Организации различных видов деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Храпина Александра Николаевна

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_doshkolka.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организации различных видов деятельности

 

        

                                                                                   Работу выполнила:

Храпина Александра

                                                                                 Г.Нижний Новгород

Теоретические и методические основы организации

игровой деятельности детей дошкольного возраста.

  1.Сюжетно-ролевые игры.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игр по методике Н.Комаровой.

    Младшая группа.

«Дочки-матери» во второй младшей группе.

Задачи:

1) Развитие сюжета:

  • Способствовать возникновению игр на темы наблюдений, из литературных произведений.
  • Выполнять несложные сюжеты в несколько действий, отображающих предметную действительность взрослых (врач лечит, шофёр рулит).
  • Отображать новые события, привносить новое в игру.

2) Развитие игры как  деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат):

  • Придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
  • Совершенствовать предметные действия: игрушки-заместители, воображаемые.
  • Совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий: обращение к себе, игрушке, партнёру. Появляется краткая речевая беседа.

3)  Формирование взаимоотношений:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, побуждать робких, включая в общую игру.
  • Объединять в малые группы на основе личных симпатий.
  • Индивидуальное и совместное решение игровых действий, принимать игровые действия, задачи от сверстников.

4) Формирование самостоятельности и творчества

  • Развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного, поощрять за самостоятельность при подборе атрибутов для игры; дополнять игровую обстановку недостающими предметами.

Методика руководства.

    1 компонент. Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности детей. Обогащение реального опыта.

1)Наблюдение:

1. Работа няни (накрывание на стол, уборка со стола, мытье посуды, одевание детей на прогулку, раздевание, подготовка ко сну и тд.)

2. Из окна д/с как родители (братья, сестры, бабушки, дедушки) ведут детей в д/с, как забирают из д/с.  

3. Экскурсия на кухню д/с (приготовление пищи).

4. Просмотр научно-познавательной передачи «Институт семья».

5. Просмотр научно-познавательной передачи «Экология семьи».

6. Просмотр научно-познавательной передачи «Молодая семья».

7. Просмотр научно-познавательной передачи «Дети – цветы жизни».

8. Просмотр видеоролика «Один дома».

2)Чтение художественной литературы на тему «Семья».
Стихотворения 1. Я. Аким «Моя родня»,

                             2. А. Барто «Дома»,

                             3. Д. Габе из серии «Моя семья» - «Мама», «Братик»,  

                             4.А. Кардашова «Большая стирка»,

                             5. А. Барто «Мы с Тамарой»,

                             6. Ю. Горей «Колыбельная»,                                                    

Рассказы             7. В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает»,

                             8. В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья»,

9. А. Яковлев «Мама».

Рассказывание:  10. «Гуси-лебеди»,

                             11. «Хаврошечка»,

Потешки:           12. «Этот пальчик мамочка»,

                             13. «Вот лежат в кроватке»,

                             14. «Зайка начал умываться»,

                             15. «Раз два зубок»,

                             16. «Овощи мама в кастрюле варила».

3)Рассматривание на тему «Семья»: 

Картины: 1. Е. И. Радиной, В. А. Езикеевой «Игра с куклой»,

         2. Н. Кошелев «Утро в деревне»,

         3. И. Куликов «Зимним вечером».

Фотографии:    4. Семейные альбомы,

                            5. семейный отдых.

Сравнивание:     6. Семья зайцев – семья белок, ежонок – мышонок.    

 Рассматривание картинок по развитию речи:

1. «Семья».

 2. «Мой папа работает водителем».

4)Беседы воспитателя:

1. «Моя семья»,

2. «Мой дом – моя крепость»,

3. «Кто, где работает».

5)Занятие (ООД):

Занятие по развитию речи: 

            1. «Мама, папа, я»,

          2. «Посуда»,

            3. «Бабушки и дедушки»,

                 4. «Близкие родственники»,

            5. «В гостях».

Рисование: 1. «Семья», 2. «Генеалогическое дерево», 3. «Мамин портрет».

