Консультация для воспитателей "Введение традиций в жизнь группы детского сада"
консультация (старшая группа) на тему

Важная задача в работе воспитателя - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимота  в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.  

В данной методической разработке представлены методы и приемы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_vnutri_gruppy.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Введение традиций и обычаев в жизнь группы

Ввести ребенка в мир  человеческих отношений –

                                      одна из важных задач воспитания личности

                                      ребенка дошкольного возраста. Детей надо

                                         приучать жить среди людей, формируя у них

                                 определенные психологические качества

                                         (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

  1. Цель и назначение представленных материалов: Создание позитивного микроклимата в группе.

Задачи:

  • Формирования у детей оптимистического склада мышления и мироощущения.
  • Установление атмосферы доверия и общности в группе.

Актуальность:

 Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада.  Позитивный микроклимат   способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

     Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

    В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации.  Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

 Поэтому важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

     В сентябре 2013 года была вновь сформирована наша старшая группа компенсирующей направленности. В нее вошли дети, посещавшие наш детский сад (8 человек) и дети из других дошкольных учреждений  района (5  человек).

   Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что  для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

  1. Содержание работы

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно.  Вот некоторые  приемы, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

  • Введение ритуала утреннего приветствия  «Минутка вхождения в день». Такой ритуал способствует сплочению детского коллектива, положительной установке на предстоящий день, созданию благоприятного психологического климата, развитию позитивного мышления. Во время «Минутки вхождения в день» можно использовать коммуникативные игры, психогимнастику, упражнения на контакт, обсуждение проблемных ситуаций.

Варианты «Минутки вхождения в день»:

  1. Утро в группе можно начинать с приветствия «Собрались все дети в круг»:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Затем проводится коммуникативная игра «Подари улыбку».

  1. Дети стоят в кругу, взявшись за руки:

Утреннее приветствие:

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Затем проводится психогимнастика «Доброе тепло – ласковый взгляд – нежная улыбка».

  1. Утреннее приветствие «Мы взрослые»

Задачи: создать радостное настроение, воспитывать взаимное уважение.

Педагог: Вы подросли, стали старше. Вы теперь не малыши, а старшая группа.

Старшая группа. Что это значит?

Значит, некто уже в группе не плачет,

Суп не прольет на рубашку никто,

Все надевать научились пальто,

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем ни папе, ни маме.

Педагог: Вы стали взрослыми и наверняка дружными. Давайте вспомним пословицы о дружбе.

  1. Решение проблемной ситуации: «Если в группе произошел какой-нибудь конфликт, как нам выйти из него?» (жест мирилочка, песня о дружбе, стишок, вспомнить пословицы о дружбе, использование методов саморегуляции: «Стойкий оловянный солдатик», «Врасти в землю», «Возьми себя в руки» и д.р.

Затем проводится упражнение «Ласковое имя» (воспитатель предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, стоящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «спасибо»);

  • Проведение «Утра радостных встреч» (после болезни, выходных или отпусков). Здесь используются коммуникативные игры, в ходе которых, ребенок, пришедший, например, после болезни, становится центром внимания. Вот некоторые из них: «Обнимашки», «Комплименты», «Добрые волшебники». Также этому ребенку дарятся заранее подготовленные детьми подарки (поделки, рисунки).

В начале недели в ходе «Утра радостных встреч» проводится работа по развитию у детей самоуважения, уверенности в себе, повышению самооценки. Для этого используется простой, эффективный прием, суть которого заключается в том, чтобы раскрыть перед детьми, помочь им  осознать их возможности, способности и умения. Этому способствуют упражнения:

  • «Я умею…» (воспитатель называет то, что  могут хорошо делать дети данного возраста, а ребята поднимают руки, когда считают, что делают это хорошо, и гордо говорят «Я»);
  • «Позитивные установки» (дети дружно повторяют за воспитателем:

Мы сильные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы здоровые!

У нас все получится!

Этим же целям служит психологические упражнения, в которых дети заканчивают предложения: «Родители (воспитатели) часто хвалят меня … (за что?)»; «Мои друзья часто ценят во мне … (что?)»; «Я очень хочу для своих друзей … (что хорошего сделать?)»;

  • Работа в «Уголке настроения».  Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то выражение мордочки котенка тоже может поменяться.

