Организации различных видов деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_doshkolka.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации различных видов деятельности
Работу выполнила:
Храпина Александра
Г.Нижний Новгород
Теоретические и методические основы организации
игровой деятельности детей дошкольного возраста.
1.Сюжетно-ролевые игры.
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игр по методике Н.Комаровой.
Младшая группа.
«Дочки-матери» во второй младшей группе.
Задачи:
1) Развитие сюжета: |
|
2) Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат): |
|
3) Формирование взаимоотношений: |
|
4) Формирование самостоятельности и творчества |
|
Методика руководства.
1 компонент. Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности детей. Обогащение реального опыта.
1)Наблюдение:
1. Работа няни (накрывание на стол, уборка со стола, мытье посуды, одевание детей на прогулку, раздевание, подготовка ко сну и тд.)
2. Из окна д/с как родители (братья, сестры, бабушки, дедушки) ведут детей в д/с, как забирают из д/с.
3. Экскурсия на кухню д/с (приготовление пищи).
4. Просмотр научно-познавательной передачи «Институт семья».
5. Просмотр научно-познавательной передачи «Экология семьи».
6. Просмотр научно-познавательной передачи «Молодая семья».
7. Просмотр научно-познавательной передачи «Дети – цветы жизни».
8. Просмотр видеоролика «Один дома».
2)Чтение художественной литературы на тему «Семья».
Стихотворения 1. Я. Аким «Моя родня»,
2. А. Барто «Дома»,
3. Д. Габе из серии «Моя семья» - «Мама», «Братик»,
4.А. Кардашова «Большая стирка»,
5. А. Барто «Мы с Тамарой»,
6. Ю. Горей «Колыбельная»,
Рассказы 7. В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»,
8. В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья»,
9. А. Яковлев «Мама».
Рассказывание: 10. «Гуси-лебеди»,
11. «Хаврошечка»,
Потешки: 12. «Этот пальчик мамочка»,
13. «Вот лежат в кроватке»,
14. «Зайка начал умываться»,
15. «Раз два зубок»,
16. «Овощи мама в кастрюле варила».
3)Рассматривание на тему «Семья»:
Картины: 1. Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой»,
2. Н. Кошелев «Утро в деревне»,
3. И. Куликов «Зимним вечером».
Фотографии: 4. Семейные альбомы,
5. семейный отдых.
Сравнивание: 6. Семья зайцев – семья белок, ежонок – мышонок.
Рассматривание картинок по развитию речи:
1. «Семья».
2. «Мой папа работает водителем».
4)Беседы воспитателя:
1. «Моя семья»,
2. «Мой дом – моя крепость»,
3. «Кто, где работает».
5)Занятие (ООД):
Занятие по развитию речи:
1. «Мама, папа, я»,
2. «Посуда»,
3. «Бабушки и дедушки»,
4. «Близкие родственники»,
5. «В гостях».
Рисование: 1. «Семья», 2. «Генеалогическое дерево», 3. «Мамин портрет».
Аппликация:1. «Любимая игрушка», 2. «Букет для мамы».
Конструирование «Дом мечты».
Формирование элементарных математических представлений:
- «Сколько человек в семье»,
- «Сколько листочков мы собрали».
6)Просмотр презентации на тему:
1. «Семь Я»,
2. «Мои бабушки и дедушки»,
3. «Семейные праздники»,
4. «Родословная».
5. М/ф «Трое из Простоквашино»,
6. М/ф «Осторожно обезьянки».
2 компонент. Обогащение игрового опыта. Дидактические игры.
1)Дидактические игры:
1. «Дочки-матери»,
2. «Для чего посуда»,
3. «Что лишнее?»,
4. «Встречаем гостей»,
5. «Для кого одежда».
2)Дидактические сюжетно-ролевые игры:
- «Путешествие»,
- «В гостях у бабушки»,
- «Папа водитель».
3)Строительно-конструктивные игры:
1. «Дом»,
2. «Кухня»,
3. «Кровать».
4) Театрализованная игра: «Волк и семеро козлят».
5)Игры этюды: «Мама»
9)Игры-фантазирование: «Мы веселая семейка поросят».
7)Инсценировка:
1. «Встречаем гостей»,
2. «Приготовление обеда»,
3. «Чаепитие»,
4. «Лечение заболевшего ребенка».
8. Имитация:
1. «Поезд чух чух чух!»,
2. Шум дождя.
9)Подвижные игры:
1. «Поезд»,
2. «Наседка и цыплята»,
3. «Найди свой домик»,
4. «Найди себе пару».
3 компонент. Обогащение игровой среды.
1)Строительно-образные игрушки (покупные):
1. Детская посудка,
2. детская мебель,
3. пластиковые фрукты.
2)Игрушки заменители: светильник – солнце.