Аппликация:1. «Любимая игрушка», 2. «Букет для мамы».

Конструирование «Дом мечты».

Формирование элементарных математических представлений: 

  1. «Сколько человек в семье»,
  2. «Сколько листочков мы собрали».

6)Просмотр презентации  на тему:

1. «Семь Я»,

2. «Мои бабушки и дедушки»,

3. «Семейные праздники»,

4. «Родословная».

5. М/ф «Трое из Простоквашино»,

6. М/ф «Осторожно обезьянки».

         2 компонент. Обогащение игрового опыта. Дидактические игры.

1)Дидактические игры: 

1. «Дочки-матери»,

2. «Для чего посуда»,

3. «Что лишнее?»,

4. «Встречаем гостей»,

5. «Для кого одежда».

2)Дидактические сюжетно-ролевые игры:

  1. «Путешествие»,
  2. «В гостях у бабушки»,
  3. «Папа водитель».

3)Строительно-конструктивные игры:

1. «Дом»,

2.  «Кухня»,

3.  «Кровать».

4) Театрализованная игра: «Волк и семеро козлят».

5)Игры этюды: «Мама»

9)Игры-фантазирование: «Мы веселая семейка поросят».

7)Инсценировка:

1. «Встречаем гостей»,

2. «Приготовление обеда»,

3.  «Чаепитие»,

4. «Лечение заболевшего ребенка».

8. Имитация: 

1. «Поезд чух чух чух!»,

2. Шум дождя.

9)Подвижные игры:

1. «Поезд»,

2. «Наседка и цыплята»,

3. «Найди свой домик»,

4. «Найди себе пару».

     3 компонент. Обогащение игровой среды.

1)Строительно-образные игрушки (покупные): 

1. Детская посудка,

2. детская мебель,

3. пластиковые фрукты.

2)Игрушки заменители: светильник – солнце.

3)Воображаемые игрушки: конфеты.

4)Игрушки, сделанные родителями с детьми: приглашения на День Рождения.

5)Игрушки сделанные воспитателем с детьми: торт.

     4 компонент. Руководство в ходе самостоятельной игры ребенка.

1) Создание проблемных ситуаций: 

1. «Наш ребенок заболел, где можно найти доктора,

 2. «К нам едут гости».

2)Помощь в распределении ролей:

1. мама,

2. папа,

3. бабушка,

4.  гости,

3) Участие воспитателя в игре по просьбе детей:

Предложение-обращение: Принятие роли мамы;

Воспитатель дает сигнал: «давайте расставим мебель и начнем готовиться к приходу гостей».

4) Напоминание (совет): 

1. Что наблюдали, смотрели, слушали.

2. Что читали, рассказывали.

3. Что рассматривали, сравнивали.

4. О чем беседовали.

5. Что рисовали, клеили, конструировали.

6. Какие презентации смотрели.

5)Анализ игры: 

1. В какую игру играли?

2. Кто кем там был?

3.Понравилось ли играть в эту игру?

Воспитатель помогает продумать перспективу игры:

4.Что можно добавить в игру в следующий раз (атрибуты, игрушки-заместители).

5. Как ещё можно поиграть в «Дочки-матери» или «Семью».

6. Кто ещё может быть в игре (какие роли).

 

      Средняя группа.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Задачи:

1.Развитие сюжета

 Развивать, обогащать сюжет игры.

 Учить готовить обстановку для игры

 Отображать в игре взаимодействие, общение людей

2 Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства,

способы, результат)

 Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр,

используя косвенные методы руководства, подводить детей к

самостоятельному созданию игровых замыслов

 Ролевые высказывания заменять ролевой беседой ( со

взрослыми и сверстниками); игры могут быть длительными и

кратковременными.

3 Формирование взаимоотношений

 Формирование положительных взаимоотношений между

детьми.

 Развивать умение у детей считаться с интересами товарищей,

оказывать им посильную помощь.

 От индивидуальных переходить к коллективным играм.

