Статья для родителей:"Кто лучший помощник в воспитании детей: давно устаревшие сказки или современные герои мультпродукции?"
статья

Лебедева Ирина Ивановна

Кто лучший помощник в воспитании детей: давно устаревшие сказки или современные герои мультпродукции?

          Очень часто современные родители жалуются на своих  детей, которые их  практически не слышат, не слушаются, не уважают, ведут себя невоспитанно, а порой даже вызывающе.  Дети никого и ничего не бояться. Их не напугаешь ни Бабой Ягой, ни Кощеем Бессмертным.  Иногда создается впечатление, что даже опасность и угроза жизни не вызывает у них страха. В чем кроется причина  такого поведении детей?  В том,  скорее всего, что у детей  не сформированы светлые страхи и базовые ценности: сохранять свое здоровье, и здоровье окружающих, уважать старших, не нарушать их запреты, противостоять злу,  уважать пространство другого, верить в себя и в чудо,  делать правильный выбор.  Эти ценности формируются родителями в дошкольном возрасте.   К сожалению, за повседневной суетой  и делами, родители не всегда удовлетворяют базовые потребности детей в эмоциональном контакте, теплых душевных отношениях, в обмене важной информацией. Как говорят мудрецы,  мы должны общаться «от сердца к сердцу». Только  во время такого контакта можно научиться слышать и понимать друг друга,   Для этого нужны определенные настройки, соответствующая обстановка, где нет суеты, взаимных претензий,  а есть безусловное принятие, тишина и спокойствие и желание поделиться жизненной мудростью и раскрыть некоторые секреты бытия. В этом и заключаются основные родительские задачи:  создать условия для воспитательного процесса,  сформулировать текущую задачу - тему, выбрать средства для ее реализации.

         Что значит создать условия?  Это значит, ежедневно  родители должны выделить время  (хотя бы 30-40 минут) и  место, где никто не помешает, и не будет отвлекать. Настроиться друг на друга через ласковые прикосновения и слова,  через контакт  «глаза в глаза», через создание уютной обстановки. Когда  контакт будет налажен, можно начать обсуждать тему примерно следующим образом: «Мое солнышко, пришло время поговорить с тобой о …» или  «Дорогой мой сынок (дочка), я хочу научить тебя…» или «О чем ты хочешь поговорить со мной …» Говорить нужно спокойно и медленнее, чем обычно.  Только таким образом можно добиться доверия и желания выслушать.  

       Так и делают многие родители,  которые  относятся к детям как к Дару Божьему. Они наблюдают за детьми, ищут подходы к развитию и воспитанию,  стараются  передать  не только материальные, но и культурные, нравственные и духовные ценности.

       К сожалению,  есть и другая категория родителей, которые живут в суете, в стремлении заработать больше денег. Конечно, это они делают из благих побуждений, как говорят сами, что хотят обеспечить достойное будущее своим чадам. Но дети нуждаются в контакте с родителями здесь и сейчас, им нужна  их любовь, понимание и качественное общение, а не количественная подмена  в виде материальных благ. Такие родители, как правило, испытывают трудности в простраивании стратегии воспитательного процесса. Они пытаются всю ответственность и тяжкое бремя общения с непослушными детьми переложить на ближайшее окружение – бабушек и дедушек, на различные развивающие кружки и школы, а также на современные компьютерные средства айпады, айфоны.

       В последнее время очень часто можно видеть ребенка в общественных местах поликлиниках, транспорте, на отдыхе и даже во время еды с айпадом, айфоном. Они то, в последнее время и стали «подменными воспитателями» наших детей, с ними то, они проводят большую часть своего времени. Эти «подменные воспитатели» питают сознание наших детей «подменными» ценностями и ложными установками. Многие герои, увиденные на экране, стали идеалом для подражания и самовыражения. Это Человек – паук, черепашки ниндзя,  Бэтмэн, Шрэк, Филона, Роботы – трансформеры и другие, которые решают все проблемы с помощью силы и применения оружия.  Такое подражание взращивает в наших детях лишь агрессию и нетерпение, страхи и раздражение. Это  вызывает негативное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Женские персонажи давно перестали позиционировать скромность, терпение и трудолюбие. Например, в мультфильме «Маша и медведь» главная героиня проявляет своевольное поведение и полное неуважение к старшим. А старшие в этом  мультфильме выглядят глупо, смешно и нелепо.

