Проект "В мире пространства и времени" (старший дошкольный возраст)
проект (старшая группа)

Проект, направленный на расширение знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства, обучающий отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ЗВЕЗДОЧКА» г.СОЛЬ-ИЛЕЦК»

Проект: «В мире пространства и времени»

(старший дошкольный возраст)

Тип проекта: информационно-творческий;

групповой;

среднесрочный.

Область «Познавательное развитие».

Разработала:Хамко Е.В.

Актуальность проекта

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных и пространственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: обучение детей старшего дошкольного возраста понятиям о пространстве и времени.

Предмет проектсформированные пространственные и временные представления старших дошкольников.

Цель проекта: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по теме;

разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с днями недели;

обучающие:

научить ориентироваться на плоскости и во времени;

научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

развивающие:

развивать умение передвигаться в указанном направлении;

воспитывающие:

воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.

воспитывать познавательный интерес к математике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Необходимые материалы:

Детская художественная литература;

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Модели часов различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени и пространстве.

Предполагаемые результаты:

формирование пространственных, временных представлений;

повышение познавательной активности учащихся, интереса к дальнейшему обучению математики.

Продукт проектной деятельности: Изготовление модели «машины времени», презентация о реализации проекта.

Список литературы:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада.

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет.

4. Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников.

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

- работа с родителя (разработка рекомендаций);

- проведение занятий;

- проведение итогового мероприятия;

- рисование с детьми на тему «Часы»;

- создание и презентация.

– анализ результатов проекта.

План реализации проекта

Дата

Название мероприятия

Цели и задачи

Форма и содержание

Подготовительный этап Первая неделя Организационные мероприятия.

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).
  3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
  4. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей группы.
  5. Разработка рекомендаций для родителей.

Основной этап

Вторая неделя

«В мире времени»

уточнить представления детей о частях суток и временах года;

способствовать накоплению опыта при изучении времени;

вызвать интерес к изучению времени;

развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

• Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

• Стихи о частях суток;

• Дидактические игры : «Времена года», «Части суток»;

• Изготовление конструкции «машины времени».

«Часовая мастерская» познакомить детей с историей часов;

расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

воспитывать уважение к людям разных профессий. Просмотр видео «Часы»;

Рассматривание иллюстраций различных видов часов.

«Дни недели» познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели;

закрепить в работе с цифрами последовательность дней недели;

учить связывать название каждого дня с его порядковым номером. Название дней недели с конкретным содержанием деятельности детей. Рассматривание картинок с изображением дней недели;

Заучивание стихотворения «Дни недели»;

Решение логических задач.

«Ориентировка в пространстве» Закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы, бега;

Закрепление умения различать левую и правую руку. Подвижные игры: «Найди игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди клад»

«Страна математики» • обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету;

• обучение детей умению определять свое положение среди окружающих предметов;

• умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. • Игровые упражнения: «Новоселье», «Что где стоит?»;

• Рассматривание картинок, демонстрирующих пространственные отношения;

• Графический диктант

Заключительный этап

Третья неделя

Подготовка презентации по деятельности проекта

Ключевые понятия

Обучение — совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Методическое обеспечение проекта

• Материалы для проведения бесед

• Воспитательное мероприятие «Человек и время»

• Рекомендации воспитателям и родителям: «Ориентировка в пространстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"

Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Презентация "Создание единого лечебно - образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста"

Презентация  раскрывает цели, задачи, направления работы которые ставит перед собой ДОУ по созданию единого лечебно-образовательного пространства  для детей как общеразвивающих  так и к...

"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения" ...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...