4 Формирование самостоятельности и творчества

 Развивать в выборе игры, поощрять самостоятельность

возникновения игровых группировок.

 Подводить к самостоятельности игровых замыслов,

проявлением творчества в использовании игровых способов ( мимика,

движения, жесты).

Методика руководства:

1компонент. Ознакомление с окружающим в активной деятельности.

Обогащение реального опыта.

 Наблюдение как воспитатель делает девочкам прически

 Наблюдение как Бабушка стрижет папу

 Наблюдение как сестра делает куклам прически

 Наблюдение как мама себе заплетает волосы

 Рассматривание картинок « прически»

 Рассматривание картинок «инструменты парикмахера»

 Рассматривание картинок « внешний вид парикмахера»

 Рассматривание презентации «работа парикмахера»

 Просмотр «мастер класс парикмахера»

 Беседа «Что думают дети по поводу это профессии»

 Беседа « Правила поведения в парикмахерской»

 Беседа «Что больше всего понравилось в парикмахерской»

2компонент. Обогащение игрового опыта «Дидактические игры»

Дидактическая сюжетно – ролевая игры « Парикмахерская»

 Маша делает Кате прическу

 Дидактическая игра «Подбери прическу»

Строительно-конструктивная игра

 Построить парикмахерскую для Кати

Театрализованная игра

 «Лесная парикмахерская»

Инсценировка

 Кукла Даша собирается на бал и просит сделать ей прическу.

Инсценировка движений

 Стрижем

 Расчесываем

 Заплетаем

 Покраска волос

 Помывка волос

3компонент.

Обогащение игровой среды.

 Сюжетно – образные игрушки: набор « Парикмахерская»

( зеркало, набор расчесок, набор ножниц, резинки, заколки, фен, плойка,

Халат парикмахера, уборочный набор).

 Игрушки заместители : листочки – деньги, баночки – шампунь,

пальчики – ножницы.

 Воображаемые игрушки: телефон, клиенты.

 Игрушки сделанные своими руками : баночки, деньги.

 Игрушки, сделанные родителями: халат, полотенце, накидки.

4компонент.

Руководство в ходе самостоятельной игры детей.

 Создание проблемной ситуации

« Кате надо идти на день рождение, а у неё не сделана прическа»

 Помощь распределения ролей

 Помощь в подборе игрушек

Анализ игры: ре6ята ну как вам эта профессия? Что вам больше всего понравилось? Хотели вы быть парикмахером? Что вы делали в ходе

игры? Понравились ли вам ваши роли? Вы все справились и все

молодцы, теперь вы можете играть в эту игру сами.

          Старшая группа.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Задачи:

1. Развитие сюжета

 Развивать сюжет на основе знаний, полученных при

восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.

 Развивать, обогащать сюжет для игры.

 Совершенствовать умения готовить обстановку для игры.

 Отображать в игре взаимодействие, общение людей (не

предметную , а социальную сторону – общение).

2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства,

способы, результат)

 Совершенствовать способы предыдущей игры.

 Ролевые высказывания заменять ролевой беседой (с взрослыми

и сверстниками).

3. Формирование взаимоотношений

 Способствовать становлению в игре положительных

отношений и их усвоению.

 Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.

4. Формирование самостоятельности и творчества

 Учить самостоятельно организовывать игру.

 Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры,

проявлять творчество в игровых способах.

 

  Методика руководства

1 компонент. Ознакомление с окружающим в активной деятельности.

Обогащение реального опыта.

 Экскурсия «Первые книги».

 Экскурсия «Что мы знаем о книгах».

 Беседа «Какие бывают книги».

 Беседа « Кто работает в библиотеке».

 Экскурсия в детскую районную библиотеку им. П.И.

Мельникова – Печерского.

 Просмотр слайдов «На каникулах в библиотеку».

 Просматривание иллюстраций «Библиотека».

 Просматривание иллюстраций «Чтение в библиотеке»

 Просмотр видеоролика «День в библиотеке».