       Вот и получается, что доверяя детей в руки «подменных воспитателей»  родители подрывают свой авторитет, теряют уважение и понимание. А в детях воспитывается вседозволенность, неуважение, зависимость и неуправляемость. Что может помочь родителям восстановить утраченный авторитет и уважение? Что поможет укрепить в детях силу воли и воспитать здоровый характер?   Что поможет найти точки взаимопонимания и доверия?  Конечно же, давно забытые и ушедшие на дальний план русские народные сказки.

       А сказка, между прочим, является носителем жизненной мудрости и кладовой жизненных ценностей. Она простым и доступным языком рассказывает о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств. Она ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

       Важно сформировать особое отношение к сказкам, как хранителям информации. Сказки можно сравнивать и с шифровками и с сундуками, в которых есть множество ящиков и полочек, а также с информационным банком или «золотым фондом» этноса. Сказки можно расшифровывать, то есть извлекать из них информацию и использовать ее в воспитании детей, в формировании у них ценностных ориентиров, позволяющих преодолеть жизненные трудности.  Оказывается, обо всем, с чем встретится человек в своей жизни, он уже был предупрежден в старых сказках. Если научится передавать эти предупреждения детям, то можно уберечь их от необдуманных поступков, от попадания в неприятные истории, от неправильного выбора товарищей, от неверия в собственные силы.

       По жизненным урокам, зашифрованным в народных сказках, их условно можно разделить на три группы:

  1. Сказки  о запретах и предупреждениях.
  2. Сказки о коммуникациях или социальных связях.
  3. Сказки о ценностях жизни.

К сказкам – предупреждениям относятся: Колобок, Маша и Медведь, Кот, Петух и Лиса, Волк и семеро козлят, Гуси-Лебеди,  Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Три медведя, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой.

 Сказки предупреждения – это сказки о ловушках социальной реальности. Предупрежден, значит защищен. Предупрежден, значит вооружен.

 Основная цель работы со сказками – предупреждениями – показать последствия легкомысленных поступков, сформировать светлые страхи у детей.

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Будь бдителен, будь внимателен, будь осторожен;
  • Если не слушать запреты взрослых, то может случиться беда;
  • Знай, что зло бывает коварным;
  • Умей распознать манипулятора;
  • Умей   распознавать «своего» и «чужого»;
  • Знай,  из любой ситуации есть выход;
  • Если не справишься с ситуацией сам, то всегда найдутся помощники.

К сказкам - коммуникациям относятся:  Репка, Теремок,  Лиса и Журавль, Пузырь,  Соломинка и Лапоть, Колобок, Три поросенка,  Гуси - Лебеди, Заюшкина избушка, Три медведя, Зимовье зверей, Крылатый,  Мохнатый, да Масляный.

Основная цель работы со сказками – формирует нормальный социальный тонус ребенка и модели эффективного поведения совместного проживания и нахождения в непростых ситуациях.

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Не делай непосильные дела в одиночку;
  • Если нужна помощь – не стесняйся просить о ней;
  • Если просят тебя о помощи – не отказывай, сделай все, что по силам;
  • Общее дело всегда сплачивает;
  • У каждого в мире есть свое место и свое дело;
  • Бережно относись к чужому пространству, не нарушай его законы и порядок;
  • Уважай тех, кто рядом с тобой;

К сказкам о жизненных ценностях относятся:  Курочка Ряба,  Кукушка, Крошечка - Ховрошечка, Морозко,   Сестрица Аленушка и братец Иванушка,  Лягушка – царевна, Иван – царевич и Серый волк,  Лиса и Журавль, Теремок, Емеля,  Фенист – Ясный сокол и др.

Основная цель работы со сказками: сформировать бережное отношение к себе и близким людям, веру в чудеса и в торжество добра, иммунитет к злу .

