.
Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
В мезенских росписях нет обычной русской народной яркости и многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, но подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами.
Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки.
На донцах городецких прялок можно увидеть фигуру коня. Туловище коня с сильной, гордо изогнутой шеей и маленькой чуткой головой вырезали из мореного дуба (пролежавшего многие годы на дне реки). Под этот силуэт вырезали на чистом осиновом донце углубление и сажали его туда. Городецкая роспись во многом условна. Никаких предварительных набросков карандашом мастер не делал. Просто брал кисть, зацеплял ею из чашки краску и в один мазок обозначал, например, шею коня. Краску клали всегда легко, свободно. Брали ее жидко, она текла по дереву, а когда подсыхала, мастер по ней вторым слоем проходил, потемней.
Богородская резьба - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево Посадского района Московской области России Народными мастерами создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.
Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.
Полхов-Майданская роспись - производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.
Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина. Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.
Раньше на рынках рядом с вениками, мочалками можно было встретить ложки с деревянными расписными игрушками. Приходилось жмуриться от обилия ярких красок. Они очень яркие - неистово-малиновые. Такого цвета вроде и в природе нет, а если и есть, то капельками: клюква на снегу, в цветах шиповника похожие лепестки попадаются. А здесь это большущие цветы вроде роз. И хотя игрушки раскрашивают еще и зеленым, желтым, синим, черным, этот неистово-малиновый заглушает все. Будто в нем своя малиновая жизнь идет.
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю. Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образ семьи.
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.
Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.
Набивная шаль — традиционный элемент костюма русской женщины.
Особое место в русском декоративно-прикладном искусстве занимают шали.
В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» так объяснил слово «шаль»: «долгий платок на плеча, двойной плат». Дата первоначального изготовления шалей неизвестна, но их появление было подготовлено длительным совершенствованием техники ткачества и набойки. Вероятнее всего, первыми мастерами, работающими по украшению тканей, были иконописцы как лица наиболее близко знакомые с красками и приемами.
Узор наносили на холст резными деревянными досками — «манерами» и «цветками». Чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка», или «набивка». Доски резали либо рельефно, либо углубленно. В первом случае печатался узор, во втором — поле. Русские мотивы отличались прочной устойчивостью. Крестьянство сумело донести через века орнаменты далекого прошлого. Сохранились также мотивы украшений, корни которых можно встретить чуть ли не в узорах первобытной керамики.
Шерстяные платки и шали до конца XIX в. набивались вручную. Процесс набойки сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, для набивки наиболее сложных узоров приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4, 16, 24 части. Каждая из частей Узора воспроизводилась на набивной доске — деревянной форме. Тонкий контур узора наносят на платок «манерой» — своего рода металлическим штампом, набитым на деревянный щит.
- Приобщение детей младшего дошкольного возраста к народному искусству.
2.1. Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой, культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, художественные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к культуре своего народа, частью которой оно является.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественнотворческих способностей.
Важно знакомить детей с произведениями народного декоративноприкладного искусства. В содержании занятий включаются темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Необходимо уже вначале знакомства дать детям целостное представление о народной культуре.
Для детей младшего дошкольного возраста первыми предметами, с которых начинается знакомство с народным творчеством, являются глиняные дымковские игрушки. Позднее дети знакомятся с филимоновскими и каргопольскими игрушками, узнают богородскую и тверскую игрушки, матрешки, расписанные в Полхов-Майдане. Ребенок растет и развивается в игре, она является основой его жизни и поэтому игрушки ближе и понятней для детей, чем остальные предметы. А яркость и праздничная роспись народной игрушки неизменно привлечет его внимание. Детей привлекает также простота и понятность игрушки: лошадки, козлики, барышни с детьми, нарядные петушки пробуждают желание рассмотреть повнимательнее, поиграть с ними, посвистеть в свистульки.
Роспись народных игрушек отличается, с одной стороны, простотой и доступностью исполнения (полоски, круги, точки), а с другой стороны – яркостью красок и праздничностью. Все это и побуждает детей к творчеству, им хочется и самим попробовать нарисовать такие узоры, украсить игрушки. Сказочность и необычность персонажей народных росписей, их доброта и радостная, яркая расцветка, неизменно вызывают положительный отклик в душе ребенка, заинтересованность. А простота и доступность исполнения вызывают желание самим попробовать создать подобные произведения, научиться новым приемам роспись, попробовать самостоятельно придумать узор, украсить тот или иной предмет. Народное искусство, в силу своей тесной и органичной связи с окружающей природой, как ничто другое учит нас любить и понимать природу, уметь видеть и чувствовать ее красоту, беречь и защищать.
Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет предмета и в то же время способности сохранять целостное впечатление. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства. Лепка и конструирование помогают познанию объемных форм предметов. Такая деятельность ребенка на занятиях помогает ему изучать и понимать окружающий мир, действия взрослых людей, их труд и социальный уклад жизни страны.
