Дополнительная общеразвивающая программа"Ментальная арифметика" на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Представлен в программе перспективный план работы для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_filippova.docx | 869.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА–ДЕТСКИЙ САД
Принято на заседании педагогического совета протокол от «06»мая 2022г. № 4 |
09.09.2022 246-ОД |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Ментальная арифметика»
Дошкольный возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
(2022-2023 уч.г.)
Автор:
Филиппова Елена Сергеевна,
воспитатель
ПОКАЧИ
2022 год
Структура программы
I | Целевой раздел | c.3 |
1.1 | Пояснительная записка | c.3 |
1.1.1 | Цель и задачи Программы | c.4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | с.5 |
1.1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста | с.5 |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы | с.6 |
1.3 | Педагогическая диагностика | c.7 |
II | Содержательный раздел | с.9 |
2.1 | Описание образовательной деятельности по реализации Программы | c.9 |
2.2 | Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | c.11 |
2.3 | Описание способов и направлений поддержки детской инициативы | c.12 |
III | Организационный раздел | c.12 |
3.1 | Описание материально-технического обеспечения Программы, особенности организации развивающей предметно- пространственной среды | c.12 |
3.2 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | c.12 |
3.3 | Проектирование образовательного процесса | с.13 |
3.4 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | с.13 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
«Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя,
зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума.
Когда ум становится послушным слугой человека,
весь мир ляжет у его ног» Конфуций.
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С помощью программы ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги. На занятиях ментальной арифметии, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.
Направленность программы: интеллектуальная.
Актуальность программы: заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое полушарие в ответе за логическое мышление. Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая рука, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария. Достигнуть таких результатов возможно при выполнении математических операций на Абакусе обеими руками. Абакус оттачивает и тренирует полушария. Этот предмет позволяет ребенку совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корни.
Отличительные особенности программы: данной программы является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Адресат программы: воспитанники 5-7 лет.
Объем программы (общее количество учебных часов): 64 часа
Форма обучения: очная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы проведения занятий: занятие-игра.
Срок освоения программы: 1учебный год
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий): занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут в зависимости от возрастной категории детей.
Программа отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)».
1.1.1 Цель и задачи программы
Целью программы является гармоничное развитие умственных и творческих способностей детей, позволяющая ещё в большей степени раскрыть потенциал ребёнка и создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- привитие интереса у учащихся к математике;
- обучение детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
- углубление и расширение знаний по математике;
Развивающие (метапредметные):
- способствовать развитию воображения, мелкой моторики;
- развитие математического кругозора, мышления, фотографической памяти, внимания, правого и левого полушария головного мозга,
- исследовательских и творческих умений учащихся;
Воспитательные (личностные):
- способствовать воспитанию желания и умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
- воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности;
- сформировать ответственность за начатое дело;
- сформировать навыки здорового образа жизни;
- сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы:
- Системность - развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность - развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям – Программа обучения строится с закономерностями возрастного развития.
- Постепенность - пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
- Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость - цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
- Взаимодействия - совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста
Научно доказано, что дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.
Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию. Дело в том, что в отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абак, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.
Начиная с 6-ти летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами).
Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.
Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Немаловажный фактор эффективности программы в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является положительным подкреплением. Ребёнок быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
1. Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.
2. Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.
3. Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.
- Планируемые результаты освоения Программы
Результаты 1-го года обучения (5-6 лет):
- Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Ребенок познакомился со счетами( абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
- Освоил прием ментального счета.
- Научился держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.
- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 10 , знак «+», «-»)
- Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»).
Результаты 2-го года обучения (6-7 лет):
- Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Ребенок познакомился со счетами( абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
- Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)
- Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»).
- Ребенок проявляет умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел.
- Ребенок с легкостью выполняет задания усложненного уровня: упражнения на развитие логического мышления.
- Ребёнок становится внимательным, имеет активную жизненную позицию, повышается самодисциплина.
1.3. Педагогическая диагностика
Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной платной услуге «Ментальная арифметика»:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий педагога.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на занятиях.
