Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Идрисова Гульсина Равилевна

«Путешествие по малой Родине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_nrk_v_podgotovitelnoy_gruppe_1.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Конспект НОД

по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе

                                  «Путешествие по малой Родине»

 

                                  

                                                                                     Воспитатель: Идрисова Г.Р.

                                                   

                                         г. Нижнекамск, 2021г.

 

  Тема: «Путешествие по малой Родине»

 

  Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине -  г. Нижнекамск

  Задачи:

 Воспитательные:

воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социально-коммуникативное развитие);

продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми (социально-коммуникативное развитие);

 Развивающие:

развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников (художественно- эстетическое развитие);

развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (социально-коммуникативное ,  художественно- эстетическое развитие);

продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости Образовательные:

дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство (познание);

продолжать знакомить с достопримечательностями  г. Нижнекамск (познавательное развитие);

продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества (социально-коммуникативное развитие);

совершенствовать умение путем аппликации из цветной бумаги создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет и размер геометрических фигур для создания общей композиции, дополнять аппликацию мелкими деталями (художественно- эстетическое развитие)

 (приветствие) (социально-коммуникативное развитие).

 Материалы и оборудование:

«Сказочный клубок» из ниток, «Ковер-самолет», «Сказочная книга»,   ватман (склеенных 2-3 листа), кисти, клей, салфетки, геометрические фигуры из цветной бумаги, заготовки для индивидуальной работы (силуэты архитектурных строений), аудиозапись «Звуки природы», презентация «Моя малая родина - город Нижнекамск.»

 Предварительная работа:

Беседы о семье: «Я и моя семья», «Выходной с родителями»

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций о  родном городе. Аппликация «Дом, в котором я живу»

Рисование на тему «Мой дом»

 

Содержание непосредственно образовательной деятельности детей:

Слайд 1

Воспитатель: Поезжай за моря-океаны

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят , расцветая, поля…

Слайд 2

У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина».

1-й ребёнок:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

2-й ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!

Слайд 3

Воспитатель: Огромна наша страна. Обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём, где мы с вами живём. Это наш родной край.

 Россия велика и безгранична, словно море,

Но есть у каждого свой милый уголок,

Который дорог нам до боли, который любим мы до слёз.

Слайд 4
Дети, наша малая Родина – это наш город , в котором мы живём. А как называется наш город?

 Дети: Нижнекамск

Слайд 5

Воспитатель:  Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом, постарайтесь отгадать, кто же это.

 Поскорее мне скажите,

Что за мяч из мягких нитей?

Он похож на колобок,

С длинным хвостиком ...                 (клубок)

В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху …

- Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать?

Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя своё имя, фамилию и отчество.

- Что необычного в нашем новом друге? (ответы детей)

- Как вы думаете, где живет наш Клубочек? (ответы детей)

- Как называют героев, живущих в сказках? (ответы детей)

Клубочек выкатывается из рук воспитателя и оказывается в углу групповой комнаты, где дети обнаруживают сундук. (Можно предоставить возможность открыть сундук малоактивному ребенку). В сундуке лежит «сказочная книга».

- Кто догадался, что хочет предложить нам Клубочек?

(ответы детей)

 - Наш герой прибыл к нам из сказки и принес с собой новую сказку, которую мы с вами еще не слышали.

Слайд 6

Воспитатель (читает эпизод сказки Шорыгиной «Ковёр-самолёт» (переделанный вариант)

 Случилась эта история в  г. Иланском . Большой старый сундук стоял в углу прихожей. Бабушка взяла ключ с потемневшей резной ручкой и вставила его в замочную скважину. Покрутила ключ, и замок со скрипом открылся.

- Помоги-ка мне, Алеша, сундук открыть.

Внук помог бабушке поднять тяжелую крышку сундука.

- А что здесь лежит? – спросил мальчик, с любопытством заглядывая в сундук.

- Да разные старые вещи, они мне от прабабушки достались.

Бабушка вынула из сундука пуховый платок, пеструю шаль с кистями, пожелтевшую скатерть и большой тяжелый ковер.

- Пойдем, все это на веревке во дворе развесим. Пусть вещи проветрятся да на солнышке прогреются.

Когда они развесили вещи на веревке, Алеша стал рассматривать ковер. На нем шелковыми нитями были вышиты леса, поля, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами.

«Какой ковер интересный! Теперь такие не делают», - подумал мальчик.

- Алеша, почисти, пожалуйста, ковер, - попросила бабушка.

Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…

- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковер.

