Моя педагогическая философия о нравственном воспитании в семье
статья

Титова Эмилия Юрьевна

В статье описываются о нравственном воспитании в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse1.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Информационно-методический центр»

эссе на конкурс «Моя педагогическая философия»

Автор: Титова Э.Ю.

воспитатель МБОУ

 «Новогеоргиевская НОШ»

д.Новогеоргиевка, 2022

Я, Титова Эмилия Юрьевна, педагог с 24 летним стажем. В данное время работаю в МБОУ «Новогеоргиевкая НОШ»   воспитателем в дошкольной группе. Я воспитала троих детей. Мой старший сын, Алексей, успешно окончил школу и институт, отслужил в армии, женат, работает программистом в городе Новосибирск.  Дочери мои, Анастасия и Александра, окончили школу с золотыми медалями и институт с красными дипломами , также работают в городе Новосибирске.  Учась в школе, Анастасия сдала ЕГЭ в 11 классе по русскому языку на 100 баллов. В 2013 году вся моя семья была награждена медалями; муж медалью: «Отцовская слава», дочь медалью: «Надежда Кузбасса»; бабушки «За достойное воспитание детей»; дедушка медалью «70 лет Кемеровской области»; меня как маму наградили медалью «Материнская Доблесть». И я считаю, что Аман Гумирович Тулеев не зря наградил наших дедушек и бабушек медалями, потому что все мы участвовали в воспитании наших детей. Каждый из нас внес частичку своего тепла, доброты и любви в этот процесс. Одно поколение воспитывает другое поколение.

Известный русский просветитель 18 века, Н.И.Новиков, делит воспитание на 3 части: первая – «попечение о теле»,вторая, «имеющая предметом образования сердца», называется нравственным воспитанием; предметом третьей является «просвещение или образование разума».

Вот и моя педагогическая философия - жить по нравственным принципам и воспитывать детей в соответствии с ними.  Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор,поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот – отношение к другим людям. Относиться к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные – это ли не подлинное человеческое проявление, дающее душевное удовлетворение и счастье? Люди, способные так относиться к себе подобным, создают вокруг себя атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого. Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений членами семьи любви, заботы и сопереживания. По моему мнению, именно семейные традиции помогают сохранять в семье благоприятный эмоциональный климат.

Первая наша семейная  традиция – это привитие любви к искусству и чтению. Чтение сыграло большую роль в моей жизни. И свою любовь к книгам и чтению я передала своим детям. Я отдаю предпочтение русской и зарубежной классике. Наши дедушки, имея всего лишь 8 классов образования, также очень любили читать (их уже, к сожалению, нет в живых). Свекровь моя, Галина Михайловна, интересовалась  историческими книгами. Девочки читают как фантастику, так и классику.   В семье в общении детей со взрослыми при чтении книгесть немало поводов для бесед и общения. И это важный аспект – иметь много общих интересов с детьми.Я сама с детства очень люблю кино. И эту любовь к нему мне привил отец. Я помню, как мы с ним ездили в город Кемерово на сеансы, на которых показывали новые, только что вышедшие с кинофестиваля кинофильмы. И это были самые счастливые моменты в моей жизни. Пока дети росли, мы с мужем старались отбросить все заботы и, хотя бы раз в месяц, поехать в город на просмотр кино. Это была наша семейная традиция. А сейчас, когда дети живут в городе Новосибирске, они часто посещают балет, оперу и современные концерты, что меня очень радует.

