Культурные практики в дошкольном образовании
статья
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki_v_dou.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурные практики в дошкольном образовании
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
/Конфуций/
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал события влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют эту отзывчивость и предрасположенность началом самовоспитания, психологи – самоопределением и самореализацией. С позиции культуролога образования для обозначения и объяснения этого явления необходимо соответствующее понятие – и это - «культурные практики». Именно они становятся катализаторами-ускорителями процессов педагогического воздействия.
Практика (букв.) – это
- усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач,
- многократное повторение, упражнение,
- источник опытности, умения,
- в основе практики лежат знания и способности человека,
- деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры.
Практика становится культурной, когда происходит освоение «культурных умений», которые выступают как готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
- содержание, качество и направленность его действий и поступков;
- индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
- принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
- принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Н.Б.Крылова считает, что культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов
При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.
Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.
К примеру, для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День лесных обитателей», «День сказок», «День здоровья» пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таинственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют фантастические космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек, футляров от «киндер-сюрпризов») роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку, стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьесбережения. Проекты «Моя семья», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности и т.д.
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
- отвечают интересам дошкольника;
- строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
- обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе содержания и средств организации своей деятельности;
- ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.
В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.
Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с его интересами, завершается определенным лично значимым результатом (познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.
По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
- ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения детей;
- ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей. Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.
По мере накопления личного опыта, ситуации выбора усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе решения. Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен, какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.
Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик сразу же нарушается.
Что же можно считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно -ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно -творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Что же можно еще считать культурной практикой?
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры). Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация проектной деятельности – особый вид познавательной, творческой деятельности, организуемой взрослыми.
Восприятие художественной литературы и фольклора Особый подход авторов программы мы видим к организации детских досугов.
Реализация принципа психологической комфортности требует от педагога умения организовать детский досуг, делая его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения данного условия педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Основные «ключи» к организации детских досугов — это три И: Интеграция – Игра – Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления.
Примерные виды и формы культурных практик
Возраст детей | Культурная практика | Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | - Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование |
Старший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.) |
Младший дошкольный возраст | Творческая мастерская | проектная деятельность - мини-коллекционирование - образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка» |
Старший дошкольный возраст | Творческая мастерская | В старшем дошкольном возрасте добавляются: - студийная, кружковая работа - творческие проекты - коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д. |
Все возрастные группы | Досуги |
|
Старший дошкольный возраст | Чтение художественной литературы | - группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) |
Культурные практики, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В качестве основы событийности в группе детей выступают хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил. При этом закладываются основы событийности во взаимоотношениях детей и взрослых. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что она способствует переводу основных жизненных координат ребенка в систему координат детского коллектива и согласует каждую из них, не уничтожая ее своеобразия, с координатами взрослого мира и общечеловеческой культуры. Она отражает противоречия и единство пространства и времени бытия ребенка и взрослого в коллективно распределенной (образовательной - взрослого и самостоятельной -ребенка) деятельности. Модель данного процесса можно представить следующим образом:
- целевой блок, связанный с согласованием задач участников взаимодействия: ребенка, педагога и детского коллектива;
- содержательный блок, характеризующий пространство игрового общения и игровой культуры в группе через конституирующие компоненты игр, возникающих как по инициативе взрослых, так и детей: воображаемую ситуацию, игровую роль и игровые правила;
- организационно-деятельный блок, позволяющий использовать опыт игрового общения и взаимодействия, формирования игровой культуры в качестве условия и средства планирования и контроля образовательного процесса, формы и метода организации образовательного пространства в группе детского сада.
Кроме практики организации непосредственно образовательной деятельности, в дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности. Здесь очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:
-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого — не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
При этом складывается своя культурная практика бытийствования в дошкольной группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как, чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом. Дети ищут границы для того, чтобы сформировать представление о том, где их место в этом мире, прочувствовать его и «закрепить» за собой.
Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.
Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Они способствуют накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое). Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие, моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Используемые методы: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.
Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет: - рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; - находить фантастические применения реально существующим системам; - осуществлять перенос функций в различные области применения; - получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно - целый ряд приемов в рамках игрового метода: прием аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.
Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.). Изменению внутреннего строения систем - учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных - метод фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).
Четвертое направление - реализация системы творческих заданий. Она ориентирована на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности, ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы, переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения. Основные формы работы - организация детских выставок (традиционно), проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существуют виды нетрадиционной техники создания творческого образа, в частности изобразительного.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лесенка успеха 2015 год. Культурные практики в дошкольном образовании.
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Лесенка успеха 2015 год. Презентация "Культурные практики в дошкольном образовании".
Культурные практики в дошкольном образовании.С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельн...
Культурные практики в дошкольном образовании (доклад)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»...
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответ...
Культурные практики в дошкольном образовании.
Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.Детство – это не просто ...
Презентация Культурные практики в дошкольном образовании
ull;Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.•Также культурные практики детс...
Культурные практики в дошкольном образовании
Культурные практики в дошкольном образованииС выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и ...