Картотека словесных развивающих игр на логическое мышление
картотека (подготовительная группа)

Первушкина Елена Михайловна

Картотека словесных развивающих игр на  логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_dlya_6_let.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Выбери нужное»

Цель: развивать логическое мышление. Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например: • У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. • В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд. • Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май. • В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца. • Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда. • Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник. • У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень. • Времена года: август, осень, суббота, каникулы. • Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз. Эту игру можно продолжить. *** Игра 5. Ребятушки-загадушки Игра учит определять предмет по его характерным признакам Необходимый инвентарь: игрушки.  Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.  Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.  Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д. ***

«Логические концовки»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. Описание: детям предлагается закончить предложения: • Лимон кислый, а сахар… (сладкий). • Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками). • Если стол выше стула, то стул… (ниже стола). • Если два больше одного, то один… (меньше двух). • Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши). • Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки). • Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры). • Если правая рука справа, то левая… (слева). • Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами). ***

 «Птица-гнездо» Цель: развитие словесно-логического мышления. Ход: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Птица-гнездо, человек-… (дом) песня-глухой, картина-… (слепой) паровоз-вагон, конь-…(телега) бежать-стоять, кричать-.. .(молчать) песня-певец, самолет-…(летчик) карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст) птица-воздух, рыба-…(вода) машина-дорога, воздух-…(самолет) корова-теленок, лошадь-…(жеребенок) яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха) ложка-каша, вилка-…(мясо). ***

«Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак» Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания. Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы. Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы: Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)? Что бывает высоким (низким)? Что бывает зелёным (красным, синим)? Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)? Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)? Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)? Что бывает тяжёлым (лёгким)? Что бывает глубоким (мелким)? Что бывает колючим (острым, хрупким)? **

 «Фокусники»
Цель: развитие воображения, мышления. Задание: рассказать, во что превратится Стул без спинки______________ Чашки без ручки ______________ Мороженое без холодильника ____ Всадник без лошади ____________ Дерево без веток ______________ Стол без ножек________________ Ливан без спинки _____________ Самолёт без крыльев___________ Книга без страниц _____________ Подушка без перьев ___________ Спички без серы ______________ Снеговик без холода___________ Телевизор без электричества____ Карандаш без грифеля _________ Кофта без рукавов_____________ Кепка без козырька ___________ Окно без стекол_______________ Сад без деревьев ______________ ***

«Закончи предложение» Цель: развитие мышления. Ход упражнения: Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком. Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки. ***

« Что общее?»

Цель: Продолжать знакомить детей с классификацией. Познакомить с такими понятиями как сторона света, страна и др.

Ход упражнения: Воспитатель перечисляет несколько предметов и просит ребенка сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом.

    1Суп, каша, гуляш, кисель

    2 Курица, гусь, утка, индейка

    3 Австрия, Германия, Индия, Россия,

    4.Лошадь, корова, овца, свинья.

     5волк, лисица, медведь, заяц.

     6.Капуста, картофель, лук, помидор,

     7 пальто, шарф, куртка, костюм.

     8 Туфли, сапоги, тапки, кроссовки.

     9 Липа, береза, ель, сосна.

     10 Запад, восток, север, юг.

     11 Зеленый, красный, синий, желтый.

     12Шапка, кепка, берет, тюбетейка.

     13 Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

     14 Автомобиль, трамвай,   троллейбус, автобус.

     15 Клубника, земляника, черника, смородина.

« Знакомим с противоположным значением»

Цель: Продолжать учить детей находить  противоположные по значению понятиями.

Ход упражнения: Знакомство можно начинать лучше всего со стихотворения: Скажу я слово высоко, а ты ответишь…(низко)

                            Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).

                             Скажу тебе я слово трус, ответишь ты …(храбрец).

                             Теперь начало  я скажу, ну, отвечай…(конец).

Дошкольник должен четко представлять, что противоположным по значению для слова «день» является  «ночь», для слова « светло» - «темно».

Предлагаем  в качестве упражнения подобрать пары слов, противоположных по значению следующим понятиям:  кислый -…,белый -…, храбрый -…,

Черный -….,конец-…., светло-…,старт-…, веселый-….., покупать-…, плохой-…, помнить-…,грустный-…, большой-…,высокий-…, верх-…, глупый-…, забывать-…, хорошо-…, широкий-…, начало-…,день-…, продавать-… .

«Назови одним словом»

Цель: Создать условия для развития мышления, речи.

1-й вариант игры.

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет,

как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель; (еда)

2. лошадь, корова, овца, свинья; (домашние животные)

3. курица, гусь, утка, индейка; (домашние птицы)

4. волк, лиса, медведь, заяц; (дикие животные)

5. капуста, картофель, лук, свекла; (овощи)

6. пальто, шарф, куртка, костюм; (одежда)

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; (обувь)

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет; (головные уборы)

9. липа, береза, ель, сосна; (деревья)

10. зеленый, синий, красный, желтый; (цвета)

11. шар, куб, ромб, квадрат; (фигуры)

12. телевизор, утюг, пылесос, холодильник; (электробытовые приборы)

13. автомобиль, трактор, трамвай, автобус; (транспорт)

Краски

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровые правила. Краски выбирают себе по желанию сами участники. Тому, кто затрудняется выбрать себе краску, помогает это сделать хозяин. Нельзя выбирать одинаковые краски. Все краски должны быть разными. Если водящий называет такую краску, которая есть среди играющих, он ее уводит к себе домой.

Игровые действия. Диалог хозяина с ведущим; прыжки «на одной ножке по дорожке», если такой краски нет.

Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками.

Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Название краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в дверь и говорит:

— Тук, тук!

Хозяин просыпается, встает и спрашивает:

— Кто там?

— Сенька Попов!

— За чем пришел?

— За краской!

— За какой?

— За синей!

Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:

— Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

Пойди по синенькой дорожке,

Найдешь синие сапожки,

Поноси, поноси

И нам принеси!

Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор.

Если краска, которую просит Сенька, есть, он уводит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для кружка по математике, логическое мышление.

Карточки предназначены для работы с детьми в старшей, подготовительной группах....

Консультация для родителей "Играем дома.Развивающие игры на логическое мышление детей 6-7 лет""

Предлагаю вашему вниманию подборку игр на развитие логического мышления детей старшего возраста. В настоящее время, когда по стране идет волна заболеваемости, многи рподителя не водят детей в дет...

Картотека словесных игр на развитие логического мышления

Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет п...

Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет

Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление  для детей 6 – 7 лет...

Консультация для родителей "Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет"

Консультация для родителей "Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет"...

консультация для родителей Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет

консультация для родителей    Развивающие игры на логическое мышление  для детей 6 – 7 лет...