Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори»
методическая разработка
Описаны инновационные подходы и подобран максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_e.s.docx | 232.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 34 «Красная шапочка»
"Развитие мелкой моторики дошкольников
в контексте системы М. Монтессори»
Выполнила:
Е.С. Андреева
Осинниковский ГО
2022г
«Не интеллектуальные преимущества сделали
человека властелином над всем живущим,
Актуальность работы
Актуальность работы
но то, что одни мы владеем руками –
этим органом всех органов».
Джордано Бруно
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под
контролем зрения. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Мы, логопеды, бьем тревогу: диагностическое обследование (приложение № 1) детей с нарушениями речи по методическому пособию «Мониторинг речевого развития ребенка в логопедической группе ДОУ», разработанному на городском профессиональном методическом объединении показал, что наряду с отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства наших детей отмечается нарушение мелкой моторики рук и чаще всего диспраксия - это когда руки и глаза как бы действуют по отдельности, а мозг не может контролировать их процессы. Общие симптомы при диспраксии: отсутствие чувства направления движения; наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна; наблюдаются трудности зрительно-моторной координации, нарушения точности движений рук; снижение скорости выполнения и переключения с одной позы на другую; пальцевые пробы выполняются неполноценно.
Понимая важность этой проблемы, мы поставили перед собой
цель: найти инновационные подходы и подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Исходя, из цели, были поставлены следующие задачи:
- создать условия, способствующие эффективному процессу развития мелкой моторики рук дошкольника;
- способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости;
- активизировать работу педагогического коллектива по реализации инновационных подходов к развитию мелкой моторики рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по вопросам формирования представлений о развитии мелкой моторики рук с помощью пособий.
Теоретическая база опыта
Изучив передовой педагогический опыт, соответствующую литературу, мы остановили свой поиск на технологии саморазвития М.Монтессори. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас
понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, активизируется словарный запас, нормализуются речевые функции, формируется графические навыки. В книге М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому» автор пишет: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаѐт, то отстаѐт и развитие речи». «Каждое движение ребенка пальцами рук- это еще одна складочка в коре больших полушарий». Мария Монтессори считала, что ребенку изначально дано быть умным и успешным. Задача взрослого – помочь раскрыть потенциал малыша, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, интеллектуальному развитию, развитию речи и мелкой моторики. Таким образом, основная составляющая системы Монтессори, позволяющая реализовать индивидуальный путь развития ребенка - это развивающая среда- дидактические материалы. Но Монтессори – материалы очень дорогие и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Мы нашли выход – создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори - материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию. Это и определило новизну представленного опыта.
Итальянский педагог Мария Монтессори посвящала много времени изучению этапов развития ребёнка и разработала авторскую методику, которая популярна и сегодня. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей, уже в 1907 году появился первый бизиборд.
Что же такое бизиборд?
Бизиборд – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью него ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы.
Бизиборд – это многофункциональное оригинальное пособие, способствующие комплексному развитию детей.
Конечно же, бизиборды М.Монтессори были несколько примитивными и включали в себя предметы бытового характера. Сейчас же, когда появилась
масса ярких, красочных, развивающих игр, появились и новые бизиборды. Это особое изобретение современных педагогов, позволяющее добиться сразу двух целей: надежно отвлечь внимание ребенка, при этом развивая его сообразительность игровым методом. В современном мире бизиборд - это революционный подход к детскому развитию и раскрытию потенциала ребенка от 9 месяцев до 6 лет.
Педагогическая ценность данного дидактического пособия заключена в следующем:
- Бизиборды задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка.
- Бизиборд не имеет возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы.
- Бизиборд соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения:
- насыщенность: разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. (бизиборд объединяет 14 и более занимательных игр);
- трансформируемость: данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально или просто положить на
- пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию. Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками;
- безопасность: деревянные гладкие основы без острых углов, все детали закреплены прочно и безопасно;
- вариативность: бизиборды можно использовать в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях;
- полифункциональность: данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.
- Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех
образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое,
художественно-эстетическое и может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
- Бизиборд способствует всестороннему развитию:
- развитие мелкой моторики рук - ⠀ движения пальцев рук ребенка становятся уверенными, четкими и точными. А это – подготовительный этап к письму и рисованию на бумаге;
- координация - происходит процесс согласования активности мышц тела, направленных на выполнение разнообразных двигательных задач, необходимых ребенку в данный момент;⠀
- цветовосприятие - как правило, на бизибордах можно увидеть различные разноцветные элементы - картинки, наклейки, дверцы, игрушки, способствующие восприятию ребенком разнообразных цветов и их последующей идентификации (узнаванию) в другой обстановке, на других предметах;⠀
- тренировка памяти - ребенок запоминает механизм работы того или иного предмета на бизиборде, запоминает, где прячется картинка и что на ней изображено;
- воспитание усидчивости - с каждым разом время выполнения занятий
ребенком увеличивается, он становится всё более вовлечённым в процесс,
более сосредоточенным;⠀
- воспитание самостоятельности - постепенное приобретение ребенком независимости от педагога и возможность выполнения различных действий без участия педагогов;⠀
- развитие и совершенствование мышления - возникновение у ребенка понятий о предметах и связях между ними в процессе непосредственного взаимодействия с этими предметами, расширение возможностей обобщать предметы и их свойства, уточнение признаков предмета.
Наконец, бизиборд решает все задачи речевого развития, предписанные ФГОС дошкольного образования, а именно:
- формирование умения владеть речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматической диалогической и монологической речи;
- совершенствование фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте.