- Ты зачем меня бьешь? Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я – ковер-самолет! Слышал о таком?

Алеша очень удивился. О ковре самолете он, конечно, слышал, но видеть такой ковер ему не приходилось!

А ковер захлопал краями, словно крыльями, и, приподнявшись с веревки, закружил по двору.

- Давай с тобой, ковер-самолет, полетаем немножко. Я тебе покажу наш  посёлок,  парк, музей , улицы. Я здесь родился и вырос. Все хорошо знаю. Каждый кустик, каждый овражек. Это моя малая Родина!

- Это и моя Родина! – отозвался ковер. – Я эти места с давних времен люблю. Готовься к путешествию.

- Ура! – обрадовался Алеша…

 Воспитатель прерывает рассказ и обращается к детям:

 - Кто из вас догадался, ребята, по какому посёлку собрались путешествовать Алёша и ковер-самолет? (ответы детей)

- Ребята, у нас с вами тоже есть возможность совершить путешествие вместе с Алешей. Как вы думаете, каким образом мы можем это сделать?

 Ответы детей

 - Для того чтобы попасть в сказку, нужно знать волшебные слова. Мы с вами сейчас произнесем их и окажемся в стране фантазий, где возможно всё.

Проводится физ. минутка: (дети встают по кругу)

Путешествовать хотите!?

На ковре из разных нитей,

Глазки крепко вы сомкните,

Сами в сказке окажитесь,

Глазки открываются,

Полет наш начинается!

Руки в стороны держите,

Словно птицы вы летите,

Здесь направо поворот,

И налево поворот,

Дан ковру обратный ход,

Руки вверх и мы взлетаем,

А, затем, чуть приседаем,

На снижение идем,

Управляем мы ковром.

Мы, подпрыгнув, приземлились,

В месте чудном очутились.

 По окончании физминутки раздается стук, доносящийся из угла, где стоит сундук. Дети вместе с воспитателем открывают крышку и обнаруживают там ковер, похожий на тот, что из сказки.

Воспитатель:

- Усаживайтесь на ковер-самолет, мы отправляемся в путешествие.

 Слайд 7

Стелется ковер, дети вместе с воспитателем усаживаются. Рассказ воспитателя сопровождается показом  фотографий. На них демонстрируются знакомые для детей достопримечательности города.

- Ребята, как называется место, где человек родился и вырос?

 (ответы детей)

- Что означают слова Родина и малая Родина?

 (ответы детей)

- Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.

- Назовите вашу малую Родину? (ответы детей)

- Как называют жителей нашего города? (ответы детей)

- Полюбуйтесь на наш город Иланский  с высоты. Какой наш город   красивый.

 - А какой он ещё? (ответы детей)

 ( Вводятся  новые слова: современный, чистый, зеленый …).

Слайд 8

 - Посмотрите, вы узнаете эти места? Это железнодорожный микрорайон, а неподалёку, от здания полиции стоит Обелиск. Он поставлен нашим землякам – иланцам павшим в бою с белогвардейцами в 1918 году. Обелиск установлен в 1950 г., имеет мемориальную доску с текстом : »Вечная память борцам революции павшим от рук белогвардейских палачей при восстании иланских рабочих 27 декабря 1918 года.» Рядом с Обелиском находится «Стена – барельеф»,которая построена в октябре 1990 г. с текстом в центре: » Жизнь безымянных – подвиг. Факел свободы и правды, мужество ваше и доблесть, чтут благородно потомки»

Слайд 9

Воспитатель: Летим дальше. И вот уже под нами какое-то очень небольшое и красивое строение. Ребята, что это? ( Ответы детей )  

Воспитатель: Правильно ребята, это  здание железнодорожного вокзала. Это здание возникло в 1894 году. Изначально оно было деревянным, затем несколько раз реставрировалось,в настоящее время – это одноэтажное кирпичное здание – салатного цвета , с большими арочными окнами.  

А рядом на привокзалной площади стоит еще  одна достопремичательность нашего города. Это памятник « Паровоз ЭМ-730-73».Он установлен  в 1986 г., на нем табличка с текстом « Установлен в честь 70- летия  Великой октябрьской революции  и в знаменование заслуг рабочих ст. Иланская в борьбе за утверждение советской власти в Сибири.» Паровоз был доставлен своим ходом, с базы запаса поровозного депо ст. Иланская , рабочим депо Мельниченко Григорием.  

Слайд 10

Воспитатель: Мы летим дальше. Обратите внимание, как красив наш город. Узнаёте родные места? Давайте вспомним, какие улицы нашего города вы знаете.

