Проект "В мире пространства и времени" (старший дошкольный возраст)
проект (старшая группа)
Проект, направленный на расширение знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства, обучающий отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ЗВЕЗДОЧКА» г.СОЛЬ-ИЛЕЦК»
Проект: «В мире пространства и времени»
(старший дошкольный возраст)
Тип проекта: информационно-творческий;
групповой;
среднесрочный.
Область «Познавательное развитие».
Разработала:Хамко Е.В.
Актуальность проекта
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.
Предмет проект: сформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.
Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Задачи проекта:
провести цикл занятий и мероприятий по теме;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;
обучающие:
научить ориентироваться на плоскости и во времени;
научить устанавливать пространственные отношения между предметами;
развивающие:
развивать умение передвигаться в указанном направлении;
воспитывающие:
воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.
воспитывать познавательный интерес к математике.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Необходимые материалы:
Детская художественная литература;
Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;
Модели часов различных временных промежутков;
Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.
Предполагаемые результаты:
формирование пространственных, временных представлений;
повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.
Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.
Список литературы:
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.
4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта | ||
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию; - работа с родителя (разработка рекомендаций); | - проведение занятий; - проведение итогового мероприятия; - рисование с детьми на тему «Часы»; | - создание и презентация. – анализ результатов проекта. |
План реализации проекта
Дата | Название мероприятия | Цели и задачи | Форма и содержание |
Подготовительный этап Первая неделя Организационные мероприятия. |
| ||
Основной этап Вторая неделя | «В мире времени» | уточнить представления детей о частях суток и временах года; способствовать накоплению опыта при изучении времени; вызвать интерес к изучению времени; развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. | • Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»; • Стихи о частях суток; • Дидактические игры : «Времена года», «Части суток»; • Изготовление конструкции «машины времени». «Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов; расширить знания детей о многообразии часов, их строении. воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»; Рассматривание иллюстраций различных видов часов. «Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели; закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели; Заучивание стихотворения «Дни недели»; Решение логических задач. «Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега; Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад» «Страна математики» • обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету; • обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов; • умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. • Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»; • Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения; • Графический диктант Заключительный этап |
Третья неделя | Подготовка презентации по деятельности проекта |
Ключевые понятия
Обучение — совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.
Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.
Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.
Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.
Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.
Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.
Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.
Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:
Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.
Методическое обеспечение проекта
• Материалы для проведения бесед
• Воспитательное мероприятие «Человек и время»
• Рекомендации воспитателям и родителям: «Ориентировка в пространстве»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"
Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Презентация "Создание единого лечебно - образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста"
Презентация раскрывает цели, задачи, направления работы которые ставит перед собой ДОУ по созданию единого лечебно-образовательного пространства для детей как общеразвивающих так и к...
Игры по развитию ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста
Материал был использован для выступления на педсовете...
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения" ...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"
Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...