План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
материал

Вознесенская Екатерина Ивановна

 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_spamoobrazovaniyuword_4.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение                

детский сад общеразвивающего вида №6

муниципального образования Усть-Лабинский район  

              План   по самообразованию на тему

            «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

на 2022-2023 учебный год

Разработала:

                                                                        Воспитатель: Вознесенская Е.И.

г. Усть-Лабинск


План самообразования по теме :

« Сенсорное развитие детей раннего возраста »

                                                           Цель:

- Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. 

- Формирование представлений о сенсорных эталонах 

- Обучение способам обследования предметов

- Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

                                                        Задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста

- Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

- Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

                                                  Актуальность:

 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуалена, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

                        Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

                                     

                                     Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

                                               Выход темы:

- консультация для родителей;

- консультация для педагогов;

- стендовая информация;

- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»;

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;

- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете. 

                          Форма работы  с родителями и детьми

 Родители:

 сотрудничество через:

- индивидуальную работу,

- консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместную деятельность,

- практическую деятельность.

 - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

  Дети:

- НОД по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

- Экспериментальная деятельность.

        Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа:

- сбор и анализ информации по данной проблеме;

- изучение методической литературы;

- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников;

 Подборка дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

2 этап – проектировочный:

- Разработка и реализация плана работы по данной тем.

3 этап – творческий.

- Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

- Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

4 этап – Итоговый.

- Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

-  Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» на итоговом педсовете.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2022 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь

2023 г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март

2023 г.

Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель

2023 г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии


Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

НОД по сенсорному воспитанию

В течение года

Совместная деятельность

НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь

2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь

2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль 2023 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март

2023 г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель

2023 г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

2023 г.

Презентация

     Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.

С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.

Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2023г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2023 г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2023 г.

Протокол собрания

                                 Создание дидактических игр

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине я создала следующие игры:

Дидактическая игра « Собери неваляшку»

Цель: закрепить знания детей по величине и форме.

Дидактическая игра «Большой и маленький листочек» Цель: Формировать представления о цвете и величине.

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам

Дидактическая игра « Весёлые прищепки »

Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

И другие интересные игры.

                                                 Список литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте вы...

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста; обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии...

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Актуальность темы   Я выбрала данное направление по самообразованию т.к. пришла к выводу, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...