В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
В конце первого года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения. В начале обучения проводится первичная диагностика с целью определения уровня развития высших психических функций, чтобы в дальнейшем отслеживать динамику улучшения данных показателей.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Ф.И.О. Возраст | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) | ||
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Знание арифметических знаков (цифры | ||
от 0 до 9) | ||
Умение считать на счѐтах – Абакус (работа двумя руками, работа пальцами) | ||
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): | ||
цепочка однозначных чисел; | ||
цепочка двухзначных чисел; | ||
цепочка трѐхзначных чисел; | ||
цепочка четырѐхзначных чисел. | ||
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: | ||
- на счѐтах «Абакус» | ||
- при ментальном счете (скорость, кол- во чисел) | ||
- упражнения на развитие логического мышления | ||
- упражнения на глазодвигательную реакцию | ||
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день). |
Показатели уровня освоения программы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью абакуса. | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально. | технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально. |
Общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
- Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности по реализации Программы
Перспективное планирование кружка по ментальной арифметике с дошкольниками 5-7 лет
№ | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ | |||||
п/п | контроля | |||||||
Всего | В том числе: | |||||||
Теория | Практика | |||||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Входная диагностика | |||
Диагностика познавательной сферы дошкольников. | ||||||||
2. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания в | |||
«Знакомство с | рабочей тетради | |||||||
ментальной арифметикой | ||||||||
(счет в воображении)» | ||||||||
3 | «Знакомство с абакусом» | 2 | 0,8 | 1,2 | Выполнение задания в | |||
рабочей тетради | ||||||||
4 | Набор чисел, | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на | |||
использование пальцев, | счётах | |||||||
пятерка, «птичка» | ||||||||
5 | Использование | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на | |||
«старших» разрядов для | счётах | |||||||
отображения чисел | ||||||||
6 | Пятерка – старший брат, | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на | |||
другой разряд – друзья. | счётах и в рабочей | |||||||
тетради | ||||||||
7 | Знакомство с флеш- | 2 | 0,9 | 1,1 | Выполнение задания на | |||
картами | счётах и в рабочей | |||||||
тетради | ||||||||
8 | Повторение отображения | 1 | 0,4 | 0,6 | Выполнение задания на | |||
чисел | счётах и в рабочей | |||||||
тетради | ||||||||
9 | Работа с флеш-картами, | 1 | 0,3 | 0,7 | Выполнение задания на | |||
набор чисел на абакусе | счётах и в рабочей | |||||||
тетради | ||||||||
10 | Простые операции: | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на | |||
сложение и вычитание | счётах и в рабочей | |||||||
(+\- 1, +\- 5, когда не | тетради | |||||||
требуются правила) | ||||||||
выполнение заданий на | ||||||||
счетах | ||||||||
11 | Ментальная карта и как с | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение задания на | |||
ней работать | счётах и в рабочей | |||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте | ||||||||
12 | Простые операции: | 3 | 0,9 | 2,1 | Выполнение задания на | |||
сложение и вычитание | счётах и в рабочей | |||||||
(+\- 1, +\- 5, когда не | тетради, ментальной | |||||||
требуются правила), | карте | |||||||
выполнение заданий на | ||||||||
счетах | ||||||||
13 | Простые операции: | 3 | 0,9 | 2,1 | Выполнение задания на | |||
сложение и вычитание | счётах и в рабочей | |||||||
(+\- 1, 2, +\- 5, когда не | тетради, ментальной | |||||||
требуются правила), | карте | |||||||
выполнение заданий на | ||||||||
счетах | ||||||||
14 | Простые операции: | 5 | 0,5 | 4,5 | Выполнение задания на | |||
сложение и вычитание | счётах и в рабочей | |||||||
(+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не | тетради, ментальной | |||||||
требуются правила), | карте | |||||||
выполнение заданий на | ||||||||
счетах | ||||||||
15 | Простые операции: | 6 | 1,5 | 4,5 | Выполнение задания на | |||
сложение и вычитание | счётах и в рабочей | |||||||
(+\- 1,2,3,4, +\- 5, когда не | тетради, ментальной | |||||||
требуются правила), | карте | |||||||
выполнение заданий на | ||||||||
счетах и ментальной | ||||||||
карте. | ||||||||
16 | Повторение: отображение | 3 | 0,9 | 2,1 | Простое контрольное | |||
чисел, набор чисел на | задание на счетах. | |||||||
счетах. Примеры с | ||||||||
двузначными числами. | ||||||||
17 | Повторение: счеты, | 3 | 0,5 | 6,5 | Выполнение задания на | |||
отображение и набор, | счётах и в рабочей | |||||||
сложение и вычитание | тетради, ментальной | |||||||
без правил | карте | |||||||
18 | Повторение: состав числа | 2 | 0,7 | 1,3 | Выполнение задания на | |||
5 | счётах и в рабочей | |||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте | ||||||||
19 | Правило: +4 = -1+5. | 2 | 0,9 | 1,1 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте | ||||||||
20 | Правило: +3 = -2+5. | 3 | 1,2 | 1,8 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
21 | Правило: +2 = -3+5. | 3 | 1,2 | 1,8 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
22 | Правило: +1 = -4+5. | 3 | 1 | 2 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте, Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
23 | Повторение. Решение | 2 | 0,6 | 2,4 | Выполнение задания на | |||
примеров с применением | счётах и в рабочей | |||||||
известных правил. | тетради, ментальной | |||||||
карте | ||||||||
24 | Правило: -4 = -5, +1 | 3 | 1,2 | 1,8 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
25 | Правило: -3 = -5+2 | 3 | 1,2 | 1,8 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
26 | Правило: -2 = -5+3 | 3 | 1 | 2 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на счетах. | ||||||||
27 | Правило: -1 = -5+4 | 3 | 0,4 | 2,6 | Выполнение задания на | |||
счётах и в рабочей | ||||||||
тетради, ментальной | ||||||||
карте. Простое | ||||||||
контрольное задание на | ||||||||
счетах. | ||||||||
28 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Итоговая | |||
диагностика. | ||||||||
ИТОГО | 64 | 21 | 43 |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры. логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, квест технологии, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики.
