ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению»
методическая разработка
Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой?
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_raz_2.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР
«Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению»
Ответственный:
Белых С.В. – ст. воспитатель
«Педагогические ошибки воспитателей:
инструкция по исправлению»
Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой?
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Н-р, в младшей группе воспитатель ежедневно учить малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным.
Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
Ошибка №1 «Молочные реки кисельные берега»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила её выпить две порции.
Как исправить: Наказывать едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию, надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
Ошибка №2 «Равняйсь! Смирно!»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!» В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить: Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алёша, выпрями спину», «Саша, ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять.
Ошибка №3 «Как угорелый»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нём энергии много, и она ищет выход».
Как исправить: Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребёнок (состояние при котором возбудимость и активность превышают норму). Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги.
Ошибка № 4 «Постоишь в углу и поймёшь!»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить: Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
Ошибка №5 «Любимчик в группе»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т.е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить: Воспитателю следует воздержаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценными участниками образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
Ошибка №6 «Мямля»
Девочка Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну, опять Алёна не успела, что же ты такая мямля?»
Как исправить: Такие характеристики и высказывания в адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить этого ребёнка. Не требуете, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в удобном для него темпе.
Ошибка №7 «Невыносимый ребёнок»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить: Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, нап-р: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
Ошибка №8 «Никаких успехов»
Бабушка Алёши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он всё делает не так, как я объясняю».
Как исправить: Интерес ребёнка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребёнка.
Ошибка №9 «Ты лучше, чем он»
Воспитатель наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить: Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить.
Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас всё хорошо получится, потому, что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре вам будет работать легче».
Ошибка №10 «Виноваты оба!»
Воспитатель наказала Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить: Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно должна выяснить из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства, и было справедливо. Это важно, т.к. оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
Ошибка №11 «Семеро одного ждут»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить: Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами: с первой группой - сами, с остальными – остаётся помощник воспитателя.
Ошибка №12 «Смотри, как нужно сделать»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить: Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения.
Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типичные ошибки воспитателя
"Типичные ошибки воспитателя"Сколько бы ни говорили о том. Что воспитывать детей надо чутко, бережно, умело, - ошибок в воспитании, как правило, не избежать. К сожалению, воспитатели часто сове...
Круглый стол по теме: «Ошибки воспитателей при подготовке детей к овладению звуковым анализом слова».
Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...
Типичные ошибки воспитателя
Почему важно стараться избегать ошибок в воспитании детей? Хотя бы потому, что задача воспитателя – сформировать из ребенка личность с собственным характером, интересами, моральным...
Мастер-класс для воспитателей по технике рисования с детьми 2-3 лет «Найди ошибки» воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3
Мастер-класс для воспитателей по технике рисования с детьми 2-3 лет «Найди ошибки» воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3...
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические ошибки воспитателей»
Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой? Педагогическая ошибка состоит в том, что воспитатель неправильно использует метод или приём в работе с дошкольниками. Это приводит к ме...
Консультация для воспитателей. "Типичные ошибки воспитателя"
Сколько бы ни говорили о том. Что воспитывать детей надо чутко, бережно, умело, - ошибок в воспитании, как правило, не избежать. К сожалению, воспитатели часто совершают их: часто из-за своей неопытно...