Мастер -класс для педагогов по исследовательской деятельности
консультация

Смирнова Татьяна Петровна

Мастер-класс для педагогов по исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Татьяна Петровна  

воспитатель,

МАДОУ детский сад 1

Мастер -  класс

Цель: ознакомление педагогов с технологией самостоятельной исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста

Задачи:

  • Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов, форм;
  • Популяризация инновационной технологии;
  • Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса;
  • Формирование эмоционально -  положительного отношения к воспитанию дошкольников.

Оборудование:

  • Материал для проведения мастер – класса (карточки с методами исследования), листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры; костюм для исследовательской деятельности.
  • Буклет с информацией о познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
  • Мультимедийное оборудование

Планируемый результат:

  • Информирование педагогического сообщества о системе работы с использованием технологии самостоятельной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
  • Получение профессионально ориентированных знаний;
  • Формирование у педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • Вызвать интерес педагогов к использованию технологии самостоятельной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Ход мастер – класса:

        Желающим принять участие в мастер – классе предлагается занять свои места.

        Сегодня, уважаемые педагоги, я вас познакомлю с технологией деятельностного типа – самостоятельная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

        Предлагаемая методика позволяет включиться в собственный исследовательский поиск в любой непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Подготовка и организация мастер – класса

(Педагоги садятся полукругом, так, чтобы они видели лица друг друга)

        Ход мастер – класса:

Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные.

-Как вы думаете, что такое исследование?

-Что значит исследовать что – то?

Шаг 1. Выбор темы

        На первом этапе нашего исследования мы выбираем тему исследования. Для того чтобы вы смогли быстро это сделать, необходимо изготовить карточки с различными изображениями предметов – это темы будущих исследований.

        После короткого обсуждения, вы останавливаете свой выбор на одной из карточек. Вам необходимо из ряда карточек выбрать ту карточку, которая вам наиболее интересна.

        Тема выбрана. Карточку с изображением кладём на середину полукруга, остальные карточки нужно пока убрать.

Шаг 2. Составление плана исследования

        Таким образом, например,  тема нашего исследования – «Черепаха». Ваша задача – получить как можно больше новых сведений о том, кто (что) является предметом исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой рассказ. Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?

        Существует много способов получения информации – «методов исследования». Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами.

        Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?».

        Подумайте и попробуйте  назвать основные методы исследования: «прочитать в книге», «понаблюдать», «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть по телевизору», «получить информацию с помощью компьютера», «связаться со специалистом».

        (По ходу называния метода исследования кладём карточку с его изображением). Так перед нами выстроилась целая цепочка, обозначающая методы исследования.

        Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед вами – план нашего будущего исследования. Теперь нам надо сделать наш план более строгим, логичным и последовательным. Начнём с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале.  С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.

        Сначала надо «подумать самостоятельно». Кладём карточку с изображением этого метода исследования на первое место.

        «Где мы ещё можем узнать что – то новое о черепахе?» Так, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести эксперимент».

        Итак, план проведения исследования составлен.

        Наши исследователи готовы к поиску.

Шаг 3. Сбор материала

        Начинаем собирать материал. Разложенные карточки есть не что иное, как план исследования.

        Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу их фиксировать на листочках бумаги. Это могут быть несложные рисунки, знаки, символы и т.д.

        Материал по исследованию мы собираем, используя ряд методов.

«Подумать самостоятельно». Черепаха – это…для того чтобы зафиксировать, нарисуем, например, на листке бумаги изображение………

«Спросить у другого человека». Попробуйте расспросить друг друга. В результате расспросов можно узнать что – то совсем новое, неизвестное раньше. Снова делаем зарисовки.

«Узнать из книг» Можно обратиться к книге. (Педагоги ищут информацию о черепахе в книгах, энциклопедиях).

        Дети дошкольного возраста не умеют читать, поэтому нам педагогам необходимо заранее подобрать литературу с иллюстрациями. Литература должна быть доступная детям. Для проведения учебного исследования это прекрасный источник. Нужно помочь детям прочитать текст вслух и помочь зафиксировать идеи.

«Наблюдение и эксперимент». В любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты очень ценны.

  1. Провести наблюдение за черепахой: рассмотреть черепаху, сравнить черепаху с камнем.
  2. Провести эксперимент: слышит ли черепаха звуки? Чем питается черепаха? Что больше всего любит?

Шаг 4. Обобщение материалов

        Теперь собранные сведения о черепахе надо проанализировать и обобщить. Раскладываем листочки с собранной информацией так, чтобы их видели все. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали о черепахе.

Шаг 5. Презентация итогов исследования

        Как только информация обобщена, необходимо собранную информацию презентовать. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Головные уборы можно склеить из картона. Мантии не сложно изготовить из тёмной ткани.

        Наши исследователи выступают с сообщением – доклад о черепахе.

        Сообщение будет служить важным средством развития и обучения. Первый доклад длится обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается всё больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развёрнутыми и обстоятельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Исследовательская деятельность дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам свой мастер-класс и поделиться опытом работы по исследовательской деятельности, где постоянно находятся новые, интересные, необычные способы решения поставленн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»Цель: повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и э...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

Мастер –класс для педагогов «Поисково – исследовательская деятельность дошкольников. Удивительные камни»

В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка Эффективным методом развития детской любознател...