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Цени жизнь как подарок, как Дар Божий (символ Золотого яйца);
  • Чудеса и те, кто нам их дарит всегда рядом с нами;
  • Будь осторожен  в своих желаниях и действиях;
  • Открой свое сердце для добрых  дел и поступков;
  • Береги мамино сердце;
  • Умей ценить и беречь, что есть у тебя;
  • Уважай  и слушай старших и мудрых;
  • Не поддавайся злу, оно может разрушить тебя и окружающих;
  • Старайся победить зло и укрепить силу воли;
  • Помогай другим, и они  тоже помогут тебе;
  • Будь терпелив – всему свое время.

Примерные рассуждения родителей по сказке «Колобок»

  • Слушай папу, слушай маму не уходи один далеко. А то, может случиться беда.
  • В мире много опасностей, будь внимателен и осторожен.
  • Милый сынок, дочка, попав в сложную ситуацию – будь начеку, бывают очень хитрые люди, которые скрывают свои намерения («Я тебя съем»), ты должен (должна) их распознать и обойти стороной.
  • Из каждой ситуации есть выход. Один из них -  отвлекать, заговаривать зубы и убегать (как делал Колобок, вначале пел песенку, а потом убегал).
  • У каждого в жизни есть свое предназначение, мой, дружок. Ты думаешь у сказки плохой конец, потому что его съела лиса? На самом деле его все равно бы съели, так как его предназначение такое же, как у любой вкусной булочки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кого выбрать помощниками в воспитании современных детей:  устаревшие сказки или современных героев

мультпродукции?

          Очень часто современные родители жалуются на своих  детей, которые их  практически не слышат, не слушаются, не уважают, ведут себя невоспитанно, а порой даже вызывающе.  Дети никого и ничего не бояться. Их не напугаешь ни Бабой Ягой, ни Кощеем Бессмертным.  Иногда создается впечатление, что даже опасность и угроза жизни не вызывает у них страха. В чем кроется причина  такого поведении детей?  В том, скорее всего, что у детей  не сформированы светлые страхи и базовые ценности: сохранять свое здоровье, и здоровье окружающих, уважать старших, не нарушать их запреты, противостоять злу,  уважать пространство другого, верить в себя и в чудо,  делать правильный выбор.  Эти ценности формируются родителями в дошкольном возрасте.

К сожалению, за повседневной суетой  и делами, родители не всегда удовлетворяют базовые потребности детей в эмоциональном контакте, теплых душевных отношениях, в обмене важной информацией. Как говорят мудрецы, мы должны общаться «от сердца к сердцу». Только во время такого контакта можно научиться слышать и понимать друг друга. Для этого нужны определенные настройки, соответствующая обстановка, где нет суеты, взаимных претензий, а есть безусловное принятие, тишина и спокойствие и желание поделиться жизненной мудростью и раскрыть некоторые секреты бытия. В этом и заключаются основные родительские задачи:  создать условия для воспитательного процесса,  сформулировать текущую задачу - тему, выбрать средства для ее реализации.

         Что значит создать условия?  Это значит, ежедневно  родители должны выделить время  (хотя бы 30-40 минут) и  место, где никто не помешает, и не будет отвлекать. Настроиться друг на друга через ласковые прикосновения и слова,  через контакт  «глаза в глаза», через создание уютной обстановки. Когда контакт будет налажен, можно начать обсуждать тему примерно следующим образом: «Мое солнышко, пришло время поговорить с тобой о …» или  «Дорогой мой сынок (дочка), я хочу научить тебя…» или «О чем ты хочешь поговорить со мной …». Говорить нужно спокойно и медленнее, чем обычно. Только таким образом можно добиться доверия и желания выслушать.  

       Так и делают многие родители,  которые  относятся к детям как к Дару Божьему. Они наблюдают за детьми, ищут подходы к развитию и воспитанию,  стараются  передать  не только материальные, но и культурные, нравственные и духовные ценности.