   2 компонент. Обогащение игрового опыта.

1 .Дидактическая сюжетно – ролевая игра «Первый раз в

библиотеке».

Д/и «Что есть в библиотеке»

Д/и «Чего не может быть в библиотеке»

Д/и «Угадай героев сказок»

2. Совместная игра воспитателя с ребенком «Библиотекарь работает».

3. Дидактическая игра «Прошлое – современное»

4. Дидактическая настольно – печатная игра «Поиск книг»

5 .Строительно – конструктивная игра

 Читальный зал

 Стелажи с книгами

6. Театрализованная игра

«Теремок»

7. Инсценировка

На опушке под сосной

Теремок стоял пустой,

Мимо мышка пробегала,

Теремочек увидала.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

Кто хозяин в теремке?

Тишина, никто не бродит,

На крылечко не выходит.

Мышка в теремок зашла

И спокойно зажила.

По сказке «Теремок».

8. Имитация

Раз-присядка

Два-прыжок

Это заячья зарядка,

А лисята как проснуться-

Очень любят потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата-спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставить лапы

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало-начинаем все сначала!

9. Подвижные игры

«Донеси все книги»

10. Игры – этюды

«Встреча с библиотекарем»

11 Игры фантазирование

- Маша прочитала книгу

3 компонент. Обогащение игровой среды.

1. Сюжетно – образные игрушки (покупные)

 Книги

 Книжки-малышки

 Абонементы /формуляры читателей/

 Билеты читателя

 Книжные формуляры

 Кармашки для книг

 Закладки для книг

 Картинки для наклейки в формуляры читателей

 Скотч, клей, бумага для ремонта книг

2. Игрушки – заместители

 Полоска из бумаги – закладка для книг

 Лист бумаги – билеты читателя

3. Воображаемые игрушки

 Журналы

4. Игрушки, сделанные воспитателем с детьми

 Оформление книжной выставки «Новые книги»

 Работа с картотекой читателей

5. Игрушки, сделанные родителями с детьми

 Изготовление папок для систематизации книг

 Изготовление книжек- малышек

4 компонент. Руководство в ходе самостоятельной игры детей.

1. Создание проблемной ситуации

Ребята, посмотрите кто – то забыл книгу. Давайте сдадим ее в

библиотеку.

2. Помощь в распределении ролей

Саша будет библиотекарем и примет книгу.

Настя, ты отнесешь в библиотеку потерянную книгу, хорошо. А вы Оля

и Маша будете читателями.

3. Напоминание

Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь

вкладывает формуляр книги в абонемент читателя.

4. Участие воспитателя в игре детей по их желанию.

Оля и Маша какие вы книги взяли почитать?

5. Анализ игры

Молодцы, ребята! Вы вернули потерянную книгу в библиотеку.

Вопросы:

В какую игру вы играли?

Понравилась игра?

Будете еще в нее играть?

Кем вы были?

Перспектива развития игры

В игре «Библиотека» вы не только можете быть читателями,

библиотекарем, но и заведующей библиотекой.

 

 Развитие и активизация сюжетно-ролевой игр по методике Н. Михайленко.

     Младшая группа.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи:

1.Формировать умения:

 Принимать на себя роль и обозначать партнера.

 Развертывать специфическое ролевое для роли условные предметные действия.

 Менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

    Методика руководства.

Воспитатель говорит :

Я врач. Беру фонендоскоп и сажусь на стул, как будто это

мой кабинет. Маша будешь врачом, а я буду твоим

пациентом.

Спрашивает Машу:

Маша ты кто? А больной пациент.

Потом меняется ролями с Машей:

Я врач, а ты кто?

Маша:

Я пациент.

Воспитатель вовлекает в игру второго ребенка:

Саша, а ты хочешь быть врачом?

Помогает им договориться и распределить роли.

Воспитатель выходит из игры, может понаблюдать или

пойти играть с кем-то другим. Игрушек минимум.

     Старшая группа.