Основные направления работы:
В целях реализации задач, намеченных на период эксперимента, мы определили основные направления своей работы:
Работа с педагогами
Работа с родителями
(законными представителями) обучающихся
Работа с детьми
Работа с педагогами:
С целью изучения и внедрения инновационных материалов с педагогами проведена следующая работа:
- консультации: «Использование в работе нестандартного дидактического оборудования «Бизиборд» »;
- мастер-классы: «Бизиборд: интересно и полезно»;
- методический калейдоскоп: «Играя, развиваемся»;
- педагогический совет на тему: «Помоги мне это сделать самому».
Результатом работы с педагогами в данном направлении стала разработка дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования «Мир сенсорики», работа платного кружка: «Школа Монтессори», который посещают 42 ребенка, в учебном процессе для детей старшего возраста выделено место для Монтессори – занятий.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
С целью привлечения родителей к изготовлению бизибордов с родителями была проведена следующая работа:
- родительское собрание: «Бизиборд Марии Монтессори, особенности её педагогики ;
-консультация: «Мир вокруг нас» - развивающий игровой многофункциональный комплекс;
- мастер-классы «Мои бизиборды»;
- стендовая информация : «Бизиборд: развиваемся, учимся, играем»;
- акция: «Если что-то вам не нужно, то скорей несите в сад. Мы приладим к бизиборду. Будет ваш ребёнок рад»;
- информационная беседа с родителями, с целью привлечения к самостоятельному созданию бизибордов.
Данная работа дала положительный результат. На сегодняшний день у нас 28 бизибордов, которые расположены в кабинетах «М.Монтессори», логопедическом кабинете, в кабинете педагога-психолога, в коридорах и конечно же, в групповых комнатах.
Работа с детьми:
Начиная работу по использованию бизиборда, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста:
- провели оценку качества развития мелкой моторики рук в рамках педагогической диагностики;
-познакомили детей с развивающей доской Бизиборд и её содержанием;
- организовали разнообразные формы работы с бизибордом: образовательная деятельность; совместная деятельность; индивидуальная деятельность; дидактическая игра.
Положительная динамика в развитии детей говорит о высокой эффективности проводимой работы, состояние мелкой моторики по итогам диагностики (в конце 2018 учебного года) улучшилось на 30%. Эксперимент еще не закончен, впереди год работы.
Распространение
опыта работы
Результаты работы по использованию развивающей доски Бизиборд были представлены в Учреждении в рамках недели педагогического мастерства, которая была посвящена актуальной теме: «Современное учебное занятие как средство целостного развития личности воспитанника».
Об особенностях и эффективности развивающей доски Бизиборд было заявлено на городском семинаре – практикуме учителей-логопедов и дефектологов на тему "Программно-методическое оснащение коррекционно-
развивающего воспитания и обучения дошкольников" в декабре 2017 года. В семинаре приняли участие учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений, детского дома, коррекционной школы Осинниковского городского округа и г. Новокузнецка.
В сентябре 2019г на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках баркемпе на тему: «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования реализации ФГОС», педагоги нашего ДОУ провели презентацию Бизиборда с целью распространения педагогического опыта, где получили положительные отзывы среди коллег разных регионов.
Заключение
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей, говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включиться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширяя и пополняя свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что использование бизиборда в коррекционной работе позволяет эффективно решать образовательные,
коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на логопедических занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия и оказывает помощь в работе учителям-логопедам.
Во время игры с многофункциональным пособием дети легче усвоивают новые знания, закрепляют полученные, так как обучение происходит в непроизвольной для них форме, задействуются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление.
Длительность работы:
Работа над опытом запланирована на 3 года, охватывает период с 2017 по 2020 годы и разделена на несколько этапов.
1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь 2017г. – ноябрь 2017г.) Обнаружение проблемы, анализ литературы, подбор диагностического материала.
2 этап. Практический (ноябрь 2017г. – январь 2020 г.).
Проведение консультации, круглых столов, мастер-классов с педагогами и
родителями по заданной проблеме.
Изготовление развивающего пособия – бизиборда. (сентябрь 2018- сентябрь 2019г)
Разработкаперспективного планированияигр сучѐтом предложенного направления деятельности по развитию мелкой моторики (сентябрь 2019 - январь 2020 г)
3 этап. Аналитико-обобщающий (январь 2020 г.). Подведение итога работы с детьми и родителями по проблеме. Проведение итоговой диагностики. Обобщение опыта.
Список литературы
1. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.
2. Капустина Г. Система Монтессори в комплексе «Маросейка». «Народное образование». №1, 1995 г.
3. Хилтунен Е. Бусинки, коробочки, баночки. Проблемы развития Монтессори-педагогики в России. Учительская газета № 47- 1993 г.
4.Захарова Е. Проект: «Развивающая доска – Бизиборд». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. (www.maam.ru)
5.Сомова А.С., Шнюкова Т.Н. Учебно-методическое пособие на тему: Развивающая доска – бизиборд. (www.nsportal.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Развитие мелкой моторики дошкольников
Развитие мелкой моторики...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
"Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори"
Материал по теме "Развитие мелкой моторики дошкольников в контексте системы М. Монтессори" раскрывает особенности использования дидактического материала системы М. Монтессори в развитии мелкой мо...
Развитие мелкой моторики рук детей по методике М. Монтессори
Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика М...
Консультация "Влияние вышивания на развитие мелкой моторики дошкольников и умственного развития в целом"
Презентация "Волшебная иголочка"...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО
Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.Все движения делятся на две категории: крупная мо...