3)Воображаемые игрушки: конфеты.
4)Игрушки, сделанные родителями с детьми: приглашения на День Рождения.
5)Игрушки сделанные воспитателем с детьми: торт.
4 компонент. Руководство в ходе самостоятельной игры ребенка.
1) Создание проблемных ситуаций:
1. «Наш ребенок заболел, где можно найти доктора,
2. «К нам едут гости».
2)Помощь в распределении ролей:
1. мама,
2. папа,
3. бабушка,
4. гости,
3) Участие воспитателя в игре по просьбе детей:
Предложение-обращение: Принятие роли мамы;
Воспитатель дает сигнал: «давайте расставим мебель и начнем готовиться к приходу гостей».
4) Напоминание (совет):
1. Что наблюдали, смотрели, слушали.
2. Что читали, рассказывали.
3. Что рассматривали, сравнивали.
4. О чем беседовали.
5. Что рисовали, клеили, конструировали.
6. Какие презентации смотрели.
5)Анализ игры:
1. В какую игру играли?
2. Кто кем там был?
3.Понравилось ли играть в эту игру?
Воспитатель помогает продумать перспективу игры:
4.Что можно добавить в игру в следующий раз (атрибуты, игрушки-заместители).
5. Как ещё можно поиграть в «Дочки-матери» или «Семью».
6. Кто ещё может быть в игре (какие роли).
Средняя группа.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи:
1.Развитие сюжета
⎫ Развивать, обогащать сюжет игры.
⎫ Учить готовить обстановку для игры
⎫ Отображать в игре взаимодействие, общение людей
2 Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства,
способы, результат)
⎫ Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр,
используя косвенные методы руководства, подводить детей к
самостоятельному созданию игровых замыслов
⎫ Ролевые высказывания заменять ролевой беседой ( со
взрослыми и сверстниками); игры могут быть длительными и
кратковременными.
3 Формирование взаимоотношений
⎫ Формирование положительных взаимоотношений между
детьми.
⎫ Развивать умение у детей считаться с интересами товарищей,
оказывать им посильную помощь.
⎫ От индивидуальных переходить к коллективным играм.
4 Формирование самостоятельности и творчества
⎫ Развивать в выборе игры, поощрять самостоятельность
возникновения игровых группировок.
⎫ Подводить к самостоятельности игровых замыслов,
проявлением творчества в использовании игровых способов ( мимика,
движения, жесты).
Методика руководства:
1компонент. Ознакомление с окружающим в активной деятельности.
Обогащение реального опыта.
⎫ Наблюдение как воспитатель делает девочкам прически
⎫ Наблюдение как Бабушка стрижет папу
⎫ Наблюдение как сестра делает куклам прически
⎫ Наблюдение как мама себе заплетает волосы
⎫ Рассматривание картинок « прически»
⎫ Рассматривание картинок «инструменты парикмахера»
⎫ Рассматривание картинок « внешний вид парикмахера»
⎫ Рассматривание презентации «работа парикмахера»
⎫ Просмотр «мастер класс парикмахера»
⎫ Беседа «Что думают дети по поводу это профессии»
⎫ Беседа « Правила поведения в парикмахерской»
⎫ Беседа «Что больше всего понравилось в парикмахерской»
2компонент. Обогащение игрового опыта «Дидактические игры»
Дидактическая сюжетно – ролевая игры « Парикмахерская»
⎫ Маша делает Кате прическу
⎫ Дидактическая игра «Подбери прическу»
Строительно-конструктивная игра
⎫ Построить парикмахерскую для Кати
Театрализованная игра
⎫ «Лесная парикмахерская»
Инсценировка
⎫ Кукла Даша собирается на бал и просит сделать ей прическу.
Инсценировка движений
⎫ Стрижем
⎫ Расчесываем
⎫ Заплетаем
⎫ Покраска волос
⎫ Помывка волос
3компонент.
Обогащение игровой среды.
⎫ Сюжетно – образные игрушки: набор « Парикмахерская»
( зеркало, набор расчесок, набор ножниц, резинки, заколки, фен, плойка,
Халат парикмахера, уборочный набор).
⎫ Игрушки заместители : листочки – деньги, баночки – шампунь,
пальчики – ножницы.
⎫ Воображаемые игрушки: телефон, клиенты.
⎫ Игрушки сделанные своими руками : баночки, деньги.
⎫ Игрушки, сделанные родителями: халат, полотенце, накидки.
4компонент.
Руководство в ходе самостоятельной игры детей.
⎫ Создание проблемной ситуации
« Кате надо идти на день рождение, а у неё не сделана прическа»
⎫ Помощь распределения ролей
⎫ Помощь в подборе игрушек
Анализ игры: ре6ята ну как вам эта профессия? Что вам больше всего понравилось? Хотели вы быть парикмахером? Что вы делали в ходе
игры? Понравились ли вам ваши роли? Вы все справились и все
молодцы, теперь вы можете играть в эту игру сами.
