Комплекс мероприятий по ранней профессиональной ориентации дошкольников с ОВЗ
статья (старшая группа)
В статье описаны мероприятия по ранней профориентации детей с ОВЗ.
Комплекс мероприятий, способствует расширению представлений детей о профессиях взрослых и трудовому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
462.vospitateli.proforientatsiya_09_08_2022.doc | 39.5 КБ |
virtualnye_ekskursii_po_professiyam.docx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Титова Е.М.,
воспитатель подготовительной группы
МАДОУ «Детский сад №462» г. Челябинска
Комплекс мероприятий по ранней профессиональной ориентации дошкольников с ОВЗ
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных образовательных организаций, работающие с детьми старшего дошкольного возраста.
Проблемное поле: недостаточное признание положения, о том, что процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребенка образа мира, что способствует структурированию социального мира и формированию отчетливого дифференцированного представления о взрослых людях, в том числе и об их профессиях [3].
Аннотация: в данной работе представлен комплекс мероприятий, способствующих расширений представлений детей о профессиях и трудовому воспитанию, пониманию своих способностей и интересов к профессиям, представлен педагогический опыт работы в данном направлении.
Ранняя профессиональная ориентация, систематически проводимая нами с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МАДОУ «Детский сад №462» г. Челябинска направлена на познание детьми своих наклонностей, способностей, а также интересов к профессиям.
Комплекс мероприятий направлен на расширение представлений детей о мире профессий и трудовое воспитание, что соотносится с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие») [1].
Представленные мероприятия проводились с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Учитывая особенности таких детей, мы в ходе преподнесения учебного материала более часто повторяем и закрепляем пройденный материал, а основной акцент делаем на развитие самостоятельности и способов мышления детей.
Предлагаем для применения коллегами следующий разработанный нами комплекс мероприятий:
1. Виртуальные экскурсии о профессиях родителей. Нами подготовлены компьютерные презентации по каждой профессии родителей воспитанников. Особенность таких презентаций состоит в том, что в них представлены фотографии с работы именно тех детей, который воспитываются в нашей группе, что позволяет не только осуществлять более эффективное знакомство с профессиями, но и более близко познакомиться детям с семьями своих сверстников. При разработке презентаций мы придерживались следующих правил: фотографии крупные, яркие, понятные для восприятия детей с ЗПР, в презентациях присутствуют фотографии процесса трудовой деятельности, предметов труда, результатов труда. Некоторые презентации также содержат в себе видео- и аудиоматериалы. Достоинством такой формой работы с детьми является наличие наглядности, что соответствует особенностям восприятия информации детьми дошкольного возраста.
2. Знакомство с профессиями сотрудников детского сада. Воспитатели, работники кухни, помощника воспитателя, музыкальный руководитель и т.д. – это профессии тех людей, с которыми дети взаимодействуют каждый день, наблюдают за их трудом. В связи с тем, что дети каждый день видят этих работников, у них сформирован интерес к данным профессиям.
Применяем следующие формы работы: беседы работников детского сада с детьми об их профессиях, организация наблюдения детей за работой сотрудников детского сада (особый интерес вызывает работа на кухне), организация помощи в рамках трудового воспитания (дежурство при подготовке к приему пищи, полив цветов на участке детского сада и т.д.).
3. Беседы о профессиях. В ходе бесед задаем детям следующие вопросы: «Какая профессия самая трудная?», «Что нужно уметь, чтобы быть врачом, пекарем, строителем?», «Каким должен быть учитель, продавец?» и т.д. В процессе бесед применяем предметные и сюжетные картинки на тему профессий. Каждая картинка яркая и большого размера (альбомный лист), чтобы детям было интересно ее рассматривать. В ходе бесед также применяем книгу «Что взрослые делают на работе?» (Джейн Уилшер) [2].
4. Фотовыставки на тему профессий. Мы подобрали фотографии и организовали фотовыставки на темы «Пекарь», «Продавец», «Строитель», «Учитель», «Врач». В подборке представлены качественные профессиональные фотографии, на которых изображены представители разных профессий на дальнем, среднем и крупном плане, их эмоциональное состояние, общение с клиентами, предметы и результаты труда, механизмы, инструменты, – все, что иллюстрирует профессиональную деятельность.
5. Сюжетно-ролевые игры о профессиях. Организуем игры как по традиционным профессиям (продавец, строитель и т.д.), так и по относительно новым профессиям (дизайнер, флорист и т.д.), чтобы у детей сформировалось представление обо всем многообразии профессиональной деятельности. Для сюжетно-ролевых игр мы постоянно пополняем предметную среду новыми атрибутами, элементами профессиональной одежды, разнообразными предметами из сферы профессий, чтобы детям было интереснее играть. Чтобы ранняя профессиональная ориентаций детей проходила более эффективно, мы сами тоже принимаем участие в игре, выполняя одну из ролей. В таком случае мы можем направлять ход сюжетно-ролевой игры и знакомить детей с особенностями выполнения трудовых функций в тех или иных профессиях. В ходе сюжетно-ролевых игр дети узнают о профессиях, а также во время игровой деятельности начинают понимать, нравится им самим или нет выполнять трудовые функции конкретной профессии.
6. Показ мультфильмов с элементами профессионального труда. Большой интерес у детей вызывают мультфильмы. Поэтому мы составили коллекцию серий популярных современных мультфильмов, в которых персонажи выполняют трудовые действия каких-либо профессий.
7. Продуктивная деятельность детей, связанная с тематикой профессий. Мы организуем такую деятельность, как лепка из пластилина представителей разных профессий и предметов их труда, рисование сюжетных картинок на тему профессий, строительные игры с конструктором и т.д.
8. Чтение детям художественных произведений, в которых встречаются представители разных профессий. Рассказы и стихи для детей вызывают эмоциональную реакцию, повышают интерес детей к профессиям. Читаем стихи «Шофер», «Сапожник» (Б. Заходер), «Айболит» (К. Чуковский), «Первый в космосе» (В. Бороздин) и др.
Реализованный нами комплекс мероприятий по ранней профессиональной ориентации дошкольников с ОВЗ дал свои положительные результаты, о чем свидетельствует расширение представлений детей о профессиях, рост интереса к трудовой деятельности, желание выполнять трудовые поручения.
Список литературы
1. Кузнецова, Г. Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г. Н. Кузнецова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 916 Кб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
3. Уилшер Джейн. Что взрослые делают на работе? – М.: Манн, 2022. – 64 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.В наше стремительное время, школьники и их родители зачастую сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии. Основ...
«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношени...
презентация для педагогов "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС"
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность ...
Беседа с родителями "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника"
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных пр...
Педагогический совет «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников в контексте ФГОС ДО»
Сценарий педагогического совета...
Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"
Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"...
Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника. Вопросы и ответы...
Семья – это то пространство, где формируется отношение ребенка к работе, к профессиональной деятельности. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле важна и необходима. Данная консульт...