Ценность этого приема состоит в том, что дети задумываются, пытаются осознать свое настроение. Ведь назвать – значит более или менее понять. Воспитатель может вести индивидуальную работу с ребятами, у которых день выдался неудачным. Также сами дети интересуются настроением своих друзей и тем, почему  оно у них такое;

  • Еще одной традицией в нашей группе стало проведение Дня именинника. Дети принимают активное участие в подготовке этого праздника: разучивают стихи, репетируют сценки, мастерят подарки для именинников и украшения для группы. На праздник к детям приходят клоуны – Ириска и Клепа, которые приготовили для детей много разных игр и конкурсов. Этот праздник заряжает детей позитивными эмоциями и остается в их памяти надолго;
  • Организация индивидуальных выставок детей – эффективный метод, позволяющий повысить статус ребенка в детском коллективе.
  • В своей группе мы завели  «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё кладется красная фишка,  за плохой - черная. В пятницу все вместе анализируем, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
  • Еще один метод, позволяющий сплотить детский коллектив – это создание коллективных работ. При создании плакатов, коллажей, используется разнообразные техники: аппликация, оригами, обрывание, смятые салфетки и др. Совместная деятельность способствует развитию взаимоотношений, регуляции своего поведения, позволяет ощутить единство с другими.

 Результатом коллективного творчества, стали следующие работы, украсившие нашу группу: коллаж «Веселый снеговик», плакат «Знай, помни, выполняй!» (посвященный соблюдению правил дорожного движения), рисунок на районный конкурс «Мы хотим жить без пожаров!», фоторепортаж «Зимние забавы». Также, дети нашей группы принимали активное участие в создании мини-музея «Вся Россия рада – у нас Олимпиада!».  Ребята вместе с родителями искали в различных источниках фотографии наших олимпийцев, приносили из дома игрушки-символы 22 зимних олимпийских игр в Сочи, атрибуты болельщиков, изготавливали своими руками символику олимпийских игр;

  • Игры с элементами театрализации

Игры направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.

  1. Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).
  2. Подготовка к инсценированию стихотворения.
  3. Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.
  4. Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами.
  5. Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?».
  6. Театрализация ситуации с внесенными изменениями.
  7. Подведение итогов, выводы.

Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, - помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом.

Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев).

Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:

  • Сопереживать (отзывчивость).
  • Помогать, проявляя терпимость к чужим ошибкам и оплошностям.
  • Искать выход из сложных коммуникативных ситуаций, не избегая их.

Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить.

Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

  1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
  2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
  3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

  • Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации

      Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Ссориться не будем

Будем мы дружить

Клятву не забудем

Пока будем жить!

  • Беседы на формирование дружеских взаимоотношений

«Кто щедрый – тот в дружбе первый!»

«Хорошие товарищи»

«Урок дружбы»

«С чего начинается дружба»

«Кто кого обидел»

  • В различных видах деятельности, особенно в сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада.  Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направленные на сплочение детей. Предлагаю использовать следующие коммуникативные игры: «Комплименты», «Бабушка Маланья», «Клубочек», «Волшебные очки».
  1. Основные результаты внедрения материала в образовательную практику

Введение обычаев и традиций в жизнь детей позволило создать в группе атмосферу, характеризующуюся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Ребята стали более внимательнее и терпимее относится друг к другу, проявлять эмпатию, уступать. Очень приятно наблюдать, как дети самостоятельно разрешают конфликты, используя приемы, найденные во время совместных обсуждений. Еще одним свидетельством эмоционального благополучия в группе является отказ детей уходить вечером домой.

Традиции и обычаи сделали жизнь нашей группы  увлекательной и наполненной, а нашу работу по формированию позитивного микроклимота в группе эффективной и качественной.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо,  для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. Главное, что все это сделает жизнь группы интересной и увлекательной, позволит создать благоприятные условия для развития детей.

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997.
  2. Примма Е.В., Филиппова Л.В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности. М. 2001.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис. 2001.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни - с детского сада"

Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека....

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"

Здоровый образ жизни в детском саду и дома                Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием фор...

Знакомство с народной культурой и традициями в старшей группе детского сада.

Знакомство с народной культурой и традициями в старшей группе «Б».Сегодня мы на многое начинаем  смотреть  по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относит...

консультация для родителей " Здоровый образ жизни в детском саду и дома"

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в детском саду и дома"

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач детского сада.Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть ...

Тематическая неделя " Народные обряды и традиции " в подготовительной группе детского сада

В материале отражена образовательная работа с дошкольниками подготовительной группы детского сада, осуществляемая по теме недели "Народные обряды и традиции" по всем образовательным об...

Проект "Чайные традиции" в старшей группе детского сада

Однажды в группе, обсуждая на занятии тему полезных продуктов, мы заметили, что никто не назвал чай. А ведь мы пьем его ежедневно. Оказалось мы так мало знаем о чае. Мы решили узнать о нем как можно б...