       К сожалению, есть и другая категория родителей, которые живут в суете, в стремлении заработать больше денег. Конечно, это они делают из благих побуждений, как говорят сами, что хотят обеспечить достойное будущее своим чадам. Но дети нуждаются в контакте с родителями здесь и сейчас, им нужна их любовь, понимание и качественное общение, а не количественная подмена в виде материальных благ. Такие родители, как правило, испытывают трудности в простраивании стратегии воспитательного процесса. Они пытаются всю ответственность и тяжкое бремя общения с непослушными детьми переложить на ближайшее окружение – бабушек и дедушек, на различные развивающие кружки и школы, а также на современные компьютерные средства - айпады, айфоны.

       В последнее время очень часто можно видеть ребенка в общественных местах поликлиниках, транспорте, на отдыхе и даже во время еды с айпадом, айфоном. Они то, в последнее время и стали «подменными воспитателями» наших детей, с ними то, они проводят большую часть своего времени. Эти «подменные воспитатели» питают сознание наших детей «подменными» ценностями и ложными установками. Многие герои, увиденные на экране, стали идеалом для подражания и самовыражения. Это Человек – паук, черепашки ниндзя,  Бэтмэн, Шрэк, Филона, Трансформеры и другие, которые решают все проблемы с помощью силы и применения оружия.  Такое подражание взращивает в наших детях лишь агрессию и нетерпение, страхи и раздражение. Это вызывает негативное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Женские персонажи давно перестали позиционировать скромность, терпение и трудолюбие. Например, в мультфильме «Маша и Медведь» главная героиня проявляет своевольное поведение и полное неуважение к старшим. А старшие в этом  мультфильме выглядят глупо, смешно и нелепо.

       Вот и получается, что доверяя детей в руки «подменных воспитателей»  родители подрывают свой авторитет, теряют уважение и понимание. А в детях воспитывается вседозволенность, неуважение, зависимость и неуправляемость. Что может помочь родителям восстановить утраченный авторитет и уважение? Что поможет укрепить в детях силу воли и воспитать здоровый характер? Что поможет найти точки взаимопонимания и доверия?  Конечно же, давно забытые и ушедшие на дальний план русские народные сказки.

       А сказка, между прочим, является носителем жизненной мудрости и кладовой жизненных ценностей. Она простым и доступным языком рассказывает о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств. Она ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

       Важно сформировать особое отношение к сказкам, как хранителям информации. Сказки можно сравнивать и с шифровками и с сундуками, в которых есть множество ящиков и полочек, а также с информационным банком или «золотым фондом» этноса. Сказки можно расшифровывать, то есть извлекать из них информацию и использовать ее в воспитании современных детей, в формировании у них ценностных ориентиров, позволяющих преодолеть жизненные трудности.  Оказывается, обо всем, с чем встретится человек в своей жизни, он уже был предупрежден в старых сказках. Если научится передавать эти предупреждения детям, то можно уберечь их от необдуманных поступков, от попадания в неприятные истории, от неправильного выбора друзей, от неверия в собственные силы, от эмоционального перенапряжения.

       

По жизненным урокам, зашифрованным в народных сказках, их условно можно разделить на три группы:

  1. Сказки  о запретах и предупреждениях.
  2. Сказки о коммуникациях или социальных связях.
  3. Сказки о ценностях жизни.

К сказкам – предупреждениям относятся: Колобок, Маша и Медведь, Кот, Петух и Лиса, Волк и семеро козлят, Гуси-Лебеди,  Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Три медведя, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой.

Сказки - предупреждения – это сказки о ловушках социальной реальности. Предупрежден, значит защищен. Предупрежден, значит вооружен.

Основная цель работы со сказками – предупреждениями – показать последствия легкомысленных поступков, сформировать светлые страхи у детей.

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Будь бдителен, будь внимателен, будь осторожен;
  • Если не слушать запреты взрослых, то может случиться беда;
  • Знай, что зло бывает коварным;
  • Умей распознать манипулятора;
  • Умей   распознавать «своего» и «чужого»;
  • Знай,  из любой ситуации есть выход;
  • Если не справишься с ситуацией сам, то всегда найдутся помощники.

К сказкам - коммуникациям относятся:  Репка, Теремок, Лиса и Журавль, Пузырь, Соломинка и Лапоть, Колобок, Три поросенка,  Гуси - Лебеди, Заюшкина избушка, Три медведя, Зимовье зверей, Крылатый,  Мохнатый, да Масляный.