2.3. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы.
- Создание проблемных ситуаций.
- Создание ситуации выбора.
- Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и самодеятельной игры.
- Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми.
- Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность высказаться).
- Формирование традиций группы.
- Обогащение сенсорного опыта.
- Групповые и подгрупповые формы работы.
- Доступность предметно-пространственной среды для различных видов деятельности.
- Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это кабинет изостудии, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:
- Обучающий материал: наглядные пособия (картинки, карточки, флеш-карты, цифры, числовые домики), учебные тетради, печатные листы.
- Для успешной реализации программы необходимо создание предметно- развивающей среды: оснащение класса необходимым оборудованием (столы, стулья, магнитная доска, экран телевизора, компьютер, учительский абакус)
- Обеспечение методическими материалами - в кабинете имеются: дидактические и настольные игры: «Геометрическая мозаика», «Крокодильчики», «Засели домик», «Накорми пингвинов» и др.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям ресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
- Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018;
- Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016
- Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
- Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
- Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.
- Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
- Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
- Шалаева Г.П. «Решаем задачи»; «Меры измерения»
- Шен Х. «Менар. Абакус 1,2,3,4,5,6»
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
10. YouTube «Ментальная арифметика для каждого»
11. Онлайн-тренажер «Абакус»
3.3. Проектирование образовательного процесса
Основная форма работы - занятие. Занятие проводятся в соответствии с разработанным перспективным планом. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Игровые ситуации, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог раздает детям рабочие тетради. Показывает обложку. Разрешает детям полистать тетради. Затем выдаются абакусы. Важно дать детям поиграть с абакусом. Позволить произвольно подвигать косточки и т.д.
Также поводится индивидуальная работа с детьми, испытывающие затруднения в работе по ментальной арифметике.
Календарный учебный график
Занятия проводятся с октября по май: 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Занятия в каждой возрастной группе проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия – 25-30 мин. Наполняемость группы не более 10 человек.
Структура занятия в старшей группе:
- Организационная часть – 3 мин. (сюда же входит разбор имеющихся вопросов при самостоятельном выполнении заданий дома);
- 7 мин. выполнение письменных заданий;
- мин. физминутка, подвижные математические игры;
- 7 мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление ошибок;
- мин. работа в онлайн платформе;
- Итог занятия – 2 мин.
Структура занятия в подготовительной группе:
- Организационная часть – 3 мин. (сюда же входит разбор имеющихся вопросов при самостоятельном выполнении заданий дома);
- 7 мин. выполнение письменных заданий;
- 5 мин. физминутка, подвижные математические игры;
- 8 мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление ошибок;
- 5 мин. работа в онлайн платформе;
- Итог занятия – 2 мин.
3.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
- Оформление наглядной агитации для родителей.
- Проведение бесед.
- Консультации.
- Анкетирование и опросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика» для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Цель и задачи программыЦель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.Задачи образовательной программы:развитие к...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ментальная арифметика» Срок освоения: 1 учебный год - 2021-2022гг.
Цель программы развить в детях интеллектуальные и познавательные способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» (для детей от 5 лет до прекращения образовательных отношений)
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора...
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»...
Динамика познавательного развития воспитанников, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе "Наураша" за 2022-2023 учебный год
В статье представлен результат и анализ диагностического обследования воспитанников от 5 до 7 лет, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе "Наураша" в МБДОУ ...