Мастер-класс на педагогическом совете «Речь педагога как образец для подражания ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер-класс на педагогическом совете
«Речь педагога как образец для подражания ребенка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕТСКИЙ САД №15 «АИСТЕНОК»
Мастер-класс на педагогическом совете
«Речь педагога как образец для подражания ребенка»
Подготовила воспитатель:
Зюзина Н.В.
г. Пушкино;
2022 г.
Цель: акцентирование внимания на значении выразительного чтения в развитии речи ребенка, активизация творческого потенциала педагога, создание положительного эмоционального фона, пополнение дидактической копилки воспитателей играми на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Вступительное слово. Человечеству понадобились тысячи лет, чтобы овладеть речью, дети же овладевают устной речью в течение первых трех лет жизни. Правильность речи, ее оформление, богатство или бедность, наполненность в использовании средств языка, зависит от того, какую речь слышит ребенок.
Поэтому педагог должен грамотно излагать свои мысли, пользоваться выразительными средствами речи сравнениями, эпитетами, устойчивыми выражениями, пословицами, афоризмами, а так же знать и использовать все правила русского языка.
В развитии речи ребенка колоссальное значение имеют услышанные им сказки и рассказы. И в современном мире, чаще всего, он слышит из уст воспитателя. Именно педагог владеет всеми компонентами выразительной речи педагога. Вы их все отлично знаете, давайте напомним друг другу.
И чтобы вспомнить эти компоненты, нам нужно поиграть. Игра «Звуки-словечки», по команде «звуки» участники свободно передвигаются по залу, по команде «слова» объединяются в группы по заданному количеству, игра продолжается несколько раз, оканчивается разделив участников на три команды с равным количеством педагогов.
Теперь каждая команда получает карточку с определение компонента речи и задание в каком стиле, с какой интонацией нужно прочесть. Команда совещается, выбирает чтеца.
Голос – прочтите об этом компоненте в духе русской народной сказки.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
• голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
• педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
• педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
• с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
• голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – прочтите об этом компоненте как диктор новостного канала
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – расскажите об этом компоненте, как о самом важном и сокровенном секрете на свете.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Итог. Замечательно! Как преображаются скучные деловые тексты, наполненные вашими интонациями, зачитанные в разных стилях, раскрашенные искренними эмоциями.
Ведь именно эмоции окрашивают нашу память, формируют отношения между людьми, взрослыми и малышами, именно эмоциональная речь и чтение навсегда запечатлевается ребенком.
И, по этому, давайте поиграем!
Игра «Фейерверк фантазии» Каждый участник вытягивает две карточки, на одной записана фраза, а на другой - эмоции, с которыми нужно прочесть эту фразу. Педагоги по очереди озвучивают свои выражения, остальные пытаются отгадать, какие чувства передавал педагог. На экране слайд-подсказка со спектром человеческих эмоций.
Фразы:
Баран съел барабан
Не растут на ветке печенье и конфетки
Мечтает коза летать, как стрекоза
Летела пони верхом на драконе
Изящно французы едят арбузы
Выдры -красотки боятся щекотки
Рассказывал кот мышам анекдот
С зайцами белки играют в гляделки
А у сов нет усов
Пляшут мошки под звуки гармошки
Любят вороны с сыром макароны
Рыжий кот умял бутерброд
От смеха коала с эвкалипта упала
Медведи гризли морковку грызли
Завил лев гриву, чтоб быть красивым
Быка на карнавале по рогам узнали
Кроты на грядке играют в прятки
Журавль с плеером, цапля с веером
Енот поет, хоть не знает нот
Вниз головой мартышки читают книжки
Букашки играют в пятнашки
Енот - звездочет любит почет
Не принято у кур делать маникюр
Лиса в Париже купила лыжи
Жена у бобра молода и добра
Ежик елке одолжил иголки
Хвостом барсук зацепился за сук
Эмоции-состояния-чувства:
Нежность
Доброта
Сочувствие
Восторг
Восхищение
Разочарование
Тревога
Трепет
Любовь
Злость
Грусть
Презрение
Эйфория
Заинтересованность
Пренебрежение
Радость
Удивление
Счастье
Безмятежность
Брезгливость
Тоска
Страх
Гнев
Раздражение
Ярость
Итог. Эту игру вы можете использовать с детьми среднего и старшего возраста, расширяя речевой и эмоциональный багаж. Со старшими дошкольниками подойдет и наш вариант игры, и возможно модернизировать его, используя игровой кубик, который подскажет с какими чувствами, какую фразу пересказать. Эта игра так же может носить психотерапевтический характер, рассерженному ребенку полезно будет обыграть раздражение или злость, тем самым снизив градус напряжения и т.д.
И снова мы возвращаемся к мысли, что именно выразительная сторона нашей речи, именно игра интонаций, не только обогащает речь ребенка, являясь образцом для ориентирования, но и помогает ребенку разобраться в эмоциях своих и окружающих людей, сказочных персонажей, закладывает основы морально-нравственного воспитания.
Обратная связь «Наоборот».
Сейчас уважаемые коллеги, хотелось бы получить обратную связь, но при высказываниях, мы обычно очень корректны и толерантны. Сегодня предлагаю вариант обратной связи в обратном значении, это позволит нам в очередной раз проявить свои актерские способности. Улыбнуться и дать волю всему спектру эмоций.
Педагоги получают карточку с отзывом и произносят его используя обратную эмоциональную реакцию (хорошие – плохо, плохие - хорошо)
Итог. Спасибо за работу и за внимание, сегодня мы с вами в очередной раз убедились, что все наши педагоги, скрытые звезды мирового масштаба, и именно выразительное чтение позволит реализовать эти способности и дать детям речевой ориентир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....
Консультация для педагогов «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».
Консультация для педагогов 3...
Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».
Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....
Мастер-класс на педагогическом совете «Речь педагога как образец для подражания ребенка»
Цель: акцентирование внимания на значении выразительного чтения в развитии речи ребенка, активизация творческого потенциала педагога, создание положительного эмоционального фона, пополнение дидак...
Мастер-класс на педагогическом совете «Речь педагога как образец для подражания ребенка»
Цель: акцентирование внимания на значении выразительного чтения в развитии речи ребенка, активизация творческого потенциала педагога, создание положительного эмоционального фона, пополнение дидак...
Мастер-класс на педагогическом совете «Речь педагога как образец для подражания ребенка»
Цель: акцентирование внимания на значении выразительного чтения в развитии речи ребенка, активизация творческого потенциала педагога, создание положительного эмоционального фона, пополнение дидак...
Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...