"Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС"
консультация
Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС
Навыки самообслуживания – умения, связанные с соблюдением чистоты и порядка, с обслуживанием самого себя.
КАКИМ НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ НУЖНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
· Одевание. Умение соотносить верх и низ одежды , завязывать шнурки, обувать обувь на липучках и молнии, самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать ее. Также ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться.
· Гигиена. Включает комплексное использование ванной комнаты — умывание с мылом и без, мытье рук, вытирание полотенцем, открывание и закрывание крана.
· Уход за собой. В основном это действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание, чистка зубов, использование гигиенической помады и проведение других базовых гигиенических процедур.
· Прием пищи. Один из важнейших базовых критериев самостоятельности, который включает развитие навыков самообслуживания у детей с аутизмом, таких как умелое использование посуды, питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом.
· Использование туалета. Умение самостоятельно вытираться, проситься в туалет, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами .
· Независимость и автономность. Наиболее труднодостижимый навык, но именно благодаря ему ребенок становится социальным. Предполагает умение делать выбор, уметь говорить «ДА», «НЕТ», понимать желания и чувства других людей.
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС
1.ХАЙСКОУП (МЯГКИЙ СТАРТ)
Ее основная идея заключается в том, что особенные дети лучше осваивают новые навыки самообслуживания в процессе самостоятельного планирования активной деятельности. Родители лишь создают пространство для развития и иногда направляют малыша. Такой подход подразумевает, что у ребенка больше шансов научиться принимать решения самому. Целью методики является развить в ребенке способности делать выбор и чувства ответственности. Для организации полноценной обучающей среды нужно снабдить ребенка предметами, аналогичными взрослым (ложка, чашка, зубная щетка, тряпка и т.д.). Сначала взрослый на собственном примере показывает, что и как нужно делать, следя за тем, на чем акцентирует свое внимание малыш. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Согласно данной программе, детям нужен тесный контакт с родителями — объятия, ласка, забота.
2.СИСТЕМА TEACCH Целью терапии является максимальная социализация ребенка и развитие в нем независимости, навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, индивидуальных способностей и академических навыков. С ее помощью можно научить ребенка в привычной для него обстановке выполнять определенные действия. Например, покушать или умыться, при условии, что все необходимые предметы лежат на своем месте. В основе программы — психологическая работа с малышом. Ее осуществляет специалист, а также родители дома согласно составленному плану.
3.ABA-ТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ САМЫХ ДЕЙСТВЕННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ АВА-терапия — это метод коррекции поведения, который базируется на принципах поведенческого анализа. Он предполагает тесную взаимосвязь ребенка-аутиста и его ближайшего окружения, где поведение формируется и понимается как набор неких действий в условиях определенной среды. Методика развития навыков самообслуживания у детей аутистов по АВА предполагает разработку индивидуального плана терапии, при котором учитываются следующие нюансы:
· объективная оценка навыков, которые больше всего нужны малышу;
· игнорирование стереотипии поведения;
· упор на имеющиеся навыки с учетом индивидуальных особенностей развития;
· организация полноценной учебной среды (одинаковая учебная тактика со специалистом и дома.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Чтобы самообслуживание у аутистов было развито на достаточно высоком уровне, требуется четкий систематизированный подход. Ребенку с любой группой аутизма трудно даются точные задачи, особенно многокомпонентные. Поэтому каждый навык должен раскладываться по частям и формировать единую логическую цепочку. Это касается всего, от мытья рук и чистки зубов до переодевания и выполнения поручений. Важно также придумать эффективную систему поощрений (игры с водой в ванной во время купания или возможность взять любимую игрушку на “урок” по одеванию/умыванию).
В обучении стоит придерживаться однообразия. Рисунки с последовательностью действий (пиктограммы) могут помочь быстрее запомнить нужный порядок действий. Например, чтобы помыть руки, нужно зайти в ванную, закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намылить руки, положить мыло, смыть мыло, закрыть кран, вытереть руки о полотенце, откатать рукав обратно.
Первый и основной пример показываете вы (моделирование), затем только предоставляете физическую помощь (например, чтобы научить малыша кушать ложкой, нужно встать сзади него или сбоку, затем положить столовый предмет ему в руку и, обхватив ее своей, поднести ее ко рту).
Кроме того, существуют условия формирования новых навыков. Основными из них являются:
· Правильное пространство. Чтобы приучить ребенка к чистке зубов, это следует делать в строго отведенном месте — ванной. В процессе повторения действий старайтесь избегать посторонних разговоров и строго следовать составленному плану.
· Время. Все манипуляции должны иметь временное ограничение. Например, пока ребенок не почистит зубы, ему не разрешается возвращаться в комнату к игрушкам.
· Нейтральное эмоциональное отношение. Вы присутствуете в смоделированной вами ситуации, но не общаетесь с ребенком на темы, не относящиеся к делу. Если наблюдаются негативные проявления (истерики, агрессивные отказы), они должны остаться без вашей эмоциональной реакции.
Для успешного формирования навыков самообслуживания у детей с РАС следует соблюдать правила:
1. Рационально организованное окружающее пространство.
Важно организовать пространство таким образом, чтобы ребенку было ясно, где он занимается с педагогом, где он одевается, где ест и т. д. Необходимо помнить и о сенсорной организации пространства. Дети с РАС очень зависимы от окружающего их сенсорного поля.
2. Четкий режим дня.
Необходим для того, чтобы структурировать повседневную жизнь ребенка и избежать нежелательного поведения.
3. Визуальная поддержка.
Визуальный способ предъявления информации помогает концентрировать и удерживать внимание, предоставляет информацию в форме, в которой дети могут легко и быстро ее понять, дает возможность объяснить ребенку абстрактные понятия.
В своей работе мы используем несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сначала-потом», визуальные подсказки.
4. Постоянное руководство взрослых.
На первых этапах обучения физическая помощь взрослых является полной. По мере овладения навыком ребенку предоставляется все большая самостоятельность.
5. Соблюдение принципа «от простого к сложному».
Не стоит обучать всему и сразу, лучше сосредоточится на чем-то одном, на наиболее доступном ребенку навыке.
Таким образом, овладение ребёнком с особенностями развития навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) является важным шагом на пути к его социализации, в которой должны принимать участие как родители, так и дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_samoobsluzhivaniya_u_detey_s_ras.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Одевание Гигиена Уход за собой Приём пищи Использование туалета Независимость и автономность
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС ХАЙСКОУП Целью методики является развить в ребенке способности делать выбор и чувства ответственности. СИСТЕМА TEACCH Целью терапии является максимальная социализация ребенка и развитие в нем независимости, навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, индивидуальных способностей и академических навыков . АВА- терапия Целью методики является развитие навыков самообслуживания через разработку индивидуального плана терапии.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1. Единая логическая цепочка 2.Эффективная система поощрений 3. Пример показываете вы УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ НАВЫКОВ 1.Правильное пространство 2.Время 3.Нейтральное эмоциональное отношение
1. Рационально организованное окружающее пространство. Важно организовать пространство таким образом, чтобы ребенку было ясно, где он занимается с педагогом, где он одевается, где ест и т. д. Необходимо помнить и о сенсорной организации пространства . 2. Четкий режим дня. Необходим для того, чтобы структурировать повседневную жизнь ребенка и избежать нежелательного поведения.
3. Визуальная поддержка. Визуальный способ предъявления информации помогает концентрировать и удерживать внимание , предоставляет информацию в форме, в которой дети могут легко и быстро ее понять, дает возможность объяснить ребенку абстрактные понятия. В своей работе мы используем несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «сейчас-потом», визуальные подсказки.
4. Постоянное руководство взрослых. На первых этапах обучения физическая помощь взрослых является полной. По мере овладения навыком ребенку предоставляется все большая самостоятельность. 5 . Соблюдение принципа «от простого к сложному» . Не стоит обучать всему и сразу , лучше сосредоточится на чем-то одном, на наиболее доступном ребенку навыке .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Консультация для родителей " Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста "
Использование игровых приемов...