консультация для родителей ДЕТСКИЕ ЭМОЦИИ
консультация
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ ЭМОЦИИ. ПОДАВЛЯТЬ нельзя КОНТРОЛИРОВАТЬ.
Где же поставить запятую?
Разберёмся для начала, что такое эмоции человека. По сути, это сочетание ощущений, непрерывно испытываемых человеком в течение жизни, начиная с самого рождения – ведь даже новорождённые уже испытывают эмоции.
Да и в целом эмоции детей не отличаются от эмоций взрослых, разве что они более честные, и выражение глубинных и подлинных эмоций для них ещё естественно.
Подавление эмоций, в свою очередь, — это воздействие на эмоции с целью их уничтожения, так что не следует путать подавление и контроль эмоций. Первого необходимо избежать, а второму как раз научиться.
Пока ребёнок маленький, испытывая ту или иную эмоцию, он не понимает, что с ним происходит.
И первое, что могут сделать родители, чтобы помочь своему чаду – научить его называть свои эмоции и чувства, осознавать их и тем самым контролировать, не впадать в исступление под их властью, не терять себя, что на самом деле умеют далеко не все взрослые.
Нужно ли сдерживать негативные эмоции?
Поскольку человек – живое существо, непрерывно испытывающее те или иные эмоции, невозможно просто взять и перестать что-то чувствовать даже взрослому, не говоря уже о ребёнке.
Следовательно, меняется форма, которую принимают эти эмоции. А это уже чревато далеко идущими и отзывающимися во взрослой жизни последствиями.
Зачастую на смену запрещённым эмоциям и чувствам приходят «рэкетные чувства» – чувства , поощряемые в детстве и замещающие настоящие эмоции, чувства или потребности. При этом рэкетных чувств может быть бесчисленное множество, и формируются они индивидуально в каждом конкретном случае: так, гнев часто замещается страхом – страхом попасть в неконтролируемую ситуацию, страхом не суметь справиться с гневом, печаль – напускной весёлостью и стремлением развеселить всех вокруг, радость – чувством стыда.
Как научить детей правильно выражать свои чувства и эмоции?
Существует два основных момента, которым следует научить детей:
*отделять чувства от действий;
*выбирать подходящие средства и действия для выражения чувств.
Что делать, например, если между детьми происходит конфликт, предположим, в случае нарушения границ друг друга?
В одной семье растут двое мальчиков-погодок: Петя и Миша. Петя без спроса взял любимую Мишину машинку, на что Миша рассердился и полез с кулаками на Петю.
Обычной реакцией на такую ситуацию было бы наказать драчуна, тем самым отрицая его право на чувство гнева, провоцируя появление рэкетных чувств и подрывая здоровые отношения между братьями.
Как же следует реагировать?
Чтобы разделить чувства и действия, можно сказать следующее: «Я вижу, что ты сердишься и понимаю твой гнев, у тебя есть все основания для этого. Но бить брата нельзя. Ты можешь кричать, возмущаться, поругать его, побить боксёрскую грушу (или другое приспособление для битья, которое есть в семье), но не бить брата».
Таким образом, дети будут учиться делать выбор среди способов выражения чувств.
Это, в свою очередь, в дальнейшем даст возможность получить время для осознания испытываемых эмоций и мотиваций к действию. И велика вероятность получить уже вместо несущегося с кулаками ребёнка, осознанного человека, который может спокойно подойти и сказать: «Мне не жалко поделиться с тобой своими вещами, но не бери больше, пожалуйста, мои вещи без разрешения».
Возможно, не сразу, но при правильном подходе дети сами найдут достойные способы выражения своих эмоций и чувств и взаимодействия друг с другом.
При этом, чем меньше ребёнок, тем более значительную роль играют окружающие его взрослые в развитии его «эмоционального интеллекта».
Именно взрослый должен суметь понять и назвать те чувства, которые испытывает малыш: «Ты разозлился, потому что у тебя не получилось построить башню», «Тебе грустно, потому что папа ушёл на работу» – тем самым подготавливая почву для того, чтобы в дальнейшем уже сам ребёнок мог проанализировать своё состояние, определить и назвать его причину и найти выход из сложившейся ситуации, — и это вместо того, чтобы укорять и так расстроенного малыша в том, что он испытывает такие чувства.
Очень важная задача взрослого в общении с ребёнком – научиться не только любить, но и принимать его таким, какой он есть, не подстраивая под стереотипы, с которыми рос сам. «Нельзя бояться», «нельзя злиться» — вот те принципы, с которыми росли многие нынешние родители, но в наших руках сделать так, чтобы наши дети выросли более мудрыми, более эмоционально открытыми и, в конечном счёте, более счастливыми, чем мы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"
Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...
Консультация для родителей "Когда эмоции захлестывают"
Данная консультация поможет родителям научиться сдерживать свои эмоции и не выплескивать их на малыша....
Консультация для родителей "Когда эмоции захлёстывают"
Утверждать, что дети приносят своим родителям только радость и положительные эмоции, было бы так же неверно, как утверждать, что и вся наша жизнь состоит исключительно из удовольствий. Как же научитьс...
Консультация для родителей "Обогащаем эмоции и речь".
Здесь рассказано о значении эмоций в жизни ребенка.Этот материал особенно полезен родителям детей, учителям-логопедам, воспитателям....
Консультация для родителей. Детские эмоции. Как предотвратить истерику.
Ни один человек, тем более маленький, не может запретить себе чувствовать то, что он чувствует. Подавленные негативные эмоции вытесняются из сферы сознательного ...
консультация для родителей "Детские эмоции"
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека....
консультация для родителей "Детские эмоции - это важно".
В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции, как основа его нормального психического развития. Воспитание у ребенка положительных чувств и подавление отрицательных важны для развития...