консультация для родителей Младший дошкольный возраст - какой он?
консультация (младшая группа)
В данной консультации родителей знакомят с характеристикойи особенностями младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshiy_doshkolnyy_vozrast_-_kakoy_on.docx | 18.37 КБ |
mladshiy_doshkolnyy_vozrast_-_kakoy_on.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. Младший дошкольный возраст – какой он?
Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.
Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор. При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.
Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.
Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.
На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение, в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.
На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.
Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.
Предварительный просмотр:
Консультация. Младший дошкольный возраст – какой он?
Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.
Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор. При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.
Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.
Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.
На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение, в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.
На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.
Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Средний дошкольный возраст, какой он?"
Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет...
Консультация для родителей: «Старший дошкольный возраст, – какой он?»
консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»
Старший дошкольный возраст: многое пройдено, многое знакомо. Сегодня я расскажу о личностном и психическом развитии ребенка 5-6 лет. Итак, у Вашего ребенка уже заложен фунд...
Консультация для родителей "Старший дошкольный возраст какой он?" (Информация для брошюры)
Консультация для родителей "Старший дошкольный возраст какой он?" Возрастные особенности 5-6 лет - старшая группа. Стендовая информация и в виде брошюры для родителей и воспитате...
Консультация для родителей «Средний дошкольный возраст – какой он?»
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарак...
Консультация для родителей: «Старший дошкольный возраст, какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Воспитание 5-летних детей является новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного воз...