Особенности диагностики детей дошкольного возраста
статья
Планирование образовательного процесса в детском саду не может обойтись без такой важной работы как диагностика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Планирование образовательного процесса в детском саду не может обойтись без такой важной работы как диагностика. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей и склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Следовательно, возникает потребность в диагностике каждого ребенка дошкольного возраста.
На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности. Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.
Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.
Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.
В работе диагноста следует помнить о существовании профессионально-этических аспектов психодиагностики. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Нужно соблюдать следующие принципы: принцип ответственности, принцип компетентности, принцип конфиденциальности, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности, принцип эффективности, принцип комплексной диагностики.
Воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.
Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым. Для начала общения с ребенком дошкольного возраста рекомендуем совместное рисование, потому что дети в данном возрасте очень любят изобразительную деятельность, а экспериментатор получит легкую возможность для организации взаимодействия.
При психодиагностике несовершеннолетних детей, их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка. Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании, предоставляются в доступной для правильного понимания форме.
Данные покажут, как общую картину развития группы детей, так и индивидуальное развитие каждого ребенка. По результатам диагностики проводится проектирование педагогического процесса.
Таким образом, в нашей работе мы раскрыли значимость диагностического сопровождения детей, которое является основанием для построения образовательной работы в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-234741-1365515707.jpg)
Диагностика детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой
1. Знания детей о комнатных растениях растениях ( в младшей, средней, старшей и подготовительной группах), проблемные ситуации2. Знания детей о домашних и диких животных (в младшей, средней, старшей и...
Консультация для родителей детского сада "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719237-1449058779.jpg)
Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний
Диагностика помлщь воспитателям по материалу патриотического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941760-1503920978.jpg)
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835932-1477226514.jpg)
Особенности логопедической диагностики детей дошкольного возраста с дизартрией
В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-1422363-1663681354.jpg)
Особенности диагностики детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Заседание клуба для педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Г.о.Подольск "Диалог" .Протокол заседания и Презентация на тему "Особенности диагности...