Игра «Ателье»

Задачи:

1.Овладеть новыми, более сложными способами построения игры-

совместным сюжетосложением.

2. Овладеть умением совместно комбинировать разнообразным события,

соединять творческое построение сюжета с ролевым взаимодействием.

3. Дать установку на придумывание новой, интересной игры, где сюжет

приобретает многотонный характер, роли относятся к самым разным

смысловым сферам, динамично наращиваются события в процессе игры,

что приводит к свертыванию многих действий с предметами и лишь

обозначениями их в речи.

4. Развивать активность, инициативу всех участников.

     Методика руководства.

1 .Чтение волшебной сказки « Царевна-лягушка».

2 .Через 4-5 дней воспитатель подзывает к себе 4-5 детей. Дети стоят около

воспитателя стайкой. Она спрашивает, помнят ли дети волшебную сказку,

которую им недавно читала « Царевна- лягушка». Воспитатель спрашивает

первого ребенка: « Что ты помнишь из этой сказки?»

Первый ребенок: « Я помню, как три брата выстрелили из лука».

Второй ребенок : « Я вспомнил , как лягушка на болоте поймала стрелу

Ивана- Царевича.»

Третий ребенок : « Я вспомнила как лягушка превратилась в принцессу.»

Четвертый ребенок « Я помню как танцевала Царевна- лягушка. Взмахнет

рукавом и озеро с лебедями появилось».

Воспитатель не перебивает детей. Речь не исправляет и замечаний не

делает. Похвалила всех детей.

    Старшая группа.

Игра «Зоопарк»

Задачи:

1 овладеть новыми, более сложными способами построения

игры - совместным сюжето сложением.

2 . овладеть умением совместно комбинировать разнообразные

события, соединять творческое построение сюжета с ролевым

взаимодействием.

3 . дать установку на придумывание новой, интересной игры,

где сюжет приобретает многотомный характер, роли относятся

к самым разным смысловым сферам, динамично

наращиваются события в процессе игры, что приводит к

свертыванию многих действий с предметами и лишь

обозначениями их в речи.

4. развивать активность, инициативу всех участников.

    Методика руководства:

1. Чтение сказки «Гуси - Лебеди».

2. Через 4-5 дней после прочтения сказки воспитатель

приглашает подойти к ней 4-6 детей.

Воспитатель говорит: - Ребята я вам читала сказку «Гуси

Лебеди», давайте вспомним : - о чем она? - Кто в этой сказке

был? - Какие главные герои были? - Куда и зачем пошел

главный герой? - Чем закончилась сказка?

Воспитатель поощряет детей, даже если они назвали героев из

других сказок. Речь детей воспитатель не исправляет,

замечания не делает.

3. Совместная игра воспитателя с детьми. Расшатывание

сказки, преобразование, совместное сюжето-сложение по

мотивам волшебной сказки «Гуси - Лебеди».

Воспитатель говорит – Ребята, давайте сядем в круг и

придумаем сказку похожую на «Гуси Лебеди». Воспитатель

объясняет правила игры.

 

    Театрализованная игра «Маша и медведь» в подготовительной

группе.

Вид театра:

би-ба-бо, драматизация

1.Развивать самостоятельность в организации театральных игр:

 умение самостоятельно выбирать сказку для постановки

 готовить необходимые атрибуты и декорации

 распределять между собой роли и обязанности

 развивать самостоятельность в передаче образа

 шире использовать в театрализованной деятельности кукольный

театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)

Труд в природеУход за комнатными растениями. Оборудование: комнатное растение (фиалка, фикус, аспорагус), лейка, щётка, тряпочка, тазик с водой, пульвизатор с водой, рыхлитель (грабли), фартук.Совмест...

Опыт по организации различных видов деятельности (трудовая деятельность с детьми 7-го года жизни)

Ручной трудКнижки для малышей. Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, цветные карандаши, дыракол, тесьма, салфетки, клеёнка.Совместная деятельность взрослого с детьми.[[{"type":"media","...