Вторая семейная традиция – это привитие любви к здоровому образу жизни и спорту. Я считаю, что мой муж, Титов Дмитрий Викторович, передал свою любовь к спорту детям. Он закончил Новосибирский государственный аграрный университет по специальности инженер-механик.Учась в школе и в институте, он неоднократно участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам и во Всекузбасском лыжном марафоне. Начинал Дмитрий свою трудовую деятельность в колхозе имени «20 партсъезда» в качестве механика, затем с 2002 года работал в ЗАО «Водоканал» города Ленинск-Кузнецкий. Работая там, он принимал ежегодное активное участие в зимних спартакиадах среди предприятий жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, занимал призовые места.Также вместе со своими детьми мы принимали участие в спартакиаде среди школ нашего района. А зимой мы всей семьей выезжали   покататься на лыжах на базу в Лесном городке, что является нашей семейной традицией и сейчас. Учась в университете, мои девочки увлеклись тяжелой атлетикой (штангой), они выступали в межвузовских соревнованиях, защищая честь своего института. В настоящий момент все мои дети продолжают поддерживать спортивную форму, кто-то ходит в спортивный зал, кто-то занимается йогой, катается на лыжах или просто бегает. А еще мы любим путешествовать всей семьей. На протяжении последних  лет мы всей семьей ездили в Горный Алтай летом, где также стараемся вести активный образ жизни. Ведь это так здорово просто забраться на гору и полюбоваться красотой Алтая!  

Воспитание трудолюбия и любовь к учебе – это третья семейная традиция. В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей: с ранних лет они наблюдают хозяйственно-бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их взаимная забота, взаимопомощь. Участие в жизни семейного коллектива, привычка разделять с ним труд и досуг формируют у ребенка позицию активного, ответственного члена семьи. У нас в семье у каждого были свои обязанности по дому. И я всегда говорила детям о том, что учеба – это главный труд для них. Такую семейную политику поддерживали и наши бабушки с дедушками. Моя мама, Федякшина Галина Алексеевна, окончила железнодорожный техникум и много лет проработала экономистом в ППЖТ, где зарекомендовала себя ответственным работником. Отец мой, Федякшин Юрий Антонович был простым рабочим, признан ветераном труда и ветераном Беловской ГРЭС. Он имеет награды, медали, а в 1984 году был занесен на доску Почета ордена трудового Красного Знамени Кузбассэнерго. Моя свекровь, Титова Галина Михайловна, окончила медицинское училище и всю свою жизнь посвятила медицине. Она работала в районной поликлинике, в ФАПе д.Новогеоргиевка фельдшером, также  была ветераном труда. Мой свекор, Титов Виктор Степанович,28 лет проработал проходчиком на шахте «Комсомолец» и также был признан ветераном труда, в 1988 году ему было присвоено звание «Почетный шахтер». Обратите внимание, люди совершенно разных профессий, но все они подходили к работе с трудолюбием и самоотдачей. И мы ими гордимся и не забываем про них. Мои дети, имея такие примеры для подражания, также ответственно трудятся в городе Новосибирске, непрерывно учатся на курсах, стремятся к чему-то новому.

 Я полагаю, что самый главный педагогический принцип - это уважение личности самого ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов, что способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства.

Много событий нашей жизни можно назвать семейными традициями. Совместное празднование, например, «Прощание с осенью», с поездкой на природу, активными играми на воздухе и поеданием вкусного арбуза также является семейной традицией. Ежегодно мы с мужем отмечаем праздник – юбилей нашей совместной жизни. Эту традицию перенес в свою семью и наш сын после женитьбы.

Я всегда говорю родителям своих воспитанников, что дети – это их отражение. Чтобы в семье была радость, необходимо хорошо постараться всем: и родителям, и детям. Желаю всем добиться успехов в семейном воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве города: традиции, опыт, перспективы"

Программа взаимодействия МДОУ № 21 "Искоркаи МОУ ДОД ДШИ "Берегиня "Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной кул...

Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание на этапе дошкольного образования"

Данный материал представляет собой описание опыта работы воспитателя о создании среды по духовно-нравственному развитию воспитанников....

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Материалы к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является духовно - нравственное воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива....

Презентация к педагогическому совету "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

Презентация подготовлена к деловой игре "Духовно – нравственное воспитание дошкольников"....

«Формирование духовно-нравственного воспитание в семье – как основа нравственности дошкольников»

Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенн...