Консультативные материалы для родителей "Театр и наши дети"
консультация

Наталья Ивановна Зимина

В сборнике 4 статьи:

1. Сказка в жизни ребенка

2. Как сводить ребенка в театр?

3. Домашний театр.

4. Что такое сказкотерапия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультации для родителей45.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 5 Тынденок  города Тынды Амурской области

 Приложение

Консультативные материалы для родителей

 Зимина Наталья Ивановна

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

 г. Тынды Амурской обл.

воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                                         

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

 эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

   Если у взрослых спросить что такое «сказка», у каждого появляется улыбка на лице, начинают говорить, какие сказки им читали в детстве.

  Так что же такое сказка?

   Это один из жанров народного фольклора, либо литературы.    

   Это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Из давно сказка считалась не только самым распространенным жанром, но и необычайно любимым для детей.

    «Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным  занятием.

     Чем важны сказки в детстве?

     Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.

     Она - универсальный учитель. Благодаря ей  ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

     Из сказок дети берут первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Малыши получают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям.

     Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

   Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость и эмоциональность.

      В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Он  учится понимать поступки героев сказки. События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. 

    Когда же знакомить своего ребенка со сказкой?

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В начале, это совсем маленькие, короткие истории сопровождаемые пением, пальчиковой игрой, с несложными движениями, в стихотворной форме. Затем более сложные сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие русские народные сказки и литературные К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, В. В. Сутеева.  

     Рассказывая малышу сказку, родители развивают его внутренний мир.

 И чем раньше Вы будете читать книжки, тем раньше Ваш ребенок  начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

   Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать Вас. Читать необходимо эмоционально. По окончанию обсудите с малышом сказку: что ему понравилось, а что нет. Можно попросить описать героя сказки и если поначалу характеристика будет простой «добрый» - «злой», «хороший» - «плохой», то постепенно можно расширять словарный запас Вашего ребенка.

   Какие сказки рекомендую Вам почитать с малышами.

Русские народные: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»,  «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Как коза избушку строила», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

Литературные: В. Сутеев «Цыпленок и утенок». Е. Чарушин «Курочка».  К. Чуковский «Цыпленок».  Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».  Л. Толстой «Три медведя». В. Бианки «Желтячок». Н. Павлова «Земляничка».

Г. Остер «Котенок по имени Гав».

Писателей разных стран в обработке русских писателей: С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает»  перевод Т. Спендиаровой; П. Воронько «Обновки» перевод С. Маршака; Ч. Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья» перевод В. Приходько.

Поэзия русских писателей: З. Александрова «Прятки», А. Барто цикл стихов «Игрушки», С. Маршак цикл стихов «Детки в клетке», К. Чуковский «Путаница», П. Барто «Девочка чумазая».

 Рассказывайте сказки собственного сочинения о маленьком нехочухе и грязнуле, о девочке, которая не кушала, или о трусливом зайке.

    Театр – помещение, где происходят представления различных жанров искусства, разыгрываемые актерами по определенному сценарию.

 

Детский театр – это представление сказок, разыгрываемых не только актерами, но и с помощью ростовых кукол, перчаточных кукол.

 

 Посещение детского театра – это уникальная возможность для малыша соприкоснуться с миром сказки. Смотря на представление, ребенок полностью погружается в происходящее и чувствует себя участником волшебного действа. Игра на сцене становится чем-то реальным и жизненным. Она завораживает и заставляет поверить малыша, что он вместе с героями сказки борется со злом и помогает вершить добро. Ребенок копирует мимику актеров, повторяет их фразы с той же интонацией. Как результат, малыш переполнен положительными эмоциями и легко принимает и устанавливает примеры достойного поведения, а зло осуждает и отталкивает от себя.

    Просмотр спектаклей способствует речевому развитию ребенка. Малыш с легкостью запоминает новые слова, учится красиво строить предложения и подбирать интонацию произношения, исходя из ситуации. Просмотр театрального действа – эта всегда большая работа ребенка над собой. Он учится сочувствовать, понимать эмоции других людей.

 

 В каком возрасте впервые посетить театр с ребенком?

    Исследования современных детских психологов показали: начинать водить малышей в детский театр возможно с 1 – 1,5 лет.

      Когда ребенок вырастет, он может и не запомнить того, что с ним происходило в годик, но внутри, в подсознании, тот ранний детский опыт встречи с прекрасным безусловно оставляет свой позитивный отпечаток и оказывает влияние на развитие ребенка. Но для того, чтобы открыть ребенку мир театра, необходимо сделать правильный выбор детского спектакля и подготовить ребенка морально. Нет смысла приводить малышей до 4 лет в традиционный театр, где многочисленная публика, шум и длинное представление. Ваш ребенок может испугаться и переутомиться. И тогда слово «театр» надолго, а может быть и навсегда станет для него чем-то устрашающим! Спектакль для самых маленьких должен продолжаться 20-30, максимум 40 минут. Сюжет должен быть достаточно простым и понятным детям такого возраста. Обычно с 2,5 лет дети начинают с большим интересом наблюдать за действием на сцене и вполне способны понять развитие событий. Малышам раннего возраста лучше всего подойдет кукольный театр.

Подготовка к походу в театр.

  1.  Расскажите ребенку как все в театре всё устроено, объясните — каким образом люди ведут себя в театре.
  2. Обязательно прочитайте ребенку сказку, покажите картинки или расскажите своими словами историю, которую ему предстоит увидеть в детском театре.
  3. Попробуйте сами устроить ребенку домашний кукольный театр, разыграйте перед ним его любимую сказку.

Советы для родителей.

  1. Первое посещение театра не планируйте на выходные дни и каникулы. В эти дни много людей и ребенок может испугаться.
  2. Билеты приобретите заранее.
  3. При покупке билета познакомьтесь с расположением мест в зале. Чтобы малыш мог хорошо видеть и слышать спектакль.
  4. Заранее выходите из дома, чтобы не оставить у малыша чувства страха опоздать на представление.
  5. Расскажите ребенку о поведении в театре.
  6. Если малыш расстроен или устал, спектакль надо отложить на другой день.
  7. Не водите малыша в театральный буфет, еда будет его отвлекать от спектакля и он быстро утомится.
  8. После представления дома обязательно спросите ребенка, что ему понравилось, каких героев он запомнил.

Уважаемые родители, предлагаю Вам организовать свой театр в домашних условиях, где Вы с ребенком можете быть и режиссерами, и композиторами и актерами.

    Ведь искусство делает внутренний мир богаче, развивает фантазию, помогает научиться понимать свои чувства и чувства других людей, уметь сопереживать. Поэтому так важно помочь ребёнку развить свой творческий потенциал. Вся жизнь детей насыщена игрой.

     Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

С чего начать?

     Сначала лучше начинать с «Театра на столе» - пластилинового или бумажного. Позже можно перейти к «настоящим постановкам».

      Можно показать кукольный спектакль, используя любые имеющиеся в доме игрушки. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.  

       Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

     Если у вас несколько детей, вы можете помочь им организовать спектакль или небольшой концерт, например, к какому-нибудь празднику или к приходу гостей.   

      Возможно, вначале придётся участвовать в представлении вместе с детьми. Костюмы для театра шьются или покупаются.
Сценарии для детских спектаклей вы можете выбрать в соответствии с интересами и желаниями вашего малыша.

Виды домашнего театра.

  1. Настольный театр игрушек. В таком театре используются самые разные игрушки- фабричные или самоделки из природного материала. Очень хорошо, если самодельные игрушки вместе смастерили. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех для передвижения.
  2. Настольный театр картинок. Все картинки- персонажи и декорации не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными.
  3. Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывали тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка и др. Не забудьте только сопровождать соответствующим звучанием.
  4. Кукольный театр. Куклы – перчатки это как удивительное чудо для малыша. Вот лисичка пришла помочь доесть кашу ребенку. Или зайка не умеет умываться, но очень хочет, чтобы малыш его научил.
  5. Театрализованная игра – драматизация. Участвуя в игре- драматизации ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это самое сложное исполнение. Сейчас в продаже много разных костюмов, но если нет возможности приобрести или полностью сшить, можно сделать атрибут. Это может быть маска- шапочка или просто маска из картон. Например: маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек, кокошник, венок, поясок  ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам- с помощью мимики, жестов, движений.
  6. Импровизация. Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - самая увлекательная интересная игра. Взрослый может подать идею или предложить ребенку и помочь придумать сказку. Он почувствует себя режиссером и будет очень рад, если вы будете соглашаться с его мнением. И в тоже время ненавязчиво вносить свою инициативу.
  7. Театр на ложках. На пластиковых одноразовых ложках рисуются, клеятся или налепливают мордочки персонажей сказок и театр готов.
  8. Пальчиковый театр. Может быть разным: бумажным, тканевым, вязанным. Главное, чтобы малыш мог одеть его на свои пальчики, и герои были бы ему любимы и знакомы.
  9. Театр из бросового материала, из коробочек от сока, йогурта. Важна оригинальная находка в оформлении персонажей родителем.

Уважаемые родители, сделайте мир вашего ребенка ярким, интересным, веселым и удивительным! Играйте с своими малышами в сказки и Вы увидите как талантлив Ваш малыш!

     Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии. Активно используется в работе педагогами и детскими психологами, логопедами и дефектологами.
    Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

    Сказкотерапия – это если дословно «лечение сказкой». Наверно Вы удивитесь уважаемые родители, но это прекрасный метод для нас с Вами. Сказка поможет нам в решении многих вопросах воспитания нашего малыша, поможет ему справиться с своими комплексами и страхами.

   Что такое сказкотерапия для дошкольников?

        Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же сказку он может понять по другому.

    Представьте себе, что ваш ребенок не хочет спать в своей кроватке и каждую ночь со скандалом перебирается в родительскую. Это неудобно ни вам, ни малышу, но решать вопрос криком и угрозами не нужно!

    Достаточно пару раз на ночь рассказать сказку про то, как сладкий сон не мог найти мальчика Васю, потому что тот спал на папином диване, и приснился кому-то другому. А Вася взамен получил скучный сон для папы – про нудную работу до самого вечера. Применение сказкотерапии помогает родителям безболезненно решать возникающие бытовые проблемы: детские капризы, страхи, отказы вести себя правильно, слезы, нежелание засыпать в своей кровати и спать в целом и так далее.

     Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна.

       Сказки до 2,5 лет. – Например, в два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст когда детям очень нравятся сказки о животных. Это возраст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам. Очень хорошо, когда действие, совершаемое в сказке, разыгрывается родителями с помощью кукол.

       Сказки для 2,5-5лет. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. В этом возрасте мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Читая сказки, будьте внимательны, обращайте внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет Вам вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.

       Сказки для 5 лет и старше. Детям старше пяти лет можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребенка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребенка.

        Как правильно воспользоваться сказкотерапией?

    Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать.  

    Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете? Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать. Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных. Просто, чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение. Следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова:  дружить, смелый, добрый, красивый.

     Как провести сказкотерапию?        

   Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит. Чтобы было ещё легче, стоит натолкнуть малыша самого разобраться,  и  задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.

   Основные правила сказкотерапии:

  1. Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
  2. Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.
  3. Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко», «давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего.
  4. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижаму.

      Виды терапевтических сказок.

  1. Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.
  2. В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.
  3. Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они содержат вековой опыт. Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка, выбрав  себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным. Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе.
  4. Сказки, которые  проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе в главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

Чтобы снять усталость и напряжение  - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоится и найти способ расслабиться.  

Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию:

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубки. Но была у крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый бегемот объяснил причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Больший эффект достигается, если после прочтения вы эту сказку еще и обсудите, разложив по полочкам поведение и мотивацию героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к муниципальному конкурсу «Наша дружная семья – ДОУ, папа, мама, Я!» по номинации «На лучшую сюжетно-ролевую игру «Попробуй, поиграй!»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» (для детей 5-7 лет)Цель: Познакомить детей с работой салона красоты, чтобы дать необходимые впечатления о работе мастера-парикмахера, «массажиста», мастер...

Программа «Консультативно-игровой пункт для родителей и детей, не посещающих детский сад»

квалифицированная психологическая , логопедическая и физкультурно  -  оздоровительная помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким консультативно – игровым пунктом для родителей и д...

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...

Во что играют наши дети (по материалам В.В.Абраменковой, док. псих. наук)

Сегодня «игрушками» часто называют и компьютерные игры. А мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные «игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие: традиционных кукол, мяг...

Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ....

Консультативный материал для родителей «О комплексной безопасности наших детей».

Комплексная безопасность детей от 3 до 4 лет.«Только в три года карапуз начинает принимать свои первые решения и, соответственно, нести минимальную ответственность за самого себя.Дом: что спрята...