 Ответы детей.

Слайд 11

Воспитатель: Ребята! А это место вы узнаёте? (Ответы детей).

Правильно – это городской парк. Что вы можете рассказать о нем?

Ответы детей.

Воспитатель: А какое очень важное  место для нас, жителей г Иланского , находится недалеко от парка?
Ответы детей.

Слайд 12

Воспитатель:

Правильно ребята! Это памятник героям - иланцам , воевавшим и пропавшим без вести  в годы Великой Отечественной войны 1940-1945г.с мемориальной табличкой :»Вечная память героям»  Сюда в дни торжеств  приходят жители нашего города и приезжающие  гости и возлагают цветы .

 Мы продолжаем наше путешествие по любимому городу.  В нашем  городе много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди - иланцы,

Слайд 13

 А ещё в нашем городе есть два красивых парка (городской и железнодорожный) где много цветов и зелени… Наш «ковер-самолет» устал и опустился в одном из  парков. Хотите отправиться на прогулку?

 Проводится физ. минутка под звуки природы.

Дети двигаются по кругу:

Спокойным шагом идут по «тропинке»,

останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся к солнышку,

идут по «мостику», руки в стороны, идут приставным шагом,

перепрыгивают через «ручей»,

поворачиваются в стороны.

 - Наше необычное путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в группу.

 Алеша и ковер-самолет тоже успели вернуться домой. Мальчик спрыгнул на землю, а ковер занял свое место на веревке.

 - Мы неплохо полетали, тихо произнес ковер-самолет.

- Замечательно! – шепотом сказал Алеша. – А ещё куда-нибудь полетим?

-А как же! В мире много удивительного, а твое путешествие только началось!

 Алеша снял с веревки волшебный ковер, свернул его и осторожно убрал в сундук (воспитатель сворачивает ковер и книгу и убирает все в сундук).

 Нашему клубочку тоже пора возвращаться домой. Он оставляет нам в подарок свой «ковер-самолет», чтобы мы совершали свои путешествия по нашей Родине и другим странам.

- Что больше всего вам запомнилось, путешествуя по городу Иланскому? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Помните, Алеша говорил о малой Родине, что это означает? (ответы детей)

- Как вы думаете, все ли интересные места нашего города мы с вами увидели? (ответы детей)

- Где хотели бы вы побывать ещё? Почему? (ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, кому было бы интересно узнать о том, что мы сегодня с вами узнали и увидели? Почему? (ответы детей)

- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать рассказ о г.Иланском.

- У каждого города, как и у человека, есть своё имя, своя история и даже день рождения, вот и у нашего города   скоро будет день рождения, а в такие дни принято дарить подарки.

 - Наш друг клубочек в свой волшебный сундук положил вот такие бумажные, цветные геометрические фигурки, силуэты зданий, цветы, деревья, кисти и клей. А ещё у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же подарок мы приготовим для нашего любимого города?

(предложения детей)

 - Чтобы нам было удобно работать, предлагаю разделиться на команды.

(Дети самостоятельно делятся на команды по интересам)

- Кто будет строить дома?

- Кто хочет построить школу? И т.д

- Вам уже знаком способ «постройки» домов из геометрических фигур, поэтому я не буду объяснять, как выполнять работу. Только попрошу особенно постараться, ведь это подарок родному городу.

 Дети приступают к самостоятельной работе. Приклеивают на силуэты зданий детали отдельных изображений (окна, двери, крышу…), а затем готовые изображения помещают на большой лист ватмана, создавая коллективную композицию. Композиция дополняется деревьями, цветами… Воспитатель следит за ходом деятельности, своевременно помогает советом, затрудняющимся детям. (Звучит музыка)

 - Вот наш подарок готов. Каждый из Вас вложил частичку своей любви к родному  городу. Как мы назовем нашу работу?

Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в  раздевалке группы.   

Слайд 14

Ребёнок: Я Нижнекамску стих свой  подарю, 
Ведь свой город  очень я люблю. 
Хотите узнать, почему 
Стишок посвящаю  ему? 
Ответ на вопрос мой очень простой: 
Нижнекамск – мой город родной! 
Мы в Нижнекамске  родились 
И гордимся этим. 
Нет красивей и родней 
Места на планете. 
Парки, дворики, сады, 
Улочки прямые. 
Все они для нас, детей, 
Милые, родные 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе « Большое путешествие»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе « Большое путешествие» Задачи:Обучающие: Формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; Систе...

Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мы живем в России»

Тема нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в наше время очень актуальна....

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествие по России»...