Образовательный проект “По безопасной дороге в БЕЗОПАСНЫЙ МИР”
проект
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и исключению факторов, влияющих на соблюдение этих правил по причине отвлечения внимания всех категорий участников дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно - эстетическому направлению развития детей»
Образовательный проект
“По безопасной дороге в БЕЗОПАСНЫЙ МИР”
Косячкина Елена Юрьевна, воспитатель
Козырева Татьяна Николаевна, воспитатель
Красноярск, 2021
Аннотация
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и исключению факторов, влияющих на соблюдение этих правил по причине отвлечения внимания всех категорий участников дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно- транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Cведения об авторах:
Косячкина Елена Юрьевна
воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №278
тел. 8 - 950 - 411 - 00 - 74
Козырева Татьяна Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №278
8 - 913 - 596 - 86 - 83
Актуальность
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге.
Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, квесты, беседы, непосредственно образовательную деятельность и различные мероприятия, затрагивающие данную тему. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Следовательно, изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Просмотр официальной статистики дорожно-транспортных происшествий с участием детей на сайте ГИБДД http://stat.gibdd.ru/ доказывает, что данная тема является актуальной, и требует знакомства детей с правилами ПДД с дошкольного возраста.
Цель проекта
Создание на базе МБДОУ площадки по ПДД, для максимально эффективных условий реализации программы по формированию элементарных правил дорожно - транспортной безопасности, посредством вовлечения воспитанников, родителей, педагогов в образовательную деятельность.
Задачи проекта
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; отвлекающими факторами во время перехода через дорогу; - закреплять представления о назначении светофора и его сигналах; - научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
3
Развивающие: - развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; - стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные: - воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Продолжительность проекта
- Долгосрочный (сентябрь 2020 - май 2021гг.)
- Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, представитель ГИБДД, специалисты. - Возраст детей: 6-7лет.
Условия реализации проекта
- Заинтересованность детей и родителей;
- регулярность и систематичность работы;
- осуществление через все виды детской деятельности.
Интеграция образовательных областей
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемые результаты
- Создание на базе МБДОУ площадки по ПДД.
Дети: к окончанию проекта ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – слушай - смотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;
- осведомленность о работе сотрудников ГИБДД;
- поддержка инициативы детей при решении проблемных ситуаций на дороге;
- сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, знать и понимать дорожные знаки;
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,
умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Родители: тесное сотрудничество с педагогами; расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог: повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
4
Этапы проекта
Подготовительный этап. (сентябрь 2020г.)
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ.
Осознание необходимости изучения данной темы и подготовка к реализации проекта. Определение цели и задач проекта. Подбор методической литературы.
Организация мероприятия с участием инспектора по ПДД. Разработка перспективного плана работы с детьми. Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД. Создание макета площадки по ПДД и поиск спонсоров. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта. Подборка художественной литературы по теме проекта. Работа с родителями: (Разработка перспективного плана работы с родителями, анкетирование родителей, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме).
Основной этап. (сентябрь – май 2020 – 2021гг.)
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ, инспектор ГИБДД.
Речевое развитие. Беседы: «Для чего нужна площадка по ПДД в ДОУ и что там должно быть?» « «Какие бывают пешеходные переходы и как по ним переходить дорогу?», «Я – водитель! Я- пассажир», «Как обходить трамвай и автобус?», «Телефон на дороге - друг или враг?», «Чем я могу отвлечь водителя?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как себя вести в общественном транспорте и в машине?», «Наш друг светофор», «О чем говорят дорожные знаки», «Правила перехода через дорогу», «Как мы понимаем где нужно переходить дорогу?», «Гололед на дороге», «Улица – не место для игр», «Поговорим о работе ГИБДД», «Что я видел по дороге в детский сад?», «Светоотражатель – зачем ты нам?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказов, сказок и стихов о ПДД: В.Кожевников «Светофор», В.Берестов «Это еду я бегом…», Я.Пишумов «Посмотрите постовой…», Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
5
Социально – коммуникативное развитие
Отгадывание загадок по ПДД. Рассматривание сюжетных картин по ПДД, составление по ним описательных рассказов, экскурсия к светофору. Дидактические игры: «Наша улица», «Умелый пешеход», «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Верна – неверно».
Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Путешествие по городу», «Идем гулять в парк», «Прогулка на трамвае», «Играем на дороге» и т.д.
Участие во всероссийской акции «Внимание дорога»
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование: создание альбома «Опасные ситуации на дороге» для пополнения площадки по ПДД , «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города», «Запрещающие и разрешающие знаки», «Транспорт нашего города»;
- Лепка: «Веселый светофор», «Постовой», «Транспорт», тестопластика «Дорожные знаки» для оформления площадки по ПДД;
- Аппликация: «Наш город», «Пешеход на дороге», «Пассажирский транспорт» в подарок малышам, «Дорожные знаки» для оформления площадки ;
- Конструирование: изготовление макета «Улицы нашего города», «Гараж для машин», «Дорога в детский сад»;
- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.
- Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».
Познавательное развитие
- НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Осторожно, дорога!», «Правила для пассажиров», «Транспорт на улицах города», «Знакомство с дорожными знаками», «Грамотный пешеход».
- Игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД, «Знаки на дорогах»;
- Просмотр презентаций по ПДД. «Дорожные знаки», «Веселый светофор»,
«Путешествие в страну правил дорожного движения».
- Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Перекресток», «К своим знакам», «Самый быстрый», «К своим флажкам», «Умелый переход», «Едем, едем, едем, стоп!»; Физминутки по данной теме.
Работа с родителями: (Сентябрь2020 – май 2021гг.)
-Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед». Папка-передвижка «Шагаем осторожно!». Консультация «Совместная прогулка детей и родителей». Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки». Памятка для родителей «Дети и дорога». Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». Консультация «Как сделать детей дисциплинированными
6
пешеходами». Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»
Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД. Выставка детской литературы для чтения по ПДД. Папка-передвижка «Добрая дорога детства». Проведение конкурса творческих работ в рамках проекта по изготовлению макета «Улицы города». Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения). Консультации на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». Консультации по теме: «Фликеры детям купите родители – пусть на дороге их видят водители». Консультация «Составляем план безопасного пути в детский сад», индивидуальные беседы, инструктажи; детско – родительские мероприятия.
Этап подведения итогов деятельности (апрель – май 2021г)
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, специалисты ДОУ.
Подведение итогов проектной деятельности. Презентация площадки по ПДД в ДОУ. Составление книжки- папки о безопасности дошкольников на дороге.
Создание альбомов с творческими работами детей «Дорожная безопасность». Презентация площадки по ПДД на базе ДОУ. Трансляция проекта и результатов на сайте ДОУ. Демонстрация изготовленных родителями книжек малышек по ПДД Подготовка и проведение досуга «Правила от «А» до «Я» знает вся моя семья». Оформление фотовыставки для родителей. Подготовка и проведение конкурса творческих работ в рамках проекта по изготовлению макета «Улицы города», «Дорожные знаки».
Работа с педагогами
Ответственные: воспитатель, старший воспитатель.
1 этап. Диагностический. (сентябрь – октябрь 2020г) Анализ предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД. Анкетирование педагогов «Что я знаю о ПДД».
2 этап. Теоретический. (сентябрь 2020– май 2021гг.)
Консультации: «Обучение дошкольников ПДД», «Организация предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД», «Организация работы по ПДД с родителями». «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД». Конкурс на лучший уголок по ПДД в группах. «Круглый стол» по теме «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте». Тематическая неделя «Грамотный пешеход». Семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой». Консультация для педагогов старшего дошкольного возраста «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их ПДД». Организация встреч с инспектором ГИБДД. Деловые игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога».
7
Вывод
Работая в данном направлении мы увидели повышенную инициативу детей, их интерес, увлеченность. Дети с большим интересом участвуют в изготовлении игр, макетов, дорожных знаков. Придумывают знаки и дидактические игры. Также заметно повысился познавательный интерес. Дети с интересом рассматривают литературу, иллюстрации. Организовывают сюжетно - ролевые игры. Со стороны родителей абсолютная поддержка в сборе материала и помощь в изготовлении атрибутов для создания площадки по ПДД. Коллеги не остаются в стороне, помогаю в изготовлении макетов и участвуют в мероприятиях по теме проекта. Всероссийское мероприятие «Внимание Дорога» которое прошло в октябре 2020 года подтверждает, что мы идем в правильном направлении и мы считаем, что данный проект может иметь счастливый финал!
Ресурсы : макеты дорожных знаков, разметка перекрестка и прилегающих к ней дрог, а также пешеходных переходов, тротуаров, макеты транспортных средств; макет с соответствующей разметкой и дорожными знаками; детская литература по ПДД, иллюстрации, картины; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; компьютер, мультимедийные презентации; дидактические игры.
Возможное дальнейшее развитие проекта
Создать ситуацию поиска новой информации по данной теме и расширение площадки по ПДД с выходом на территорию ДОУ.
Возможные риски во время реализации проекта, и пути их решения
Потеря интереса детей, снижение мотивации – подтолкнуть детей к самостоятельной инициативе в организации игр по ПДД. Отказ родителей в помощи, при создании макетов светофоров и знаков, дидактических игр - предложить консультацию и помощь в изготовлении пособий. Изменение графика работы сотрудника ГИБДД - перенести встречу инспектора с детьми на другое время, при согласовании с администрацией.
Бюджет: привлечение спонсоров для приобретения клея, картона, пластилина, красок, бумаги для принтера, цветной бумаги, панели ПВХ, самоклеющейся пленки, листа ДВП, конструктора ЛЕГО, крупного конструктора.
8
Используемая литература
1. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
3. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
4. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
5. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
6. Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
7. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
По безопасной дороге В БЕЗОПАСНЫЙ МИР!
Учите детей с самого раннего возраста не только соблюдать Правила движения, но и наблюдать за дорогой.Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков безопасног...
Проект по ПДД "По безопасной дороге в безопасный мир"
Проект по ПДД в подготовительной к школе группе помог детям в запоминании безопасной дороги от дома до детского сада. Это стало хорошим примером для разработки безопасной дороги от д...
Открытое занятие по в проекту Hyundai для всей семьи «Безопасная дорога» по формированию культуры безопасного поведения на дорогах
открытое занятие место проведения МКДОУ № 455 "Снеговичок"...
Проект «По безопасной дороге в БЕЗОПАСНЫЙ МИР»
Проект«По безопасной дороге в БЕЗОПАСНЫЙ МИР»...