Проект "Мы волантеры"
проект (подготовительная группа)

Иванова Ольга Юрьевна

Проект "Мы волантеры" подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_volontery.docx133.75 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613463664_49-p-fon-dlya-prezentatsii-pro-volonterov-63.jpg

Проект «Мы - волонтеры»

Методический паспорт проекта.

Руководитель проекта: воспитатель Иванова Ольга Юрьевна

Адресация проекта: проект предназначен воспитателям подготовительной группы групп,  родителям воспитанников.

 Проблема: Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

   Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

   Ведущая педагогическая идея  в организации волонтерского движения в ДОУ способствует   позитивной социализации  дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и  выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

   Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.        Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

   Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

   Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

 Новизна: состоит в том, что впервые волонтерское движение предполагается организовать в  условиях детского сада.

 Цель проекта:  создать в ДОУ  волонтерское движение,  объединив активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста для  участия в добровольных, социально важных  акциях и мероприятиях.

 Задачи проекта:

для дошкольников:

  • формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность;
  • воспитывать  духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способную  к  гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать нравственные качества (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельность, ответственность, умение взаимодействовать в разновозрастном коллективе;
  •  формировать   у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа, способствовать повышению значения семейных ценностей;

·        пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи проведения акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

  • создать условия для ситуации развития, способствующей передачи опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим;
  • поощрять проявление инициативы при выборе рода занятий и участников по совместной деятельности;
  •  расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;

для педагогов:

·        составить план мероприятий и реализовать его   в течение  2021– 2022 учебных годах;                                         

·        разработать и провести цикл практических встреч с педагогами, направленный на повышение педагогической компетенции в вопросах  организации волонтёрского движения в ДОУ;

  • сформировать  инициативную группу, участвующую в данном движении;
  • внедрять в организацию волонтерского движения формы и методы работы, способствующие объединению усилий педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности;
  • создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров;

для социальных партнеров:

  • инициировать проявление интереса к содержанию волонтерского движения в ДОУ, создать возможность приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            
  • мотивировать ответственно относится к волонтерскому движению;
  • вооружить практическими навыками участия в волонтерских акциях;
  • сформировать  инициативную группу, участвующую в данном движении.

 Благополучатели проекта: коллектив детей подготовительной группы, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.

 Типовые особенности проекта: творческий, групповой, информационно – просветительский, индивидуально – развивающий.

 Продолжительность: долгосрочный 2021– 2022г. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

 Исполнители основных мероприятий: дети, воспитатели ДОУ, родители воспитанников. 

 Актуальность проекта.

В чём самая большая цель жизни? Коллектив педагогов нашего ДОУ считает, что жизненной целью должно стать устойчивое стремление людей увеличивать добро в окружающем нас мире. «А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...» Д.С. Лихачев.

   Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение склонно к проявлению негативного отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

   Социализация — это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

   Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

   Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

   Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.

   В нашем ДОУ педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

   Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

   Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

   В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

   Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны  необходимость формирования у детей дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии, и с другой – отсутствие организации волонтерского движения, целенаправленной, систематической работы, что привело к участию в проекте «Мы - волонтеры».

 Актуальность проекта для педагогов и ДОУ:

организация детского волонтерского движения интересна для педагогов и родителей:  волонтёры ведут за собой, указывая правильный путь и доказывая, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими,  способными прийти на помощь слабым. Организация волонтерского движения в нашем ДОУ призвана во – первых способствовать  позитивной социализации  дошкольников через активную деятельность, в которой они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений как в своем детском саду, так и ближайшем социальном окружении, и во - вторых способствовать появлению таких результатов деятельности, на основе которых  у детей будет расти самоуважение к себе.

 Этапы реализации проекта:

       Первый этап (подготовительный)

Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.

Создание развивающей среды.

Подбор методической литературы

            Второй этап (основной)

 Поиск ответов на поставленные вопросы.

 Реализация плана мероприятий проекта в соответствии с указанными  сроками.

Достижение результатов.

           Третий этап  (заключительный)

Анализ и обобщение результатов работы.

Девиз движения:

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.)

 План реализации проекта с указанием сроков и результатов..

Сроки

Мероприятия

Результат

Сентябрь, 2021 г.

 

Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.

 Цель: выявление уровня  компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства. 

Результаты анкетного опроса.

Сентябрь, 2021 г.

 

Проведение общего родительского собрания, посвященного вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. Цель: повышение уровня  компетентности родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства, знакомство с работой проекта.

Фотоотчёт

Сентябрь, 2021 г.

 

Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение

«Мусору-нет!»

Цель: Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Фотоотчёт

Сентябрь, 2021 г. –

Май 2022 г.

Облагораживание территории детского сада, организация субботников.

Фотоотчёт

Октябрь, 2021 г.

Беседы с детьми «Что такое добро ?»,

«Почему добро побеждает зло?»

"Кто такие волонтеры?", 

«Кто нуждается в помощи».

Открытое занятие «Мы волонтеры»

Фотоотчёт

Фотоотчет на сайт ДОУ

Ноябрь, 2021 г.

Акция «Дорогие, наши, старики» изготовление открыток ко дню пожилого человека.

Цель: организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди.

Фотоотчёт

Ноябрь, 2021г.

«День матери»

Показ сказки на новый лад «Волк и семеро козлят» для младших воспитанников.

Цель: формирование уважительного, доброго отношения к матери.

Фотоотчёт

Ноябрь, 2021 г.

Чтение художественной литературы для детей дошкольного возраста: В. Осеева: «Что легче?»,   «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг»,  Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», 

Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев   «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»

Фотоотчёт

Декабрь, 2021 г.