Известно, что творчество детей базируется, в первую очередь, на впечатлениях от окружающего мира, природы, предметов и игрушек, которыми они пользуются. Познание окружающей действительности происходит посредством зрительного, слухового, осязательного восприятия, что и дает пищу для развития эмоциональной сферы ребенка. Когда мы знакомим ребенка с новыми предметами, новой сферой деятельности, необходимо не только заинтересовать его рассказом и внешним видом, но и дать ребенку потрогать эту вещь, попользоваться ею, проявить свои познания. Только так можно добиться наиболее эмоционального отклика детской души и пробудить желание
действовать, творить. Особенно это характерно для детей младшего возраста.
Именно поэтому, в целях приобщения к культуре и традициям родной страны, детей необходимо знакомить с подлинными, «живыми» предметами русской старины, которые окружали людей и были им необходимы в повседневной жизни.
Совместными усилиями педагогов и родителей в нашем детском саду был создан музей предметов народного быта « Русская изба ». Там воспроизведен интерьер крестьянской избы. Экспонатами для нашего музея служат предметы домашней утвари и быта русской деревни. Дети не только знакомятся с экспонатами музея, но и играют в русские народные игры. Непосредственное общение с предметами представленными в музее, когда их можно потрогать, попробовать пользоваться ими, так как пользовались наши предки, вызывает у детей живой отклик и непосредственный интерес к народной культуре. В музее проводятся циклы занятий для различных возрастных групп.
Занятия могут быть как чисто экскурсионной формы, так и совмещенные с другими видами занятий: рисованием, лепкой, музыкальной деятельностью. Музей можно использовать и для обыгрывания сказок в театральной деятельности детей. Проводятся занятия по ознакомлению детей с предметами народного быта, внутренним и внешним убранством русской избы, традициями национального костюма и головного убора, знакомство с традициями русской народной вышивки, ее основными элементами и их значением. В рамках приобщения к народной культуре проводится знакомство детей с декоративными народными росписями: Хохломской, Полхово-Майданской, Дымковской, Городецкой, Гжельской и росписью Северной Двины. Дети рисуют народные костюмы, головные уборы, предметы русского быта, народные праздники, такие как день Ивана Купалы, Рождество, Масленицу и др.
В процессе патриотического воспитания мы не должны забывать о том, что дети должны чувствовать единство и преемственность поколений. Поэтому так важна совместная работа детей и педагогов на занятиях, а также родителей с детьми в домашних условиях. В нашем детском саду часто используется система привлечения родителей к совместной работе с ребенком для создания художественных поделок и композиций на, проводимые в детском саду, конкурсы различной тематики. Во время занятий с педагогами, дети создают коллективные творческие композиции, что вызывает у них не только моральное удовлетворение результатами своего труда, но и воспитывает дух коллективизма, поддержки, взаимопомощи.
2.2. Методика работы с детьми младшего дошкольного возраста по художественно-эстетической деятельности на материалах народного искусства. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Важно приобщать детей к искусству, развивать у дошкольников эстетический вкус, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. При художественно-эстетической деятельности формируются навыки художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания.
Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой,
совершенством в искусстве и жизни. С
элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического, все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала. Правильно организованная предметно – развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
- максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;- основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;
- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада. Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. В детском саду коридоры и переходы можно украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.
В работе можно использовать различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
2.3. Ознакомление детей с предметами и традициями народного быта в условиях музея детского сада «Русская изба».
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей. Необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Поэтому у нас в детском саду был создан мини-музей «Русская изба».
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
При создании мини-музея были поставлены следующие цели и задачи:
1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2.Развивать воображение детей.
3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
А начинается всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречаются непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Воспитатели могут продемонстрировать настоящие старинные предметы русского быта. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром, на нём чашки для чая, баранками. Над столом расположен образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Возле сундука стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденая шерсть). В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова.
Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе:
стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет
понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.
При работе с детьми мы ставим следующие задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися. Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты - тем и рады», « Какова хозяйка - таков и стол». Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
В музеи проходят и занятия кружка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков. Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. При организации минимузея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.
Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется и через такой вид деятельности как народные праздники: «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Пасха» и другие. Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщает детей к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины» - окончание сбора урожая, «Масленица» - проводы зимы и встреча весны и.т. д.
Заключительная часть.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Изобразительное искусство имеет важное психологическое значение для формирования характера и личности ребенка. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.
Важно широко применять народное декоративное искусство в работе с дошкольниками, ведь это воспитывает чувство глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Так как воспитание любви к своей Родине, чувства патриотизма является одной из важнейших задач воспитания. Дети должны заинтересоваться историей и традициями своей страны, почувствовать тепло народного искусства, его положительную направленность.
Приложения.
Начать работу лучше с приобщения детей к рассказыванию потешек, поговорок, дразнилок, отгадыванию загадок. Работа с детским фольклором даёт возможность легко установить с детьми эмоциональный контакт в общении. К тому же знакомство с потешками, пословицами, прибаутками развивает в детях интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют потешки в свободной деятельности, сюжетно ролевых и подвижных играх.
Практический материал по технологии разработка новых способов и приемов использования фольклора.