Старшая группа.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Задачи:
1. Развитие сюжета
⎫ Развивать сюжет на основе знаний, полученных при
восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.
⎫ Развивать, обогащать сюжет для игры.
⎫ Совершенствовать умения готовить обстановку для игры.
⎫ Отображать в игре взаимодействие, общение людей (не
предметную , а социальную сторону – общение).
2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства,
способы, результат)
⎫ Совершенствовать способы предыдущей игры.
⎫ Ролевые высказывания заменять ролевой беседой (с взрослыми
и сверстниками).
3. Формирование взаимоотношений
⎫ Способствовать становлению в игре положительных
отношений и их усвоению.
⎫ Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.
4. Формирование самостоятельности и творчества
⎫ Учить самостоятельно организовывать игру.
⎫ Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры,
проявлять творчество в игровых способах.
Методика руководства
1 компонент. Ознакомление с окружающим в активной деятельности.
Обогащение реального опыта.
⎫ Экскурсия «Первые книги».
⎫ Экскурсия «Что мы знаем о книгах».
⎫ Беседа «Какие бывают книги».
⎫ Беседа « Кто работает в библиотеке».
⎫ Экскурсия в детскую районную библиотеку им. П.И.
Мельникова – Печерского.
⎫ Просмотр слайдов «На каникулах в библиотеку».
⎫ Просматривание иллюстраций «Библиотека».
⎫ Просматривание иллюстраций «Чтение в библиотеке»
⎫ Просмотр видеоролика «День в библиотеке».
2 компонент. Обогащение игрового опыта.
1 .Дидактическая сюжетно – ролевая игра «Первый раз в
библиотеке».
Д/и «Что есть в библиотеке»
Д/и «Чего не может быть в библиотеке»
Д/и «Угадай героев сказок»
2. Совместная игра воспитателя с ребенком «Библиотекарь работает».
3. Дидактическая игра «Прошлое – современное»
4. Дидактическая настольно – печатная игра «Поиск книг»
5 .Строительно – конструктивная игра
⎫ Читальный зал
⎫ Стелажи с книгами
6. Театрализованная игра
«Теремок»
7. Инсценировка
На опушке под сосной
Теремок стоял пустой,
Мимо мышка пробегала,
Теремочек увидала.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
Тишина, никто не бродит,
На крылечко не выходит.
Мышка в теремок зашла
И спокойно зажила.
По сказке «Теремок».
8. Имитация
Раз-присядка
Два-прыжок
Это заячья зарядка,
А лисята как проснуться-
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата-спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставить лапы
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало-начинаем все сначала!
9. Подвижные игры
«Донеси все книги»
10. Игры – этюды
«Встреча с библиотекарем»
11 Игры фантазирование
- Маша прочитала книгу
3 компонент. Обогащение игровой среды.
1. Сюжетно – образные игрушки (покупные)
⎫ Книги
⎫ Книжки-малышки
⎫ Абонементы /формуляры читателей/
⎫ Билеты читателя
⎫ Книжные формуляры
⎫ Кармашки для книг
⎫ Закладки для книг
⎫ Картинки для наклейки в формуляры читателей
⎫ Скотч, клей, бумага для ремонта книг
2. Игрушки – заместители
⎫ Полоска из бумаги – закладка для книг
⎫ Лист бумаги – билеты читателя
3. Воображаемые игрушки
⎫ Журналы
4. Игрушки, сделанные воспитателем с детьми
⎫ Оформление книжной выставки «Новые книги»
⎫ Работа с картотекой читателей
5. Игрушки, сделанные родителями с детьми
⎫ Изготовление папок для систематизации книг
⎫ Изготовление книжек- малышек
4 компонент. Руководство в ходе самостоятельной игры детей.
1. Создание проблемной ситуации
Ребята, посмотрите кто – то забыл книгу. Давайте сдадим ее в
библиотеку.
2. Помощь в распределении ролей
Саша будет библиотекарем и примет книгу.
Настя, ты отнесешь в библиотеку потерянную книгу, хорошо. А вы Оля
и Маша будете читателями.
3. Напоминание
Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь
вкладывает формуляр книги в абонемент читателя.
4. Участие воспитателя в игре детей по их желанию.
Оля и Маша какие вы книги взяли почитать?
5. Анализ игры
Молодцы, ребята! Вы вернули потерянную книгу в библиотеку.
Вопросы:
В какую игру вы играли?
Понравилась игра?
Будете еще в нее играть?
Кем вы были?
Перспектива развития игры
В игре «Библиотека» вы не только можете быть читателями,
библиотекарем, но и заведующей библиотекой.
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игр по методике Н. Михайленко.