Основная цель работы со сказками – формирует нормальный социальный тонус ребенка и модели эффективного поведения совместного проживания и нахождения в непростых ситуациях.

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Не делай непосильные дела в одиночку;
  • Если нужна помощь – не стесняйся просить о ней;
  • Если просят тебя о помощи – не отказывай, сделай все, что по силам;
  • Общее дело всегда сплачивает;
  • У каждого в мире есть свое место и свое дело;
  • Бережно относись к чужому пространству, не нарушай его законы и порядок;
  • Уважай тех, кто рядом с тобой;

К сказкам о жизненных ценностях относятся:  Курочка Ряба,  Кукушка, Крошечка - Ховрошечка, Морозко, Сестрица Аленушка и братец Иванушка,  Лягушка – царевна, Иван – царевич и Серый волк,  Лиса и Журавль, Теремок, Емеля,  Финист – Ясный сокол и др.

Основная цель работы со сказками: сформировать бережное отношение к себе и близким людям, веру в чудеса и в торжество добра, иммунитет к злу.

Основные жизненные уроки, зашифрованные в сказках:

  • Цени жизнь как подарок, как Дар Божий (символ Золотого яйца);
  • Чудеса и те, кто нам их дарит всегда рядом с нами;
  • Будь осторожен  в своих желаниях и действиях;
  • Открой свое сердце для добрых  дел и поступков;
  • Береги мамино сердце;
  • Умей ценить и беречь, что есть у тебя;
  • Уважай  и слушай старших и мудрых;
  • Не поддавайся злу, оно может разрушить тебя и окружающих;
  • Старайся победить зло и укрепить силу воли;
  • Помогай другим, и они  тоже помогут тебе;
  • Будь терпелив – всему свое время.

Примерные рассуждения родителей по сказке «Колобок»

  • Слушай папу, слушай маму не уходи один далеко. А то, может случиться беда.
  • В мире много опасностей, будь внимателен и осторожен.
  • Милый сынок, дочка, попав в сложную ситуацию – будь начеку, бывают очень хитрые люди, которые скрывают свои намерения («Я тебя съем»), ты должен (должна) их распознать и обойти стороной.
  • Из каждой ситуации есть выход. Один из них -  отвлекать, заговаривать зубы и убегать (как делал Колобок, вначале пел песенку, а потом убегал).
  • У каждого в жизни есть свое предназначение, мой, дружок. Ты думаешь у сказки плохой конец, потому что его съела лиса? На самом деле его все равно бы съели, так как его предназначение такое же, как у любой вкусной булочки.

Список литературы:

Татьяна Грабенко. Зачем читать детям сказки. Речь. Санкт-Петербург. 2006.

 

Лебедева Ирина Ивановна, педагог-психолог, сказкотерапевт,

 МБДОУ – детский сад № 536, г.Екатеринбург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"

В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...

«СКАЗКА ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.»

«СКАЗКа первый  ПОМОЩНИК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.»Фомина Анна Игоревнавоспитатель ГБДОУ №73 В последе время чтение книг становится все менее распространенным явлением. О традиции читать сказки дл...

Ваш лучший помощник в воспитании

Консультация для родителей о том, как "заставлять" ребенка что-либо сделать, используя некоторые хитрости...

Статья для родителей: «Несложные советы и правила воспитания детей»

Люби своего ребенка!Охраняй своего ребенка!Будь добрым примером для своего ребенка! Играй со своим ребенком!Трудись со своим ребенком!Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболез...

« Любовь и доброта – лучшие помощники в воспитании». Основные правила поведения в обществе (памятка для родителей)

Родителям хочется, чтобы их малыша хорошо принимали в коллективе детского садика, в школе. Это будет достижимо, если он знает и выполняет хотя бы самые простые правила поведения в обществе.Рано или по...

Консультация для родителей «Стихотворения, потешки – помощники в воспитании детей».

Консультация для родителей «Стихотворения, потешки – помощники в воспитании детей»....

Консультация для родителей "Книги — наши помощники в воспитании детей"

   С развитием технического прогресса, появлением новых средств связи, которые значительно облегчают быт людей,  книга незаслуженно отодвигается на задний план....