Устное народное творчество таит в себе исчерпывающие возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию.
Произносимые же "на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Мы используем потешки, которые заставляют детей двигаться, например:
«Маленькие ножки шли по дорожке
Большие ножки топ-топ...»
«Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет Через киску упадет».
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые, обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку, Дети - за молоко.
Или:
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусненьку, пушистую,
Мягкую, душистую.
Во время сна: Баю - баюшки - баю, Баю Верочку мою.
Приди, котик, ночевать.
Мою деточку качать.
Я тебе-то уже, коту, За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули
Стали гули ворковать, Стал Ванюшка крепко спать.
Одевание:
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять.
Наша Машенька мала,
На ней шубка маленька.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение по всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок, Что ты рано встаешь?
Детям спать не даешь?
На дубочке, на дубочке,
Тут сидят два голубочка,
У них шейки голубые, У них перья золотые.
Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи: речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т.д.
Анализ фольклорных текстов, показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают степемный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах их повадках.
Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступках отдельных людей.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песни малыши начинают складывать более глубокое представление о плодотворном труде человека. Так, например, как репка, морковь, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, источник (результат?) труда.
Четвертый год для ребенка это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этого пути светит солнце народного поэтического творчества роль во всестороннем развитии. Придя в детский сад первый раз, ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с разительностью рассказанная потешки порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока мало знакомому человеку - воспитателю.
Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатель использует в адаптационный период различные потешки. Например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка
Поднимайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:
- Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
- Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
- Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
- Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
- Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
- Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
- Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
- Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий.
Анализ: Помогает установить контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатии к человеку мало знакомому, а также уважение к друзьям, замкнутым детям.
Травка - муравка со сна поднялась, Птица - синица за зерна взялась.
Зайка - за капусту, Мышка - за корку, Дети за молоко.
Анализ: Помогает во время кормления. Дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Внимание, забота.
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса,
Расти косонька до пят, Все волосоньки - в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка маму слушайся.
Анализ: Учит детей заботиться о себе, ухаживать за собой самостоятельно.
А также вниманию, любви, нежности.
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка,
У них шейки голубые У них перья золотые.
Анализ: Воспитывает доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Хозяйка, подай пирожок!
Не подашь пирожок,
Мы корову за рожок,
Свинку за щетинку,
Телку за холку, Быка за хвост –
Уведем на мороз.
Потешки
По ровненькой дорожке
Шагали наши ножки По камушкам, по камушкам
Шагали детки к матушкам.
Не плачь, не плачь детка
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки
Всем нам на потешки.
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
(Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька, Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...
В светлом теремочке Выросла Лизуша!
Система творческих заданий по ознакомлению с народным творчеством на занятиях по изобразительному искусству в детском саду.
Младшая группа (3-4г.)
1.Светит солнышко.
Задачи: Знакомим детей с образом Солнца в народных потешках. Учимся создавать образ доброго, ласкового, теплого Солнышка. С помощью воспитателя «зажигаем» Солнышко – расцвечиваем его акварелью.
Материал: Иллюстрации к народным потешкам. Бумага А-3, масляная пастель, акварель.
2.Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров.
Задачи: Знакомим детей с дымковской игрушкой. Рисуем узоры, составляя двухцветный узор из кругов и точек.
Материал: Дымковская игрушка. Бумага А-3, гуашь 2-х цветов по выбору ребенка.
3.Украсим дымковскую уточку.
Задачи: Учимся наносить элементы росписи на вырезанную из бумаги уточку. Материал: 2-3 дымковские игрушки. Вырезанные из белой бумаги уточки, краски гуашь 2 цветов.
4.Колобок.
Задачи: Учимся рисовать иллюстрацию к народной сказке, передавая образ главного героя – веселого, доброго и румяного колобка. Дополнять рисунок деталями (дорожка, солнышко, деревья и др.).
Материал: Иллюстрации к сказке. Тонированная бумага А-3, гуашь.
Список используемой литературы.
- Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
- Под ред. Н.А.Ветлугиной. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей дет.сада. – М., Просвещение, 1995.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., Просвещение 2007.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . М., «Детство - Пресс».2002
- Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Мозаика-СИНТЕЗ. Москва, 2015.
- Под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников.
Москва, Педагогическое общество России, 2005.
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., Просвещение, 1984
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративноприкладного искусства. – М.: 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Область: «Художественно – эстетическое развитие» рисование.
Тема: «Маша в гостях у детей» Цель: дать полное представление детям младшей группы о Правилах дорожного движения....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию во II младшей группе на тему «Дед Мороз пришел к нам в гости».
Учить детей создавать выразительный образ снеговичка из предметов круглой формы посредством увлекательной истории....
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию. На тему: "Осень разноцветная" для младшего возраста
Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Путешествие в мир прекрасного»
Данная методическая разработка представляет собой три занятия направленные на развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребнос...
Методическая разработка по художественному-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Данный материал будет интересен педагогам,родителям,воспитателям...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию "Волшебные кружочки"
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук детей...