Младшая группа.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи:
1.Формировать умения:
⎫ Принимать на себя роль и обозначать партнера.
⎫ Развертывать специфическое ролевое для роли условные предметные действия.
⎫ Менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Методика руководства.
Воспитатель говорит :
Я врач. Беру фонендоскоп и сажусь на стул, как будто это
мой кабинет. Маша будешь врачом, а я буду твоим
пациентом.
Спрашивает Машу:
Маша ты кто? А больной пациент.
Потом меняется ролями с Машей:
Я врач, а ты кто?
Маша:
Я пациент.
Воспитатель вовлекает в игру второго ребенка:
Саша, а ты хочешь быть врачом?
Помогает им договориться и распределить роли.
Воспитатель выходит из игры, может понаблюдать или
пойти играть с кем-то другим. Игрушек минимум.
Старшая группа.
Игра «Ателье»
Задачи:
1.Овладеть новыми, более сложными способами построения игры-
совместным сюжетосложением.
2. Овладеть умением совместно комбинировать разнообразным события,
соединять творческое построение сюжета с ролевым взаимодействием.
3. Дать установку на придумывание новой, интересной игры, где сюжет
приобретает многотонный характер, роли относятся к самым разным
смысловым сферам, динамично наращиваются события в процессе игры,
что приводит к свертыванию многих действий с предметами и лишь
обозначениями их в речи.
4. Развивать активность, инициативу всех участников.
Методика руководства.
1 .Чтение волшебной сказки « Царевна-лягушка».
2 .Через 4-5 дней воспитатель подзывает к себе 4-5 детей. Дети стоят около
воспитателя стайкой. Она спрашивает, помнят ли дети волшебную сказку,
которую им недавно читала « Царевна- лягушка». Воспитатель спрашивает
первого ребенка: « Что ты помнишь из этой сказки?»
Первый ребенок: « Я помню, как три брата выстрелили из лука».
Второй ребенок : « Я вспомнил , как лягушка на болоте поймала стрелу
Ивана- Царевича.»
Третий ребенок : « Я вспомнила как лягушка превратилась в принцессу.»
Четвертый ребенок « Я помню как танцевала Царевна- лягушка. Взмахнет
рукавом и озеро с лебедями появилось».
Воспитатель не перебивает детей. Речь не исправляет и замечаний не
делает. Похвалила всех детей.
Старшая группа.
Игра «Зоопарк»
Задачи:
1 овладеть новыми, более сложными способами построения
игры - совместным сюжето сложением.
2 . овладеть умением совместно комбинировать разнообразные
события, соединять творческое построение сюжета с ролевым
взаимодействием.
3 . дать установку на придумывание новой, интересной игры,
где сюжет приобретает многотомный характер, роли относятся
к самым разным смысловым сферам, динамично
наращиваются события в процессе игры, что приводит к
свертыванию многих действий с предметами и лишь
обозначениями их в речи.
4. развивать активность, инициативу всех участников.
Методика руководства:
1. Чтение сказки «Гуси - Лебеди».
2. Через 4-5 дней после прочтения сказки воспитатель
приглашает подойти к ней 4-6 детей.
Воспитатель говорит: - Ребята я вам читала сказку «Гуси
Лебеди», давайте вспомним : - о чем она? - Кто в этой сказке
был? - Какие главные герои были? - Куда и зачем пошел
главный герой? - Чем закончилась сказка?
Воспитатель поощряет детей, даже если они назвали героев из
других сказок. Речь детей воспитатель не исправляет,
замечания не делает.
3. Совместная игра воспитателя с детьми. Расшатывание
сказки, преобразование, совместное сюжето-сложение по
мотивам волшебной сказки «Гуси - Лебеди».
Воспитатель говорит – Ребята, давайте сядем в круг и
придумаем сказку похожую на «Гуси Лебеди». Воспитатель
объясняет правила игры.
Театрализованная игра «Маша и медведь» в подготовительной
группе.
Вид театра:
би-ба-бо, драматизация
1.Развивать самостоятельность в организации театральных игр:
⎫ умение самостоятельно выбирать сказку для постановки
⎫ готовить необходимые атрибуты и декорации
⎫ распределять между собой роли и обязанности
⎫ развивать самостоятельность в передаче образа
⎫ шире использовать в театрализованной деятельности кукольный
театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...
Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием...
Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать творческие способности детей дошколь...
Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)
Труд в природеУход за комнатными растениями. Оборудование: комнатное растение (фиалка, фикус, аспорагус), лейка, щётка, тряпочка, тазик с водой, пульвизатор с водой, рыхлитель (грабли), фартук.Совмест...
Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)
Ручной трудКнижки для малышей. Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные карандаши, дыракол, тесьма, салфетки, клеёнка.Совместная деятельность взрослого с детьми.[[{"type":"media","...