Лэпбук - как инновационная технология дошкольного обучения
материал
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
«Лэпбук как инновационная технология
дошкольного обучения»
Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте.
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «Лэпбук».
ЦЕЛЬ ОПЫТА:
Изучение возможностей использования «Лэпбука» как средства обучения детей дошкольного возраста
ЗАДАЧИ ОПЫТА:
1. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию «Лэпбуков», как средства обучения детей дошкольного возраста на 2021-2022 учебный год.
2. Развивать индивидуальность воспитанников.
3. Развивать инициативность детей, их самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
4. Повышать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
5. Стимулировать различные видов активности воспитанников
6. Повышать интеллектуальный уровень детей.
7. Развивать креативность и нестандартность мышления.
3. Условия возникновения опыта
Одним из важных условий реализации образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители - главные участники педагогического процесса. Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность собирать материал для книги, предлагать идеи создания разных книг, изготавливать части книги.
«Лэпбук» могут делать и дети, и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня, и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой научно-исследовательской совместной с детьми и родителями работой! Ну а главное в «Лэпбуке», какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т. д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Сам процесс подготовки к созданию «Лэпбука» может быть очень интересен и увлекателен, главное продумать педагогу, как организовать свою работу и продуктивность будет очень высокой, если активно работать с детьми, и привлекать родителей. Родители помогают в сборе стихов, загадок, сказок, иллюстрации по теме, картин для развития речи, в изготовлении мини-альбомов. Туда можно включить и приметы природы, и природные явления, и календарь наблюдений, и многое другое.
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого поиска стала тематическая папка или «Лэпбук».
«Лэпбук» — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
4. Принципы работы с детьми
Построение системы работы по обучению дошкольников с использованием создания «Лэпбука» опиралось на следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям;
4. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
5. Актуальность применения ЛЭПБУК в воспитании детей
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т. е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является «Лэпбук» или иными словами тематическая или интерактивная папка.
Актуальность данной темы является в том, что «Лэпбук» – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
6. Ведущая педагогическая идея опыта
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.
Вот и начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – «Лэпбук».
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. «Лэпбук» интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.
7. Теоретическая база опыта.
«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
«Лэпбук» – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Создание «Лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания «Лэпбука», появляется возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук»— это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
«Лэпбук» :информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части) его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
повышает компетентность родителей по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
При создании «Лэпбука» дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т. д.) и развивает творческие способности ребенка.
«Лэпбук» – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
«Лэпбук» как форма работы привлекает тем, что создание «Лэпбука» развивает творческие способности детей, их воображение.
«Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
«Лэпбук» хорошо подходит для занятий. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает «Лэпбук» по нужной теме и повторяет материал.
Этап создания «Лэпбука» :
1. Выбор темы
2. Составление плана будущего «Лэпбука» - необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета – это необходимо для дальнейшего оформления «Лэпбука»
4. Оформление.
Как изготовить «Лэпбук»?
Для работы над «Лэпбуком» подходит все: и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления «Лэпбука» нам понадобиться какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы «Лэпбука».
«Лэпбук» может восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог дошкольник понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется в группе дошкольной организации, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что, работая над одним «Лэпбуком», педагог вместе с воспитанниками часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. «Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Каждый «Лэпбук» уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
8. Новизна опыта
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель образования - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В поиске различных технологий, обеспечивающих нам достижение поставленных задач, была найдена новая игровая технология «Лэпбук» и стала активно внедряться в педагогическое пространство детских садов. «Лэпбук» - новая современная форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая может иметь интересное продолжение в качестве самостоятельной деятельности ребенка и общей деятельности двух и более детей. Она создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. И еще эта книжка объединяет коллектив и семью для увлекательного и полезного занятия! На первый взгляд – новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять, что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться. «Лэпбук» развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
9. Технология опыта
Чтобы разнообразить «скучную тему», и расширить кругозор, а также, обогатить словарь-были разработаны «Лэпбуки»:
«Лего-конструирование»;
«Лекарственные растения»;
«Наш край родной-Урал»;
«Мир животных»;
«Времена года».
«Мир растений»
«Лэпбук» можно использовать как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
1. Выбор темы.
Тема определяется в ходе беседы с детьми, иногда они сами подсказывают, о чём хочется узнать подробнее, что интересно. Для младших дошкольников материал должен быть элементарным, для старших-сложнее. Интереснее получаются «Лэпбуки» на частные темы, а не на общие.
2. Составление плана.
После определения темы, формируется план, так как «Лэпбук»- это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. К этому этапу можно подключить и родителей. Они совместно с детьми занимаются подбором картинок, заданий, фотографий, игр. Необходимо определить точное содержание плана, для подробного раскрытия темы.
3. Создание макета.
Это самый интересный этап. В «Лэпбуки» будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазий: формы представления могут быть любимые. От самого простого-текстового, до игр и развивающих заданий. Дети старшего возраста помогают вырезывать картинки, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки, конверты.
Как мы создавали «Лэпбук» для старшего возраста по теме: «Наш край родной-Урал».
Совместно с детьми мы составили план: «Что мы хотим узнать о Урале?».
Ребята предложили варианты:
-почитать книжки;
-посмотреть журналы, книги, интернет
Перед детьми была озвучена проблема: Накопилось много информации, как можно ее всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжки и т. д. Обсудив с детьми каким будет содержание необычной книжки, наметили макет «Лэпбука».
Оформляли каждый кармашек всей группой, работали по составленному плану. В течении недели, «Лэпбук» заполнялся, дети были довольны своей работой и полученным результатом. Они с удовольствием рассказывали родителям о своей работе. Процесс работы доставил детям радость, а родителям удовлетворение.
В течении дня, дети могут взять любую информацию из кармашка «Лэпбука». Красочное оформление привлекает детей. Представленная информация выполняет в «Лэпбуке» познавательную и развивающую функцию.
10. Результаты использования «Лэпбука» в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «Лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок дошкольного возраста научился самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
«Лэпбук» помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.
«Лэпбуки» помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает «Лэпбук» и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности «Лэпбука» обучение происходит непроизвольно.
Подключая ребенка к созданию «Лэпбука», вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
В результате внедрения «Лэпбука» в образовательную деятельность ожидается:
– повышение познавательной активности детей;
– формирование устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
– повышение уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышение творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышение творческой активности педагогов, родителей;
– пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Реализация проекта позволит достигнуть положительных преобразований каждой категории участников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»
Консультация-практикум рассчитана для педагогов дошкольных организаций. Она содержит в себе сведения о возникновении технологии лэпбук, полное представление он ней, ее разновидностях, значимости, преи...
"Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения» Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации.
Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации....
«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».
Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...
Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Технология создания лэпбука...
Сообщение из личного опыта: «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»
Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации...
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»
Лэпбук (lap book) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»....