Организация конкурса детского творчества по изготовлению кормушек для птиц «Покормите птиц зимой!»  на базе МБДОУ детского сада №19 «Мечта»

 Цель: привлечение внимания общественности к проблемам зимующих птиц в с.Большой Сундырь.

Задачи:

-повышать уровень экологической активности населения;

-развивать познавательную активность и любознательность у детей, расширять представления о зимующих птицах;

-воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помогать им;

-формировать положительное отношение детей и взрослых к птицам;

-вовлекать детей и родителей в активную творческую деятельность при создании кормушек для птиц;

-выявлять инициативу и творческий подход к созданию кормушек.

Участие в муниципальном этапе конкурса

Декабрь, 2021 г.

Организация акции «Покормите птиц зимой» на базе МБДОУ детского сада №19 «Мечта»

Цель: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.

Фотоотчёт

Декабрь, 2021 г.

Организация конкурса

коллективных плакатов «Мир добрых сердец» на базе МБДОУ детского сада №19 «Мечта»

Цель: воспитание нравственных качеств детей: чувства сострадания и сопереживания.

Задачи:

- воспитывать чувства любви, сочувствия, сопереживания, доброты, сострадания к людям, желание помочь больному человеку, чувство дружбы и взаимовыручки, милосердное отношение к людям с ограниченными способностями, старикам;

-  развивать у детей творческие способности;

-  вовлекать детей в активную совместную творческую деятельность.

Участие в муниципальном этапе конкурса

Январь, 2022г.

 

 Мероприятие для детей-волонтеров и их родителей «Рождественские встречи».

Цель: приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;

воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности

Фотоотчёт

 

Январь, 2022 г. 

Консультации с педагогами за круглым столом.

Фотоотчёт

 

Январь – март, 2022 г.

 

 

 

Родительское собрание во всех возрастных группах ДОУ "Растим волонтеров, патриотов Родины".

Цель: повышение уровня культуры и знаний родителей по вопросам волонтерского движения  детей, активное привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом.

Фотоотчёт

 

 

 

 

 

Январь – март, 2022 г.

 

 Организация акции «Доброе сердце» на базе МБДОУ детского сада №19 «Мечта»  в помощь приюту бездомных животных в г.Чебоксары.

Фотоотчёт

Январь, 2022 г.

Семинар - практикум «Волонтерами не рождаются ими становятся».

 Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития волонтерского движения в ДОУ.

Размещение материалов на личном сайте и сайте ДОУ

 

Февраль, 2022 г.

Консультация для воспитателей «Волонтёрское движение в ДОУ».

Цель: Внедрить технологию «Дети – волонтёры в ДОУ».

Фотоотчёт

 

Февраль, 2022 г.

Спортивный праздник «Будем здоровы!»

Цель: формирование основ здорового образа жизни.

Фотоотчёт

Март, 2022 г.

Организация акции «Добрые крышечки»

 на базе МБДОУ детского сада №19 совместно с Подольской организацией многодетных «Справимся вместе!» (Сдадим вторсырьё на добрые дела).

Фотоотчёт

Март, 2022 г.

Изготовление открыток к Дню 8 марта для  для одиноких Дома пристарелых в с.Большой Сундырь.

Фотоотчёт

Апрель, 2022 г.

Организация акции «Бумажный бум» для сбора макулатуры на базе МБДОУ детского сада №19 «Мечта»

Фотоотчёт

Апрель, 2022 г.

Акция «Посади цветок!»

Акция «Посади дерево!».

Цель: Оказание помощи в озеленении территории детского сада. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

Фотоотчёт

Апрель, 2022 г.

Социальная акция «Неделя добра».

 Цель: привлечение дошкольников, родителей, воспитателей к проведению социальной акции в ДОУ.

Фотоотчёт

Май, 2022 г.

 

 

Всероссийское сетевое издание СМИ (сайт) для работников дошкольного, среднего, специального, высшего и дополнительного образования детей.

Получение сертификата о публикации на интернет-портале

 

 

Май, 2019 г.

 

Конкурс чтецов в подготовительной и старшей группах «День Победы».

Цель: организация праздничного мероприятия детей-волонтеров старшего  дошкольного возраста, посвященного дню Победы.

 

Фотоотчёт

 Май, 2022 г.

 Изготовление с детьми подарков: к  празднику 9 мая для ветеранов ВОВ.

 Фотоотчёт

Сентябрь, 2021 г. –

Май 2022 г.

 

 

 

 

Организация тематических онлайн концертов детей – волонтеров старшего дошкольного  дошкольного возраста:

  День матери.

  День защитника отечества.

  8 марта.

  9 мая.

Фотоотчёт

 Май 2022 г.

 

 

Анализ работы  по реализации проекта.

Подведение  итогов

Цель: обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта.

Аналитическая справка.

Оценка эффективности реализации проекта.

В результате реализации проекта взрослые и старшие дошкольники получили новые знания о волонтёрском движении, а также приобрели опыт участия в добровольческих мероприятиях.

Мероприятия в рамках проекта позволили сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что станет основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

Перспективы развития проекта.

Участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность.  Они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников. Таким образом, формирование нового вида деятельности в ДОУ – волонтерского движения существенно влияет на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Организация волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка. Работа в данном направлении будет продолжена.

 Библиография проекта.

 1.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. –

М.: ТЦ Сфера, 2013г.

2.«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.

3.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в

дошкольном образовании. 2002 № 5.

4.Интернет ресурсы.

5.Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги,

занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство

«Учитель», 2009.164-169с.

6.Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое

пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96

7.Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

8.Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.