План по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
материал (младшая группа)
Совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста; обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей); повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
Тема:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
на 2020-2021 учебный год
Потапушкина Галина Ивановна
воспитатель
Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста посредством игровой деятельности;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5- 2 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материала.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
* сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
- Дети:
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
* сбор и анализ информации по данной проблеме,
* изучение методической литературы,
* анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборка дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
2 этап – проектировочный.
* Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий.
* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,
* Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
4 этап – Итоговый.
* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Сентябрь 2020 г. | Список использованной литературы |
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка | В течение учебного года | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Январь 2021 г. | Консультация |
Подготовка анкет к анкетированию родителей | Март 2021 г. | Анкета |
Подготовка и проведение родительского собрания | Апрель 2021г. | Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
ООД по сенсорному воспитанию | В течение года | Совместная деятельность |
ООД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Сентябрь – ноябрь 2020г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди то что спрятано » - «Найди такое же колечко» - «Из каких фигур состоит предмет? » | Декабрь 2020г. | |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Что больше » - «Самая длинная, самая короткая» - «Построим дом » - «В какую коробку?» - «Что лежит в мешочке » | Январь - Февраль 2021 г. | |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Каждая бусинка на свою нитку » - «Собери гирлянду» - «Полосатые коврики » - «Улетающие шары » | Март 2021 г. | |
| ||
Отчет по самообразованию | Май 2021 г. |
Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.
С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания.
Для родителей оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», альбомы: «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша».
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | |
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Март 2021г. | Консультация |
Анкетирование родителей | Март 2021 г. | Анкета |
Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику» | Апрель 2021 г. | Протокол собрания |
Список литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
Консультация для воспитателей и родителей...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно: - в образовательной деятельности (включение задач сен...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)
Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...
Презентация "Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Презентация...
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Обобщение педагогического опыта....
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
План самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Ожидаемые результаты:- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- Систематизация м...